Языковое сознание и образ мира
Теоретические проблемы языкового сознания

А.А. Леонтьев

Личность, деятельность, образование

Наша интерпретация категории личности коренится в последних работах Выготского, связанных с «вершинной психологией». В одной из рукописей конца 20-х годов, а именно «Конкретная психология человека», Выготский высказал своеобразный взгляд на личность как на психологическую категорию, первичную по отношению к деятельности и сознанию. Не только деятельность и сознание, но в первую очередь именно личность социально (культурно) детерминирована, её сущность — социальна.

Моя личность — это процесс (и результат) постановки меня как субъекта в ключевую позицию в мире «большого опыта» (Бахтин). Это — интериоризованный «единый и единственный» мир в его взаимоотношении с моим познанием и моим поступком, моими мотивами и моей волей, моими переживаниями и моими ценностями. Мир не есть «мир символов» (Дж. Брунер); познавательные процессы — только часть процессов интериоризации, они подчинены личности, определяющей и регулирующей их.

Что такое личность психологически? Ответ можно найти в работах Выготского: это динамическая смысловая система, включающая мотивационные, волевые, эмоциональные процессы, динамику действия и динамику мысли. Все эти компоненты могут быть в различных отношениях друг к другу, могут образовывать различные «сплавы». «В процессе общественной жизни… возникают новые системы, новые сплавы психических функций, возникают единства высшего порядка, внутри которых господствуют особые закономерности, взаимозависимости, особые формы связи и движения» [Выготский СС, т. 6: 328].

В упомянутой выше рукописи «Конкретная психология человека» мы находим несколько иной ответ на поставленный вопрос: личность в принципе диалогична, это всегда драма, а не простой (пусть даже противоречивый) процесс или система процессов. Например, деятельность человека детерминируется различными социальными ролями, «проигрываемыми» этим человеком; и может возникнуть драматический конфликт между моей ролью судьи («я должен осудить его») и мной как человеком («я его понимаю») [Выготский 1986].

Подведем предварительный итог: личность есть процесс постоянного самоопределения человека в реальном мире, регулирующий познавательные процессы, поступки, переживания и т.п. Она первична по отношению к деятельности и сознанию.

А.Н. Леонтьев еще в конце 30-х гг. четко сформулировал идею, что личность человека определяется не внутренними условиями, и не внешними, и не их совокупностью, а тем содержательным процессом, в котором все они преломляются и выступают в качестве внутреннего соотношения, «заключенного в самом процессе развития личности» (а не просто «движущих» этот процесс). А это значит — личность определяется жизнью.«Она и есть не что иное, как сгусток жизни, продукт ее кристаллизации в форме субъекта» [Леонтьев А.Н. 1994: 200].

В книге «Деятельность. Сознание. Личность» вводится понятие личности как внутреннего момента деятельности. Личность возникает в результате иерархизации системы деятельностей, это не данность, а качество. Отдельные деятельности связываются в «узлы», в результате чего образуется новый уровень сознания — сознание личности. (Вопрос в том, уровень ли это? А может быть, вообще нет никакого сознания, кроме сознания личности? К этой мысли, кажется, потом пришел и сам Леонтьев, говоря в лекциях, что то, что мыслит — это личность).

Особенно важен для нас конспект доклада о личности, относящийся к 1977 году и опубликованный только раз — в двухтомнике Леонтьева. Там говорится, что «личность есть системное и поэтому „сверхчувственное“ качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами… С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это — исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это — исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им…» [Леонтьев А.Н. 1983, т.1: 385].

Если главную задачу Леонтьев видит в том, чтобы осуществить «исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях» [Леонтьев А.Н. 1975: 173], а связь деятельностей осуществляется через смысловую сферу, можно вслед за Г.М. Андреевой [1983: 62] говорить о своеобразном «личностном выборе деятельности». Ср. у Д.Б. Эльконина: «Личность — высшая психологическая инстанция организации и управления своим поведением, заключающаяся в преодолении самого себя» [Эльконин 1989: 517].

