Научный центр по сохранению, возрождению и документации языков России создан в мае 2021 г. для подготовки и разработки Программы Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института языкознания Российской академии наук по сохранению и возрождению языков коренных народов России. Главной задачей центра является подготовка методических документов и рекомендаций, необходимых для реализации Программы.
Основные направления работы (2022):
- Исследование социальных, когнитивных и эмоциональных аспектов, влияющих на отношение к сохранению языка и мотивацию для его изучения, создание методик, повышение престижа языков России
- Разработка методики оценки эффективности практик, направленных на сохранение и развитие языков России, а также научных критериев мониторинга состояния языков России.
- Формирование теоретической базы и методическое описание принципов восстановления и сохранения межпоколенческой передачи языка естественным путем.
- Научно-методическое исследование организационных, финансовых и правовых аспектов реализации методик сохранения языков России.
- Разработка принципов документации языков для их сохранения и возможной ревитализации.
- Исследование структуры, систем управления и принципов разработки лингвистических онлайн-инструментов.
Основные направления работы (2021):
- уточнение списочного состава языков России;
- уточнение состояния языков России с точки зрения угрозы их исчезновения;
- изучение лучших мировых и российских практик сохранения и возрождения языков, оценка их эффективности и возможности распространения на другие языки;
- конкретная адаптация практик сохранения и возрождения языков через запуск пилотных проектов и их мониторинг;
- определение необходимой, финансовой, нормативно-правовой и организационной поддержки реализации мероприятий Программы;
- изучение лучших мировых и российских практик документации языков и методическое описание принципов лингвистической документации языков, находящихся на грани исчезновения.
Итоговые документы по Этапу 1 (2021)
- Уточнение списочного состава языков России
- Состояние языков России
- Российские практики сохранения, возрождения и развития языков
- Зарубежные практики сохранения, возрождения и развития языков
- Адаптация мировых практик к специфике языковых, культурных и социальных ситуаций России через запуск пилотных проектов по сохранению трех языков, имеющих разный социолингвистический статус
- Обоснование необходимой финансовой, нормативно-правовой и организационной поддержки реализации мероприятий Программы сохранения и возрождения языков народов России (2021-2022 гг.)
- Оценка документации языков России, находящихся под угрозой исчезновения
Мероприятия
- 15 апреля 2022 г.: информационно-практический онлайн-семинар «Языковое гнездо. Создаем и работаем».
- С 22 по 24 апреля 2022 г.: Весенняя школа по сохранению, развитию и возрождению языков.
Публикации
- Иванов, В. В. Бурятский язык в языковом ландшафте и языковых практиках в городе Улан-Удэ. [Электронный ресурс] // Социолингвистика 2021, No 1 (5). С. 147–163. DOI: https://doi.org/10.37892/2713-2951-2021-1-5-147-163
- Pupynina, M., Aralova, N. Lower Kolyma multilingualism: Historical setting and sociolinguistic trends. International Journal of Bilingualism. Special issue ‘Typology of small-scale multilingualism’. 25(4):1081-1101. DOI: https://doi.org/10.1177/13670069211023151
Методические документы
- Аралова Н. Б., Будянская Е. М., Сюрюн А. А., Груздева Е. Ю. Как документировать языки, чтобы их сохранить. Методические рекомендации по сбору материала для потенциальной поддержки и ревитализации миноритарных языков.
- Павлова О. М., Винклер М. А. , Груздева Е. Ю. Методики и практики сохранения и возрождения языков России. Электронная анкета для специалистов, языковых активистов и носителей языков.
Пилотные проекты по ревитализации
- Проект по сохранению и ревитализации нанайского языка (отв. В. Харитонов)
- Проект по сохранению и ревитализации мансийского языка (отв. Д. Жорник)
Научные доклады
- Груздева Е. Ю., Кибрик А. А. «Программа Института языкознания РАН по сохранению и возрождению языков России: текущий этап подготовки». Всероссийская конференция «Обучение русскому языку и языкам народов России в условиях поликультурной образовательной среды». 18-19 октября 2021. (видеозапись доклада)
- Груздева Е. Ю., Кибрик А. А., Шлуинский А. Б. «Программа сохранения языкового разнообразия России» (устный, онлайн). XIV Конгресс антропологов и этнологов России, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Россия, 6–9 июля 2021 г. (видеозапись доклада)
- Замятин К. Ю. «Формирование языковой политики РФ и республик: от истории к современности» (устный пленарный доклад). Языковая ситуация и языковой ландшафт национальных регионов в ХХ – начале XXI вв. Институт истории Академии наук Республики Татарстан, г. Казань, Россия, 29 июня 2021.
- Замятин К. Ю. «Языковая политика России и взаимоотношения между центром и периферией: политическая среда, субъекты политики, изменение политики» (устный). Языковая политика на постсоветском пространстве: новые вызовы и перспективы. Институт языкознания РАН, г. Москва, Россия, 12–13 июля 2021 г. (видеозапись доклада)
- Иванов В.В. «Языковой ландшафт города Улан-Удэ как отражение языковой ситуации в Республике Бурятия» (устный). Языковая ситуация и языковой ландшафт национальных регионов в ХХ – начале XXI вв. 2021. Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, г. Казань, Россия, 29 июня 2021.
- Моложавая Т.А., Харитонов В.С. «Создание любительских видеоматериалов на миноритарных языках и их применение в образовательной деятельности» (устный). Межрегиональная педагогическая научно-практическая онлайн-конференция «Сохраняя язык, приумножаем культурное наследие народов России: перспективы развития образования в этнокультурном направлении». Хабаровский краевой институт развития образования, г. Хабаровск, Россия, 30 июля 2021.
- Павлова О.М. «Современная языковая ситуация в сообществе тверских карелов (по материалам полевых исследования 2020–2021 гг.)» (устный, онлайн). XIV Конгресс антропологов и этнологов России, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Россия, 6–9 июля 2021 г. (видеозапись доклада)
- Gruzdeva E. “Linguistic diversity in the Amur-Sakhalin region, the Russian Far East" (oral, online). Series of lectures “New Perspectives on Asia”. University of Helsinki (Finland) & Mahidol University (Thailand), 10 August 2021.
- Pupynina M. & Aralova N. "The Lower Kolyma multilingual area: Analysis of language proficiency levels" (oral, online), Sociolinguistic Symposium 23, Hong Kong, 7–10 June 2021.