старший научный сотрудник
Научно-исследовательский центр по национально-языковым отношениям
В 1998 г. закончила с отличием филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 2003 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук «Типология языковых ситуаций в Российской Федерации» (защищена в Институте языкознания).
Область научных интересов: социолингвистика, языковые ситуации в субъектах Российской Федерации, социолингвистическая типология, модель языковых ситуаций, коммуникативная сфера образования, диахроническая социолингвистика, переписи населения.
В 2010 г. была издана монография М.А. Горячевой «Языковое и образовательное пространства современной России» (17 а.л.). В ней анализируется сложная и многогранная проблема функциональной жизни языков народов Российской Федерации и этнических групп, рассматриваемая сквозь призму исследования одной из наиболее важных коммуникативных сфер – сферы образования. Принимала участие в следующих коллективных работах Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям: «Письменные языки мира: языки Российской Федерации»; «Словарь социолингвистических терминов»; «Справочник языков народов России», Информационная система «Языки России: социолингвистический портрет» (Грант РГНФ), «Взаимодействие разноструктурных языков: ареальный и временной аспекты» (программа фундаментальных исследований Президиума РАН); «Языки России в контексте языков мира: типология и динамика языковых ситуаций в многонациональном государстве» (грант РГНФ), Социолингвистическая энциклопедия (Грант РГНФ), «Языки России в:эпоху глобализации» (Грант РГНФ).
Руководитель грантов РГНФ и РФФИ:
- Грант РГНФ №14-04-12023 (кол.) «Информационная система «Языковое разнообразие России». (2015–2017 гг.).
- Грант РГНФ № 15-01-00192 (кол.) «Воспоминания нестроевого солдата о Великой Отечественной войне. Подготовка рукописи к печати». 2015.
- Грант РФФИ № 18-09-00177 (кол.). Воспоминания Ф.А. Головина: Последние Головины (Семейная хроника). 2017–2018.
- Грант РФФИ № 20-19-00169 (изд.). Ф.А. Головин. Воспоминания. 1870–1918. М., 2020.
Исполнитель:
- Грант РГНФ №14-04-00296 (кол.) «Языки России в эпоху глобализации». Руководитель: В.Ю. Михальченко. 2014–2016 гг.
- Грант РФФИ № 18-09-00324 (кол.) «В.С. Оболенский. Дневник гофмаршала: 1882-1885» (рук. Черникова Н.В.). 2017–2019.
Активно участвует в международных конференциях. Участвовала в подготовке проектов по заданиям правительства. Ряд лет была ученым секретарем Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям.
Горячева М.А. была членом оргкомитета и отв. ред. сборника (совместно с Биткеевой А.Н.) проведенной НИЦ НЯО Международной конференции «Языковое единство и языковое разнообразие в полиэтническом государстве». Москва, 14-16 ноября 2018.
Составитель изданий «Военные воспоминания нестроевого солдата Федора Александровича Писарькова». М.: Новый хронограф, 2017. 296 c. ISBN978-5-94881-381-3/ и Ф.А. Головин. Воспоминания. 1870–1918. М.: Новый хронограф, 2020. (в соавторстве).
Совместно с коллегами была участником организационного комитета Международного круглого стола «Перспективы в вызовы языковой политики и языковой ситуации в Крыму».
В рамках выполнения поручений президента по итогам заседания совета при президенте российской федерации по русскому языку 5 ноября 2019 года и перечень поручений по итогам заседания совета и по межнациональным отношениям Горячева М.А. в 2020 году принимала участие в подготовке ряда документов (проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»; «К предложениям по совершенствованию системы подготовки в профессиональных образовательных организациях педагогических кадров, реализующих программы дошкольного и начального общего образования, в области преподавания языков народов РФ и литературного чтения на этих языках»; Концепции языковой политики, и др.
С 2020 года является техническим редактором журнала «Социолингвистика».
Профиль РИНЦ
Основные публикации
- Российская Федерация: функционирование языков в современном образовательном пространстве. Монография. М., 2015. 272 с.
- Диаспора как объект социолингвистики: главные векторы изучения // Альманах современной науки и образования. «Грамота». Тамбов, 2008, № 4 (11), Ч. 1, С. 59–61.
- Сфера образования как объект исследования социолингвистики: цели и методы // Вопросы филологии, 2008, № 1, С. 15–24.
- Языковая ситуация в республиках Татарстан, Саха (Якутия), Бурятия и Коми как иллюстрация видов соотношения русского и титульного языков // Решение национально-языковых вопросов в современном мире. Страны СНГ и Балтии / под ред. Е.П. Челышева. М., 2010, 770 с.; С. 501–511.
- Языковая ситуация в Российской Федерации в зеркале переписей 1989 и 2002 гг. Доклад на Международной конференции «Язык и общество в современной России и в других странах». Москва, 21–24 июня 2010 г., С.154–157.
- Переписи населения 1989, 2002 и 2010 гг. как статистический источник: специфика использования в социолингвистических исследованиях» // «Через 20 лет после 1991 года: реорганизация пространства и идентичности» // IX Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Петрозаводск, 4–8 июля 2011 г.
- Термин «коммуникативная сфера» в современной социолингвистике // Тезисы доклада на седьмой Международной конференции «Язык и общество в современной России и в других странах». Москва, 26–29 сентября 2013 г.
- Тезисы доклада «Динамика функциональной нагрузки языков малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в школьном образовательном процессе» // Образование народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: вызовы, тенденции, перспективы. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Российской академии образования (13–14 марта 2013 г.). М., 2013, С. 12–13.
