Перейти к основному содержанию
  • Главная
  • Институт
    • Об Институте
    • Новости и анонсы
    • История Института
      • Воспоминания
      • Хроника
      • «Генеалогическое древо»
      • Адреса Института
      • Директора Института
      • История подразделений
      • Видеоматериалы
      • Исторические фотоальбомы
      • Значимые публикации прошлого
      • Исторические документы
      • Сотрудники-участники ВОВ
    • Администрация
    • Учёный совет
    • Диссертационные советы
      • График защит диссертаций
      • Прошедшие защиты
      • Авторефераты
      • Диссертации
      • Документы к защите
      • Подготовка внешних отзывов
    • Национальный проект «Наука и университеты»
    • Профсоюз
    • Совет молодых учёных
    • Конкурсы
    • СМИ об Институте
    • Фотоальбомы
    • Видео
    • Контакты
  • Научная деятельность
    • Научные подразделения
      • Отдел африканских языков
      • Отдел индоевропейских языков
        • Сектор анатолийских и кельтских языков
        • Сектор германских языков
        • Сектор иранских языков
        • Сектор романских языков
      • Лаборатория исследования и сохранения малых языков
      • Отдел кавказских языков
      • Сектор общей компаративистики
      • Лаборатория мультиканальной коммуникации
      • Научно-исследовательский центр по национально-языковым отношениям
      • Научный центр по сохранению, возрождению и документации языков России
      • Отдел теоретического и прикладного языкознания
        • Сектор теоретического языкознания
        • Сектор прикладного языкознания
        • НОЦ ТиПК им. академика Степанова
      • Отдел типологии и ареальной лингвистики
        • Сектор типологии
        • Сектор ареальной лингвистики
      • Отдел урало-алтайских языков
        • Группа финно-угорских языков
      • Отдел экспериментальных исследований речи
      • Отдел языков Восточной и Юго-Восточной Азии
    • Научные сотрудники
    • Конференции, семинары, защиты диссертаций
      • Календарь
      • Анонсы конференций
      • Лингвистический форум
        • Лингвистический форум 2022
        • Лингвистический форум 2021
        • Лингвистический форум 2020
        • Лингвистический форум 2019
      • Семинары
      • Дискуссионно-аналитический клуб по языковой политике
      • Защиты диссертаций
        • График защит
        • Прошедшие защиты
        • Авторефераты
        • Диссертации
      • Прошедшие мероприятия
        • Конференции (2019–)
        • Архив конференций (2010–2018 гг.)
        • Заседания семинаров
    • Проекты по грантам
    • Популяризация науки
      • Публикации в СМИ
      • Видео
      • Блог
    • Публикации
      • Публикации Института
      • Журнал «Вопросы психолингвистики»
      • Журнал «Урало-алтайские исследования»
      • Журнал «Родной язык»
      • Журнал «Российская тюркология»
      • Научный журнал «Социолингвистика»
      • Журнал «Language in Africa»
      • Журнал «Лингвистика и методика преподавания иностранных языков»
    • Научное сотрудничество
  • Языки России
    • Список языков России
    • Программа сохранения языков России
    • Концепция языковой политики
    • Дискуссионно-аналитический клуб по языковой политике
    • Малые языки России
  • Образование
    • Аспирантура
      • Направленности подготовки
      • Списки и расписания
      • Для поступающих
      • Библиотечные системы
      • Нормативные документы Института
      • Государственные нормативные документы
    • Докторантура
    • Прикрепление для подготовки диссертации
    • Кафедра иностранных языков
  • Издательство
Главная

Mobile logo Russian

Надежда Михайловна Юрьева

Н. М. Юрьева

ведущий научный сотрудник
Отдел экспериментальных исследований речи

доктор филологических наук

В Институте языкознания с 1978 г.

E-mail: n.yurieva@iling-ran.ru

Юрьева Н.М. (род. 25.02.1950 г. в г. Москве) окончила в 1975 г. Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза (ныне МГЛУ). С 1980 по 1983 гг. обучалась в аспирантуре Института языкознания РАН. Работает в Институте языкознания с 1978 г., является членом Диссертационного совета Д 002.006.03 Института языкознания РАН (специальность 10.02.19 – Теория языка). 

В 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию «Функционирование производного слова в онтогенезе», которую выполнила под руководством профессора, доктора фил. наук А.М. Шахнаровича и защитила в специализированном совете Института языкознания РАН. В 2006 г. защитила докторскую диссертацию «Речевой онтогенез в теории и эксперименте» по специальности 10.02.19 – теория языка. Опыт научной работы – 40 лет.

Специалист в области теории языка, психолингвистики и онтолингвистики. Научные интересы связаны с разработкой экспериментальных методов исследования онтогенеза речи, языковой и коммуникативной способности, с проблемами теории дискурса, диалога и нарратива.

