Перейти к основному содержанию
  • Главная
  • Институт
    • Об Институте
    • Новости и анонсы
    • История Института
      • Воспоминания
      • Хроника
      • «Генеалогическое древо»
      • Адреса Института
      • Директора Института
      • История подразделений
      • Видеоматериалы
      • Исторические фотоальбомы
      • Значимые публикации прошлого
      • Исторические документы
      • Сотрудники-участники ВОВ
    • Администрация
    • Учёный совет
    • Диссертационные советы
      • График защит диссертаций
      • Прошедшие защиты
      • Авторефераты
      • Диссертации
      • Документы к защите
      • Подготовка внешних отзывов
    • Национальный проект «Наука и университеты»
    • Профсоюз
    • Совет молодых учёных
    • Конкурсы
    • СМИ об Институте
    • Фотоальбомы
    • Видео
    • Контакты
  • Научная деятельность
    • Научные подразделения
      • Отдел африканских языков
      • Отдел индоевропейских языков
        • Сектор анатолийских и кельтских языков
        • Сектор германских языков
        • Сектор иранских языков
        • Сектор романских языков
      • Лаборатория исследования и сохранения малых языков
      • Отдел кавказских языков
      • Сектор общей компаративистики
      • Лаборатория мультиканальной коммуникации
      • Научно-исследовательский центр по национально-языковым отношениям
      • Научный центр по сохранению, возрождению и документации языков России
      • Отдел прикладной лингвистики
      • Отдел теоретической лингвистики
      • Отдел теории и практики коммуникации имени Ю. С. Степанова
      • Отдел типологии и ареальной лингвистики
        • Сектор типологии
        • Сектор ареальной лингвистики
      • Отдел урало-алтайских языков
        • Группа финно-угорских языков
      • Отдел экспериментальных исследований речи
      • Отдел языков Восточной и Юго-Восточной Азии
    • Научные сотрудники
    • Конференции, семинары, защиты диссертаций
      • Календарь
      • Анонсы конференций
      • Лингвистический форум
        • Лингвистический форум 2022
        • Лингвистический форум 2021
        • Лингвистический форум 2020
        • Лингвистический форум 2019
      • Семинары
      • Дискуссионно-аналитический клуб по языковой политике
      • Защиты диссертаций
        • График защит
        • Прошедшие защиты
        • Авторефераты
        • Диссертации
      • Прошедшие мероприятия
        • Конференции (2019–)
        • Архив конференций (2010–2018 гг.)
        • Заседания семинаров
    • Проекты по грантам
    • Популяризация науки
      • Публикации в СМИ
      • Видео
      • Блог
    • Публикации
      • Публикации Института
      • Журнал «Вопросы психолингвистики»
      • Журнал «Урало-алтайские исследования»
      • Журнал «Родной язык»
      • Журнал «Российская тюркология»
      • Научный журнал «Социолингвистика»
      • Журнал «Language in Africa»
      • Журнал «Лингвистика и методика преподавания иностранных языков»
    • Научное сотрудничество
  • Языки России
    • Список языков России
    • Программа сохранения языков России
    • Концепция языковой политики
    • Дискуссионно-аналитический клуб по языковой политике
    • Малые языки России
  • Образование
    • Аспирантура
      • Направленности подготовки
      • Списки и расписания
      • Для поступающих
      • Библиотечные системы
      • Нормативные документы Института
      • Государственные нормативные документы
    • Докторантура
    • Прикрепление для подготовки диссертации
    • Кафедра иностранных языков
  • Издательство
Главная

Mobile logo Russian

Сотрудники Института приняли участие в конференции «Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития»

пн, 16.12.2019 - 16:36 ( admin )
языки коренных народов
языки народов России

В завершение Международного года языков коренных народов 12–13 декабря 2019 г. в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития». Конференция организована Министерством просвещения Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, Фондом сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» и Институтом развития родных языков народов Российской Федерации. В конференции приняли участие свыше 150 представителей из 36 субъектов Российской Федерации, среди них более 70 докторов и кандидатов наук, представители федеральных и региональных органов государственной власти, организаций науки и высшего образования, дошкольных и общеобразовательных учреждений, общественных организаций. 

Конференцию с приветственной речью открыли представители Федерального Собрания Российской Федерации В. П. Марков, член Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, и И. И. Гильмутдинов, председатель Комитета по делам национальностей Государственной Думы. Участников конференции от имени министра просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильевой поздравила Ж. В. Садовникова, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации. Также с приветственной речью выступили А.В. Котова, статс-секретарь, заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей, Е. Г. Бабелюк, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Л. В. Дудова, первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации.