Социальная детерминированность личности и её отношение к деятельности были зафиксированы еще П.А. Флоренским, хотя и в парадоксальной форме: «Предел дробления — не человеческий атом, от себя и из себя относящийся к общине, но общинная молекула,… являющаяся началом действий… Это — новая антиномия, — антиномия личности-двоицы. С одной стороны, отдельная личность — все, но, с другой, она — нечто лишь там, где — «двое или трое»… Абсолютно-ценною личность может быть не иначе как в абсолютно-ценном общении, хотя нельзя сказать, чтобы личность была первее общения, или общение — первее личности…» [Флоренский 1990: 419]. Близкие мысли высказывал А.А. Ухтомский (у него личность обозначается термином «лицо»): «Ни общее и социальное не может быть поставлено выше лица, ибо только из лиц и ради лиц существует; ни лицо не может быть противопоставлено общему и социальному, ибо лицом человек становится поистине постольку, поскольку отдается другим лицам и их обществу» [Ухтомский 1996: 267].

Леонтьевский подход к личности развит в работах А.Г. Асмолова. «Совместная деятельность в конкретной социальной системе детерминирует развитие личности, но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие» [Асмолов 1996: 470]. «Быть личностью — значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: на том стою, и не могу иначе. Быть личностью — значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, сметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора. Быть личностью — значит осуществить вклад в общество, ради которого живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны. Через созидание ради общества, ради того образа жизни, который имеет для индивидуальности личностный смысл, она обретает свое социальное бессмертие» [там же: 519].

Наиболее четкая психологическая характеристика личности под этим углом зрения дана, на наш взгляд, Д.А. Леонтьевым. Он, как известно, определяет личность следующим образом: «личность …конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсом и внешним стимулам» [Леонтьев Д.А. 1999: 154].

Завершим этот наикратчайший обзор словами Б.С. Братуся: «Формирование и самостроительство в себе человека, сама способность и возможность такого самостроительства подразумевают наличие некоего психологического орудия, органа, постоянно координирующего и направляющего этот невиданный, не имеющий аналогов в живой природе процесс. Этим органом и является личность человека» [Братусь 2000: 55].

«Начало личности — поступок». Как известно, под этим названием была в 1976 году опубликована (и затем перепечатана в двухтомнике) актовая речь А.Н. Леонтьева как декана психологического факультета МГУ, обращенная к студентам-первокурсникам. Это одна из немногочисленных работ Леонтьева, где вводится само понятие поступка. Различные интерпретации этого понятия А.Н. Леонтьевым и психологами его школы блестяще проанализированы Е.Е. Соколовой [1999], и мы в этом разделе остановимся только на одном аспекте понятия поступка — его отличии от действия.

Каноническая теория деятельности, как она обычно излагается, по существу приравнивает друг к другу любые действия человека. Для нее принятие и осуществление жизненно значимого решения, например, о поступлении в вуз, психологически эквивалентно покупке сигарет в ближайшем табачном киоске. В чем же (и есть ли вообще) принципиальное различие между этими двумя действиями?

Решение о покупке сигарет и само это действие не имеет для человека никакой личностной значимости. За ним не стоит свободного личностного выбора и прогнозирования своей дальнейшей жизнедеятельности. А.Н. Леонтьев только к концу жизни пришел к пониманию неадекватности расширительного понимания действия и отсюда вернулся к понятию поступка как выхода человека в сферу созидания, способности и возможности стать соучастником «всех событий окружающего мира», вообще единицы личности в том её понимании, которое очерчено выше.

Поступок, по выражению В.П. Зинченко, есть «средство саморазвития личности» [Зинченко 1997: 188]. Но он только потому способен им стать, что является действием, «которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям» [Рубинштейн 1940: 455]. Такое действие «включается в более обширное целое деятельности данной личности (выделено нами. — Авт.) и лишь в связи с ней оно может быть понято» [там же: 468].

В 1990 г. мы впервые употребили выражение «психология деяния» в противоположность психологии действия или деятельности [Леонтьев 1990: 13]. Там же содержится мысль о том, что если «каноническое» понятие действия соотнесено с сознанием, то понятие деяния связано с личностью — сейчас мы бы сказали: с сознанием личности.

Деяние является своего рода единицей деятельности, но не всякой, а той системообразующей деятельности, которая «завязывает в узел» другие деятельности человека и соотнесено с прогнозированием и проектированием его жизненного пути, в свою очередь связанными с социальной ориентацией этого пути. Это единица деятельности личности.

«…Человек не беспомощное существо: он сам распоряжается собой, и в его воле выбрать себе те или иные цели в жизни. Подросток, осознавший себя как член общества, ищет в нём „точку отсчёта“ для себя… Юноша осмысливает свое место в этом мире, свои идеалы, движущие мотивы… Наконец, зрелый человек определяет свои позиции… Таково поступательное движение человеческой жизни, в процессе которого выкристаллизовывается наше „я“» [Леонтьев А.Н. 1983, т.1: 382].