Профиль РИНЦ

Основные публикации

Опубликовано около 110 научных работ, в том числе 6 монографий. Полный список трудов доступен по этой ссылке.

Список публикаций за период с 2008 г. по февраль 2021 г. включает 48 публикаций, среди них:

Научные монографии

  1. Метод эксперимента и его применение в речевых исследованиях. (в соавт.) М., 2009. Отв. ред. чл.-корр. РАН В.А. Виноградов. – М., ИЯЗ РАН, ИД «Ключ-С», 2009. 240 с., 16 п.л.;
  2. Очерки по синтаксису связной речи. (в соавт.) М., 2013, ИД «Ключ-С»; 9 п.л.; 
  3. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. (в соавт.) М., 2014, ИД «Ключ-С».  341с.; 
  4. Устное повествование в онтогенезе речи. Экспериментальное исследование. М., 2020. Отв. ред. – д.ф.н. К.Я. Сигал. – М., ИЯЗ РАН, – М. – Ярославль: Издательство Канцлер. 192 с. 

Научные публикации в изданиях, внесенных в российские и международные системы научного цитирования

WOS
  1. Interactive component in Oral Narrative of Preschool Children: on the formulation of hypothesis // Psycholinguistics. Психолiнгвiстика. Психолингвистика. Vol. 25 № 2, 2019. pp.  390-406. DOI 10.3147-012309-1797-2019-25-2-390-406.
  2. Посреднические речевые действия взрослого в рассказывании истории ребенком: к гипотезе об интерактивной природе повествования в речевой деятельности ребенка // Научный диалог. 2020. № 11. С. 132-152. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-11-132-152.
РИНЦ + ВАК
  1. Ролевые диалоги в сюжетно-ролевых играх детей-сверстников дошкольного возраста // Вопросы филологии, №1 (31), 2009, с. 52-62;
  2. К проблеме становления повествования в детской речи// Вопросы психолингвистики, № 1, 2010 г., с. 100 -114;
  3. Памяти А.М. Шахнаровича (в соавт.) / Вопросы психолингвистики, № 1 (13), 2011, с. 182–190;
  4. Устное повествование в детской речи (по материалам эксперимента)// Вопросы психолингвистики, 2013, №2, с. 114 – 121;
  5. Соотношение игры и диалога в совместных играх детей-сверстников дошкольного возраста// Вопросы психолингвистики, 2014, № 3 (21). С. 60–77;
  6. Устное повествование в онтогенезе речи: к нарративу в диалоге со взрослым // Вопросы психолингвистики, 2015, № 2. С. 288–301;
  7. Механизмы устного нарратива в детской речи: когнитивный подход // Вопросы психолингвистики. 2016. № 3, с. 285 – 298; 
  8. International studies in narrative development: towards the basis of cognitive approach – from L.S. Vygotsky to A. Applebee // Journal of Psycholinguistics. 2016. № 27. С. 284–295. 
  9. Интерактивный подход в изучении становления нарратива в онтогенезе речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-2 (78). С. 178–181.
  10.  Юрьева Н.М. Интерактивный компонент в механизме порождения нарратива детьми // Вопросы психолингвистики. 2018. № 1 (35). С. 115–125. DOI: 10.30982/2077-5911-2018-35-1-115-125.
  11.  Вклад взрослого в порождение устного нарратива детьми-дошкольниками // Когнитивные исследования языка. Вып. XXXIII. Когнитивные исследования языка в гуманитарных науках. М., ИЯЗ РАН – Тамбов. 2018. № 33. С. 852–855. 
  12.  К построению модели порождения устной истории детьми   // Когнитивные исследования языка. Вып. ХХХYI. Понимание. Интерпретация. Когнитивное моделирование. Сборник научных трудов в честь 70-летия В.З. Демьянкова. Москва-Тамбов, 2019. С.  276–283.   
  13. Действие интерактивного компонента в рассказывании истории детьми (по материалам эксперимента) // Когнитивные исследования языка. Когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике и смежных науках: современные проблемы и методология исследования. Материалы Х Международного конгресса по когнитивной лингвистике 17-20 сентября 2020 г.  Вып. 2(41).  М.: ИЯЗ РАН; Тамбов: ТГУ; Екатеринбург. 2020. С. 994–997. 
  14. Посреднические речевые действия взрослого в рассказывании истории ребенком: к гипотезе об интерактивной природе повествования в речевой деятельности ребенка // Научный диалог. 2020. № 11. С. 132–152. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-11-132-152.
РИНЦ
  1. Когнитивный подход в исследованиях устного нарратива в онтогенезе // Вестник Самарского университете. История, педагогика, филология. 2016. № 3-2. С. 24–27.   
  2. О вкладе А.М. Шахнаровича в теорию речевого онтогенеза // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. 2020. № 1(12). С. 255–274. DOI: 10.37892/2218-1393-2020-12-1-255-274.