На пленарном заседании с ключевым докладом на тему «Актуальные вопросы преподавания родных языков и родных литератур» выступила Ж. В. Садовникова, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации. Основной научный доклад «Сохранение языкового многообразия России: контуры программы» представил А. А. Кибрик, доктор филологических наук, директор Института языкознания РАН.

О научной проблематике в школьном преподавании родных языков народов России выступила Л. И. Маршева, доктор филологических наук, директор Института развития родных языков народов Российской Федерации. Директор ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», кандидат педагогических наук С. С. Семенова рассказала о состоянии и перспективах научного сотрудничества в области этнокультурного, билингвального и поликультурного образования.

Участники конференции в течение двух дней под модераторством руководителей Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России, ведущих ученых в области педагогики и филологии обсудили вопросы сохранения и развития родных языков на тематических секциях: «Региональные практики управления этнокультурным образованием», «Дошкольное детство: освоение родного языка в условиях двуязычия», «Лингводидактические проблемы преподавания родных языков народов России» и «Научно-методические аспекты преподавания родных литератур народов России». 

На конференции с докладами выступили сотрудники Института языкознания:

  • Т. Б. Агранат. Взгляд лингвиста на проблемы преподавания родных языков
  • В. М. Алпатов. Языки народов Российской Федерации в сфере образования в прошлом, настоящем и будущем
  • М. А. Горячева. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в школьном образовании: динамика и перспективы
  • Д. О. Жорник, В. С. Харитонов. Совместная деятельность по созданию контента с носителями мансийского языка как пример гибкого подхода в области образования на родных языках
  • О. А. Казакевич. Языки семьи и детского сада: ради чего родители лишают детей языкового наследства и как убедить их не делать этого
  • М. В. Куцаева. Чувашский язык в семье и школе: пути освоения этнического языка
  • К. О. Мищенкова. Настольные игры на эвенкийском и эвенском языках для начинающих изучать родной язык
  • Р. О. Муталов. Малые языки даргинской группы (Дагестан): проблемы статуса и преподавания литературного языка
  • О. Н. Пустогачева. Роль внутренней и внешней мотивации в овладении родным языком
  • З. М. Халилова. Перспективы присутствия в школе малых языков Дагестана
  • Э. В. Хилханова. О языках коренных народов в системе образования: региональные практики управления образованием в России и за рубежом
  • А. Б. Шлуинский. Малые языки как внеурочный предмет (на примере лесного энецкого языка)

В рамках конференции был проведен круглый стол по реализации Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации, утвержденной решением Коллегии Минпросвещения России. В формате мастер-классов лучшими учителями и воспитателями из 10 субъектов Российской Федерации представлены успешные практики преподавания родных языков и литератур. На презентации цифровых образовательных ресурсов в диалоговом режиме участники конференции ознакомились с проектами на языках коренных малочисленных народов, в том числе юкагирским «Музыкальным веселым словарем», а также с онлайн-школами татарского, башкирского языков и с использованием возможностей образовательных платформ при обучении якутскому языку. 

Фондом сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации совместно с регионами организована выставка учебной литературы по дошкольному образованию, по предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» на эвенкийском, удэгейском, юкагирском, хакасском, чувашском, тувинском, бурятском и других языках.

На итоговом пленарном заседании под руководством С. А. Пилипенко, заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России, и Л. В. Дудовой, первого заместителя председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, подведены результаты работы по основным направлениям конференции. Пленарное и секционные заседания конференции транслировались по интернет-телевидению Общественной палаты Российской Федерации. Материалы конференции будут размещены на сайте www.insch.ru и опубликованы в сборнике, индексируемом в системе РИНЦ.
 

Строка навигации

  1. Главная
  2. Сотрудники Института приняли участие в конференции «Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития»
  • English
  • Русский

User account menu

  • Войти

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания Российской академии наук
125009, Москва, Большой Кисловский пер. 1 стр. 1 (карта)
Тел.: (495) 690-35-85
Тел./Факс: (495) 690-05-28
E-mail: iling@iling-ran.ru
ВКонтакте | Telegram | Twitter | YouTube | RSS
Страница контактов и карта проезда

© 2011–2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания Российской академии наук