31 марта 2011 года состоялся семинар Проблемной группы «Лингвокультурология» (рук. – д.ф.н. В.Н. Телия, д.ф.н. М.Л. Ковшова). В работе семинара приняли участие ученые и аспиранты из разных научных институтов и вузов Москвы, С.-Петербурга, Тулы, Волгограда: Е.Ф. Тарасов, В.В. Красных, О.Л. Ломакина, Ел. Соколова, Св. Бочавер, Ел. Князева, А.Д. Палкин, Л.П. Павлова и другие.
Темой заседания был доклад докторанта сектора теоретического языкознания И.В. Зыковой «О понятии “концептосфера культуры”».
Понятие «концептосфера культуры» связано с понятием «концептосфера», образованным по аналогии с термином «ноосфера» и введенным в научный язык Д.С. Лихачевым. Новое понятие осваивается в различных направлениях, посвященных исследованию языка и культуры, и постепенно входит в понятийный аппарат антропологической парадигмы современной лингвистики. В докладе был дан критический обзор имеющихся определений для «концептосферы» и таких «дочерних» понятий, как «концептосфера культуры» и «концептосфера языка». Опираясь на принципы лингвокультурологической школы В.Н. Телия, И.В. Зыкова продолжает разработку понятия «концептосфера культуры» и обосновывает его методологическую значимость для лингвокультурологического анализа фразеологизмов. Специфика разрабатываемого подхода была продемонстрирована на материале английской фразеологии, а именно единиц, обозначающих в английском языке вербальную коммуникацию. И.В. Зыкова предложила следующее определение: концептосфера культуры – это совокупность ментальных структур осознания мира – системы концептов, обусловливающих посредством культуры закрепление в языковых знаках информации о национальном образе мира и особенностях национального мировидения и миропонимания.
Доклад проходил в моно-диалогическом режиме: по ходу развертывания темы слушатели задавали вопросы и высказывали свои суждения по отдельным сформулированным в докладе положениям. Такой способ проведения семинара был «продиктован» самой темой семинара, сложностью представленного к рассмотрению понятия. В процессе обсуждения доклада был определен круг вопросов, связанных с темой доклада и важнейших для теории лингвокультурологии. Это вопрос о целесообразности разграничения понятий концептосфера культуры и концептосфера языка; вопрос о соотношении таких понятий, как концептосфера, языковая картина мира, образ мира; вопрос о ментальных составляющих концептосферы; структурный вопрос; вопрос о диахроническом и синхронном изучении концептосферы культуры. На семинаре также были затронуты вопросы эквивалентности знаков разных языков; культурной интерференции и коммуникативных сбоев, возникающих в случае, когда культур несколько, а язык один (например, английский язык).
Подводя итоги, М.Л. Ковшова предложила всем участникам семинара «домашнее задание»: попытаться (каждый на своем материале) описать культурную значимость знаков языка с привлечением понятия «концептосфера культуры».