Итак, жизненный путь человека — это путь самостроительства, самоопределения в системе жизненных (социальных) отношений, путь самоактуализации в процессе деятельностного взаимодействия с миром.

Развитие личности человека, следовательно, есть, с одной стороны, развитие системы «человек-мир» или, уже, «человек-социум». «В функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое» [Ярвилехто 1998: 22]. Но, с другой стороны, это процесс, в котором активно участвует сама личность, выступая как активное, творческое начало.

Если рассматривать образование как «систему процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию)» [Леонтьев 2000: 233], то движущей силой так понимаемого образования выступает саморазвитие и самоактуализация личности. Всё «образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению» [Гессен 1995: 122]. Поэтому «не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать» [Каптерев 1982: 355]. Эта мысль, впервые сформулированная Л.Н. Толстым, в дальнейшем развивалась также П.П. Блонским и Л.С. Выготским.

М.К. Мамардашвили говорил в одной из своих статей о том, что человек есть такое существо, «возникновение которого непрерывно возобновляется», «с каждым индивидуумом и в каждом индивидууме». Иными словами, каждый человек активно «самостановится», самообразуется, включаясь в деятельность социума. Важнейшим условием этого процесса является способность каждого члена общества к самостоятельной творческой деятельности, результаты которой лежат в основе обогащения, трансформации и развития социального опыта человечества. «Только то общество способно двигаться вперед, где целью школы является вырастить ученика, способного превзойти своих учителей» [Образовательная программа, 2000, 21].

Школа не «формирует» ребенка по единому шаблону (или, по крайней мере, не должна этого делать). Она выращивает в нём личность, творческие способности и потребность в творчестве (включая творчество себя самого), ориентирует ученика на саморазвитие и самообразование, самоопределение и самоактуализацию. Она поддерживает в ребенке все то, что связано с развитием его личности. Одним словом, школа призвана выполнять жизненно важную функцию — функцию стимуляции, помощи и поддержки при вхождении молодого поколения в мир социального опыта.

Образование — не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней. «Жизнь и есть образование, и теория образования есть, в сущности, теория жизни» [Гессен 1995: 55]. Или, как пишет финский психолог Тимо Ярвилехто, «жизнь — это постоянное учение, и, напротив, без учения нет жизни. Учение как раз и представляет собой постоянное изменение системы, состоящей из организма и среды... Жизнь — это рождение деятельностных единиц в системе организм-среда... Для того, чтобы деятельность этой системы могла приносить результаты при постоянном изменении ситуации и поведенческих возможностей, системе организм-среда необходимо все время организовываться по-новому» [Ярвилехто 1998: 23].

В этом суть и социальный смысл так называемого развивающего образования.

Литература

Г.М. Андреева. Значение идей А.Н. Леонтьева для развития марксистской социальной психологии // А.Н.Леонтьев и современная психология. М., 1983.

А.Г. Асмолов. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996.

Б.С. Братусь. Русская, советская, российская психология. М., 2000.

Выготский СС: Л.С.Выготский. Собрание сочинений.

Выготский, 1986: Неопубликованная рукопись Л.С. Выготского // Вестник МГУ. Серия Психология, 1986, №1.

С.И. Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

В.П. Зинченко. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.

П.Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

А.А. Леонтьев. Ecce homo («Вершинная» психология и перспективы исследования деятельности) // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М., 1990.

А.А. Леонтьев. Образование // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000.

А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. М., 1983.

А.Н. Леонтьев. Философия психологии. Из научного наследия. М., 1994.

А.Н. Леонтьев. Лекции по психологии. М., 2000.

Д.А. Леонтьев. Психология смысла. М., 1999.

Образовательная программа «Школа 2100» // «Школа 2100». Приоритетные направления развития образовательной программы. Вып.4. М., 2000.

С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., 1940.

Е.Е. Соколова. Идеи А.Н. Леонтьева и его школы о поступке как единице анализа личности в их значении для исторической психологии // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М., 1999.

А.А. Ухтомский. Интуиция совести. СПб., 1996.

П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины. (1). М., 1990.

Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. М., 1989.

Т. Ярвилехто. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения // «Школа 2000...». Концепции, программы, технологии. Вып. 2. М., 1998.