Языковое сознание и образ мира

Н.В. Уфимцева

Предисловие

С начала 90-х годов в московской психолингвистической школе начинает формироваться новая методологическая база для этнопсихолингвистических исследований: центральной проблемой становится исследование этнокультурной специфики языкового сознания, а главной причиной непонимания при межкультурном общении признается различие национальных сознаний коммуникантов.

Теоретической основой исследований служит обоснованное в психологии представление о том, что явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в структуре деятельности общения, отображаются в его сознании таким образом, что это отображение фиксирует причинные и пространственные связи явлений и эмоций, вызываемых восприятием этих явлений, и образ мира меняется от одной культуры к другой.

Поиск новых путей исследования привел к формированию представлений о межкультурной онтологии анализа этнических сознаний, когда образы сознания одной этнической культуры анализируются в процессе контрастивного сопоставления с образами сознания другой культуры. В связи с этим возникла проблема формирования методики таких контрастивных исследований, когда язык и культура рассматриваются как формы существования общественного сознания, которое бытует как «образ себя» (образ мира своего этноса) и «образ другого».

Этническая культура, понимаемая как исторически выработанный способ деятельности, предполагает, что всем явлениям культуры присуща общая функция — служить средством человеческой деятельности. Следовательно, быть культурным — значит уметь пользоваться множеством вещей, владеть системой средств, благодаря которой осуществляется коллективная и индивидуальная деятельность (Э.С. Маркарян). В понятие «способ деятельности» включаются не только умения и навыки, но и весь спектр объективных средств осуществления активности людей. Его элементами являются внебиологически выработанные средства, с помощью которых действия людей стимулируются, программируются, воспроизводятся (Лурье 1997).

Центральным объектом исследования становится образ мира, существующий в сознании носителей данной культуры, который рассматривается как основополагающая компонента культуры этноса. Именно образ мира является универсальным механизмом адаптации этноса к окружающему миру, поскольку им задается та система координат, в которых будет действовать представитель данной этнической культуры. В процессе развития этноса образ мира может меняться, но неизменными остаются принадлежащие коллективному бессознательному структурообразующие элементы этнического бессознательного — этнические константы (С.В. Лурье 1997).

Настоящий сборник, третий по счету, является результатом работы постоянно действующего семинара «Язык, сознание, культура: детерминационная зависимость», который действовал на базе сектора психолингвистики и теории коммуникации в течение 2000 года.

Первый раздел сборника посвящен рассмотрению теоретических проблем языкового сознания, среди которых соотношение личности, деятельности и образования (статья А.А. Леонтьева), проблема онтологического статуса языкового сознания в структуре сознания индивида (статья Т.Н. Ушаковой), методологические проблемы исследования языкового сознания (статья Е.Ф. Тарасова), методы исследования этнокультурной специфики образа мира (статья А.А. Залевской), проблема смысла (статья А.И. Новикова).

Второй раздел сборника посвящен исследованию различных аспектов онтогенеза языкового сознания (статьи З.С. Бартеневой; Е.А. Сергиенко и А.С. Герасимовой, Т.В. Соколовой). Весьма актуальной проблеме особенностей речи будущих матерей с адекватным и отвергающим отношением к ребенку посвящена статья Н.И. Мироновой.

Третий раздел сборника содержит исследования такой формы овнешнения языкового сознания как текст (статья Ю.А. Сорокина; И.Ю. Марковиной и Е.П. Даниловой; С.Л. Мишлановой; Ю.Н. Филипповича). В статье А. Липовской обсуждается проблема обучения невербальным компонентам коммуникации на примере учебного русско-болгарского словаря, русский коммуникативный идеал анализируется в статье И.А. Стернина; в статье Е.В. Харченко рассматриваются особенности языкового сознания профессионала.

Последний, четвертый раздел сборника является самым большим и содержит описания исследований особенностей образа мира носителей разных языков и культур (статьи, А.П. Боргояковой, Н.В. Дмитрюк, С.В. Дмитрюка, И.В. Гармашовой, Е.И. Горошко, Ю.Н. Караулова, Нгуен Тхи Хыонг, Н.В. Уфимцевой, Г.А. Черкасовой).

Работа семинара показала, что современный уровень исследований языкового сознания позволяет осуществлять не только описание особенностей образа мира носителей различных культур, но ставить и решать сложные методологические и теоретические проблемы в этой области психолингвистических исследований.

Работа семинара была поддержана Российским Гуманитарным Научным Фондом, грант № 00-06-14004.