Тезисы докладов

  1. Особенности ролевых диалогов в сюжетно-ролевых играх детей-сверстников дошкольного возраста // Текст. Структура и семантика. Доклады ХII международной конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова. М., 2009. О,4 п.л.;
  2. Ролевые диалоги в сюжетно-ролевых играх детей-сверстников дошкольного возраста // Психолингвистика в ХХI веке: результаты, проблемы, перспективы. ХУI Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Июнь, 2009, Москва, ИЯЗ РАН;
  3.  Деятельностное направление и экспериментально-генетический метод в изучении онтогенеза речи // Проблемы онтолингвистики – 2009. Материалы международной конференции. СПб, Институт лингвистических исследований РАН, РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. О, 4 п.л.;
  4. К проблеме становления повествования в детской речи // Жизнь языка в культуре и социуме. Материалы конференции, посвященной 75-летию Е.Ф. Тарасова. Москва, 14-15 апреля 2010г. М., 2010, с. 229-230;
  5.  Генезис повествования в детской речи (по материалам экспериментального исследования) / Онтолингвистика – наука ХХI века. Материалы международной конференции по онтолингвистике. СПб., Институт лингвистических исследований РАН, РГПУ им А.И. Герцена, 2011, с. 316-319;
  6. Cодействие взрослого в создании повествовательного текста детьми-дошкольниками / Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы. Материалы научной конференции, 17-18 ноября 2011 года. М., МГЛУ, 2011, с. 98-99;
  7. Повествование как явление речевой деятельности на разных этапах его возникновения у детей дошкольного возраста (по материалам эксперимента) // Проблемы онтолингвистики – 2012. Материалы Международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского и 120-летию со дня рождения А.Н. Гвоздева. 24-26 апреля 2012 г., Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, «Златоуст», 2012, с. 357-360;
  8. Oral narrative in child language // Proceedings of the X international congress of the international society of applied psycholinguistics. Moscow, 2013, p. 88-89;
  9. О многообразии речевых воплощений истории в устном повествовании детей дошкольного возраста // Тезисы для конференции по детской речи С-Пб, 2013, 5 с.;
  10.  Игровая интеракция и коммуникативная сложность диалога в речевом онтогенезе // Жизнь языка в культуре и социуме – 4. Материалы международной научной конференции. М., 2014. ИЯЗ РАН – РУДН., с. 216-218;
  11. О множестве повествовательных воплощений истории в устном повествовательном дискурсе дошкольников // Международная конференция МГЛУ, 2014г. «Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы». Часть 1. 16-17 октября 2014, Москва, МГЛУ. С. 136-137.
  12. Интерактивный компонент в порождении устного нарратива детьми-дошкольниками // Материалы Всероссийской научной конференции. «Жизнь языка в культуре и социуме – 7». Москва. 1-2 июня 2018 года. М.: ИЯЗ РАН – РУДН, 2018. С. 164–165. 
  13. Вклад взрослого в порождение устного нарратива детьми-дошкольниками // Материалы Всероссийской научной конференции 17-18 мая 2018 г. Тамбов. «Когнитивные исследования языка». Вып. XXXIII. Когнитивные исследования в гуманитарных науках. Москва, ИЯЗ РАН – Тамбов, 2018. С.  852–855.  
  14. Методологические предпосылки моделирования процесса порождения устной истории ребенком // XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Теория речевой деятельности: вызовы современности. М. 6-8 июня. Издательство Канцлер», 2019 г. С. 280-281. 

В грантах в отчетный период участия не принимала.

Участвует в рецензировании, обсуждениях кандидатских и докторских диссертаций, в написании отзывов ведущей организации на кандидатские и докторские работы, а также в качестве рецензента на научные публикации. 

По популяризации лингвистической науки с 2008 по 2015 гг. вела совместную работу с педагогами в области лингвопедагогики в детском дошкольном учреждении Москвы.

теория коммуникации
онтогенез речи
инструментальный анализ звучащей речи

Язык / Language

  • Русский
  • English

Упоминания в новостях

  • Новый номер журнала «Лингвистика и методика преподавания иностранных языков» (выпуск 12, №1, 2020)

Строка навигации

  1. Главная
  2. Надежда Михайловна Юрьева
  • English
  • Русский

User account menu

  • Войти

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания Российской академии наук
125009, Москва, Большой Кисловский пер. 1 стр. 1 (карта)
Тел.: (495) 690-35-85
Тел./Факс: (495) 690-05-28
E-mail: iling@iling-ran.ru
ВКонтакте | Telegram | Twitter | YouTube | RSS
Страница контактов и карта проезда

© 2011–2022 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания Российской академии наук