- Информационная система «Языковое разнообразие России» – проект-спутник к трудам Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям // Языковая политика и языковые конфликты в современном мире. Международная конференции. М., 16–19 сентября 2014 г. Доклады и сообщения. С. 309–314, 0,3 а.л.
- Проблемы применения статистических данных переписей населения 1989, 2002 И 2010 гг. в социолингвистике // Вопросы филологии, № 1 (46). 2014 С. 24-30.
- Принципы анализа статистических данных по численности этноса и языка в социолингвистических диахронических исследованиях // журн. "Функциональная лингвистика" (Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования) № 6, 2014, С. 38–40, 0,3 а.л.
- Термин «Коммуникативная сфера» и его место в ряду социолингвистических категорий // Проблемы марийской и сравнительной филологии. Йошкар-Ола, 2015. С. 27–30.
- Издательство: Марийский государственный университет (Йошкар-Ола).
- «150 языков и политика: история и современность» // Язык. Общество. История науки. К 70-летию чл.-кор. РАН В.М. Алпатова. Тезисы докладов международной конференции. М., 2015, С. 26–27 (0,3 а. л.).
- «Коммуникативная сфера армии (военная сфера) как объект изучения социолингвистики» // Функциональная лингвистика. VII международный крымский лингвистический конгресс «Язык и мир» Ялта, 5–8 октября 2015 г. Ялта, 2015, С. 87–89. (0,3 а.л.).
- Информационная система «Языковое разнообразие России: основные итоги проекта» // Журнал «Филологические науки. Вопросы теории и практики». Тамбов, 2016. Тамбов: Грамота, 2016. № 11, Ч. 1, С. 110–112.
- Русский язык и «республиканские государственные языки» в школьном обучении в 2006–2016 гг. в контексте правовых норм: динамика функционирования. Доклад на конференции «Использование языка как государственного: правовые требования и социальная реальность» в рамках секции «Образование» V Санкт-Петербургского международного культурного форума (2 декабря 2016 г.).
- Языковая политика в Республике Татарстан как отражение национальной политики государства в XX в. // Актуальная языковая ситуация и языковая политика в Приволжском федеральном округе / под ред. Д. Мюллера / М. Вингендер. München / Berlin / Leipzig / Washington, DC: Kubon & Sagner, серия Specimina Philologiae Slavicae. 2017, С. 145–159.
- Преподавание языков народов России в школе: социолингвистический аспект // Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности. Всероссийский семинар-совещание. Сб. докладов. М., 2016 (электронное издание). С. 19–23. (7 страниц, 0,3 а.л.). http://fadn.gov.ru
- Сфера СМИ // Язык и общество. Энциклопедия. М.: Азбуковник, 2016, 0,5 а.л., С. 464–466.
- Языковая ситуация в Республике Алтай // Там же, 1,2 а.л., С. 677–686.
- Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ) как источник проведения диагностических исследований в области межэтнического взаимодействия
- // Проблемы марийской и сравнительной филологии. Сборник статей. Йошкар-Ола, 2017. С. 266–269.
- Понятие «коммуникативная сфера» в социолингвистике: основные направления исследования // Материалы Международной конференции «Языковое единство и языковое разнообразие в полиэтническом государстве». Москва, 14-16 ноября 2018: изд-во Языки народов мира. (УДК 811.15 (08), ББК 81.2, Я 41), С. 119–122.
- Законодательство о языках народов Российской Федерации в сфере образования: современное состояние и перспективы // Материалы Международной конференции «Языковое единство и языковое разнообразие в полиэтническом государстве». Москва, 14-16 ноября 2018: изд-во Языки народов мира. (УДК 811.15 (08), ББК 81.2, Я 41), С. 187–193.
- Термин «коммуникативная сфера» («сфера общения») и социальные функции языка // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы марийской и сравнительной филологии» (26 октября 2018 года). Йошкар-Ола, 2018.
- Современная образовательная политика в отношении языков народов России как важная часть этнонациональной политики страны // Материалы Всероссийской научной конференции «Нациестроительство: состояние, проблемы, перспективы» (30 ноября 2018 года), М., 2018. /отв. ред. Омаров М.А. С. 178–185.
- Динамика использования языков народов России в сфере образования за последнее десятилетие в контексте социолингвистической проблематики (0,6 а.л.) // Вопросы филологии, 2018, № 1 (61), ISSN1562-1391. М., 2018., С. 20–26.
- Возможности и принципы прогнозирования функционального развития языков в коммуникативной сфере образования // Языки в полиэтническом государстве: развитие, планирование, прогнозирование. Международная конференция (Республика Бурятия, Улан-Удэ-Горячинск), 1 июля–4 июля 2019 г. Доклады и сообщения / Отв. Г.А. Дырхеева, А.Н. Биткеева, С.В. Кирилленко, Б.Н. Цыренов. Улан-Удэ: БНЦСО РАН, 2019. 262 С.
- Республика Алтай: взаимодействие языков и культур // XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации
- «Теория речевой деятельности: вызовы современности». г. Москва, 6 – 8 июня 2019 г. М.: Изд-во «Канцлер», 2019, 300 с., С. 236–237.
- Языки России в системе школьного образования
- Республики Марий Эл: динамика функционирования // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. статей / Мар. гос. ун-т; отв. ред. Р.А. Кудрявцева. Йошкар-Ола, 2020. 314 с., С. 13–18.
- Функционирование языков в сфере образования // «Закономерности социокультурного развития языков в полиэтнических странах мира (Россия-Вьетнам)» (коллектив. монография). М., 2020, С. 213–232.
- Украинский язык в школьном обучении в Российской Федерации: динамика и тенденции функционирования в контексте языкового прогнозирования» // Социолингвистика. № 4, С. 92–108.