главный научный сотрудник
Отдел экспериментальных исследований речи
В Институте языкознания с 1987 г.
E-mail: rumyantseva@iling-ran.ru
Является специалистом в ряде областей языкознания (теории языка, прикладной лингвистики, психолингвистики, речеведения, онтолингвистики), а также психологии и педагогики в сфере создания новых технологий обучения иностранным языкам.
На основе исследования механизмов речи разработала новое «онтогенетическое» и «психотерапевтическое» направление в обучении иноязычной речи, в частности – Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ), при помощи которого за последние 30 лет было обучено свыше полутысячи взрослых людей.
Владеет языками: английским, немецким, хинди, пали, санскритом.
Родилась 28 февраля 1956 г. в г. Москве в семье учёного-языковеда.
В 1979 г. окончила индийское отделение Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1977-1978 гг. проходила учебно-научную стажировку в Делийском университете (Индия).
В 1979-1983 гг. обучалась в очной аспирантуре Института востоковедения АН СССР.
В 1984 г. защитила в ИВ АН СССР диссертацию кандидата филологических наук на тему «Вокализм и ритмическая структура слова в хинди (опыт синтеза)» по специальности 10.02.22 – Языки народов зарубежных стран Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии.
В 2001 г. присуждена учёная степень доктора филологических наук по диссертации «Психолингвистические механизмы и методы формирования речи», защищенной в ИЯ РАН по специальности 10.02.19 – Теория языка
В 2005 г. присуждена учёная степень доктора психологических наук за диссертацию «Психология обучения иноязычной речи (психотерапевтический подход)», защищённую в МГОПУ им. М.А. Шолохова по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология.
В 2008 г. утверждена в научном звании профессора.
С 2010 г. – профессор ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова.
Читала лекции и проводила семинары в университетах: Сан-Франциско (США, 1991 г.), Оксфорда (Англия, 1994 г.), Гейдельберга (Германия, 1996 г.), Бордо (Франция, 1998 г.), Утрехта (Нидерланды, 2000 г.), Иллинойса (США, 2001).
Выступала с лекциями и мастер-классами в различных Университетах стран СНГ.
Была председателем ГАК РГГУ, МГЛУ, Международного славянского института.
Руководит аспирантами и докторантами; ей подготовлены 3 кандидата и 1 доктор наук.
С 2001 по 2014 гг. являлась членом Учёного диссертационного совета. Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина.
Принимала участие в работе многих международных научно-практических конференций, в том числе: Международного конгресса востоковедов (1990 г., Чехословакия), международного научного конгресса «Современные языки мира» (1991 г., США), регулярной международной конференции «Глобальные прения по языку и образованию» (1994, 1996, 1998, 2000 гг., Великобритания, Германия, Франция, Голландия), Международной конференции по когнитивной науке (2006, 2008 гг. Россия) и др. Неоднократно была руководителем и членом Оргкомитетов конференций.
Член редколлегий журналов и сборников научно-методических трудов.
Принимала участие в создании научно-популярного фильма «Психолингвистика» в программе «Наука: большой скачок» на общероссийском канале Россия-2.
Профиль РИНЦ
Основные публикации
Автор более 200 опубликованных научных работ, в том числе 5 монографий, 2 учебников, 1 словаря и 7 учебно-методических пособий.
Монографии, учебники, словари, учебно-методические пособия
- Ритмическая структура слова в хинди: Анализ. Монография М.: Наука, ГРВЛ, 1985. – 60 с.
- Ритмическая структура слова в хинди: Синтез. Монография М.: Наука, ГРВЛ, 1985. – 60 с.
- Unbelievable Adventures of Foreigners in Moscow: Intensive Course of English. Учебник и лингафонный курс. М., 1991. – 150 с., 9 аудио-кассет.
- Психолингвистические механизмы и методы формирования речи. Монография М.: ИЯ РАН, 2000. – 134 с.
- Психология речи и лингвопедагогическая психология. Монография М.: Per Se, 2004. – 319 с., 16 с. ил.
- Краткая грамматика английского языка в таблицах. Учебное пособие М., 2007. – 39 с.
- Психотерапевтический метод обучения иностранным языкам: Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ). Курс лекций М., 2007. – 38 с.
- Русские и английские пословицы и поговорки. Учебный словарь фразеологических соответствий М.: Филоматис, 2008. – 400 c.
- Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2012. 2-е издание. Электронная версия. 319 с. (ЭБС IPRbooks)
Статьи в рецензируемых журналах и изданиях
- Чистые гласные и дифтонги хинди (опыт синтеза). // Вестник МГУ. – 1982. – № 2. – С. 53-62
- Hindi Word Prosody (Experimental Research). // Indian Journal of Linguistics. – Calcutta, 1988, April. – Pp. 395-435
- From Heart to Mind: How Some Russian Adolescents Enter the World of English. // «KAMLE Karavan», Journal of the Kansas Association for Middle Level Education, USA. – 1997. – Vol. 10. – Pp. 30-33
- Язык и речь в свете обучения: лингво-психологический подход. // Вопросы филологии. – 2000. – № 1. – С. 33-41
- Психолингвистика: новое время, новый взгляд. // Вопросы филологии. – 2002. – № 1(10). – С. 23-30
- Память и ее развитие в обучении иноязычной речи методом Интегративного лингво-психологического тренинга (на материале РКИ). // Вестник ЦМО МГУ, № 5. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Методика». – М., 2005. – С. 150-156
- Учебный текст в свете онтогенетической и психотерапевтической модели интенсивного обучения взрослых людей иноязычной речи. // Вестник ЦМО МГУ, № 6. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Методика». – М., 2006. – С. 67-73
- Актуальные проблемы национальной безопасности в сфере образования России. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 4 (13). – С. 52-58
- Коррекция и направленное формирование психических состояний в процессе обучения иностранным языкам. // Вестник МГОУ. Сер. психол. науки. – 2007. – № 2. – С. 2-17
- О психологических составляющих аудитивного анализа речи в криминалистической экспертизе звукозаписей. // Теория и практика судебной экспертизы / Научно-практический журнал МИНЮСТа РФ и РФЦ Судебной экспертизы. – М.: Наука, 2007. – № 3. – С. 141-144
- Расширение каналов восприятия как технология обучения иностранным языкам. // Вестник ЦМО МГУ, № 7. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Методика». – М., 2007. – С. 90-96
- О принципе «погружения» в методах обучения иностранным языкам Г. Лозанова и интегративном лингво-психологическом тренинге (ИЛПТ). // Вестник ЦМО МГУ. №8. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Методика». – М., 2008. – С. 286-290
- Новые парадигмы психолингвистики: интегративная теория речи. // Гуманитарный вестник Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета им. Г. Сковороды. – Украина, – 2008. – Вып.15. – С. 113-115
- Психолингвистические механизмы формирования речи при обучении иностранным языкам по модели онтогенеза. // Психолингвистика. - Украина, 2009. – Т.2. – С.57-65
- Внимание и его развитие в обучении иноязычной речи методом ИЛПТ. // Вестник ЦМО МГУ, № 2. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Педагогика. Методика». – М., 2010. – С. 47-50.
- Психическая природа языка и речи. // Филологические науки. – № 5-6. – 2010. – С. 3-12.
- О раннем естественном билингвизме: психологические и психофизиоло-гические основания // Психолингвистика. – Украина. – 9/2011 – С. 126-129.
- Психотерапия на стыке наук: интегративный лингво-психологический тренинг в обучении иноязычной речи // Психологiчнi перспективи. Выпуск 18. Волинський нацiональный унiверситет iменi Лесi Украiнки, 2012. С. 220-228.
- О природе естественного билингвизма и его судьбе на территории бывшего СССР // Вопросы филологии, № 1, 2013. – С. 37-47.
- На перекрестке наук: психотерапия в обучении иноязычной речи. // Высшее образование сегодня. – № 8 – 2015. – С. 43-45.
- Речевая деятельность: психолингвистическая теория А.А. Леонтьева // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А.Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Когито-центр, 2015. – 672 с. - С. 56.
- Интегративная теория речи // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. - С. 329-330.
- Интегративный лингвопсихологический тренинг // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. – С. 330.
- Механизмы формирования родной и иноязычной речи в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. – С. 344-345.
- Общение на иностранном языке // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. – С. 352.
- Онтогенез речи как путь к овладению иностранным языком. – Высшее образование сегодня. – № 3 – 2016. – С. 61-63.
- Психотерапия как здоровьесберегающая технология обучения иностранным языком. – Высшее образование сегодня. – № 10 – 2017. – С. 60-62.
- Фонетика и фонология как два аспекта единой науки о звучании человеческой речи. – Psycholinguistics. – V. 23 – № 2 – 2018. Рр. 203 – 2013.
- О широком понятии онтогенеза и его значении для прикладных наук. – Известия РГПУ им А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2018. – № 189. – С. 22-28.
- Психические процессы в онтогенезе и акмеологии в ракурсе обучения иностранным языкам. – Высшее образование сегодня. – № 9 – 2019. – С. 41-44.
- Наследие отечественных педагогов: о ритмико-динамической системе обучения русскому языку как иностранному Г.В. Колосницыной. – Высшее образование сегодня. – № 4 – 2020. – С. 30-33.
- Поздний период акме и обучение иноязычной речи. – Высшее образование сегодня. – № 10 – 2020. – С. 75-78.