Институт языкознания продолжает приуроченный к предстоящему юбилею цикл интервью, посвящённых истории Института. В тринадцатом интервью Мария Амелина побеседовала с главным научным сотрудником сектора общей психолингвистики Ревеккой Марковной Фрумкиной.
Навигация по разделам интервью доступна на странице Института в YouTube.
В Институте языкознания у А. А. Реформатского возникла идея, что если он готов возглавить сектор, то нужно для этого сектора найти ставки... Когда есть тематика и есть молодые люди с горящими глазами, возникает желание их собрать, раздать им какие-то задачи. Сейчас в моей речи это выглядит как что-то очень оформленное, а тогда это выглядело как какое-то любопытство… Реформатский получил для начала три места. На одно взял А. В. Суперанскую, которая занималась собственными именами, наименованиями местностей. Она была очень упорный человек… Кроме меня, Мельчука и Суперанской сектор включал в себя Лиду Иорданскую, она пришла на год-два позже.
Надо [науку] просто любить как процесс, а если человек любит только результат… Если всё кругом не разработано и ты вынужден быть первопроходцем, то пока ты что-то «первонайдёшь», пройдёт такое количество времени и сил, что всякое желание пропадает — с этим я сталкивалась часто. Не нужно быть первопроходцем, нужно просто работать в теме, по которой ещё от и до никто не написал — написали от, но не до.
Я очень любила тексты, которые прозрачны, и совершенно ненавидела тексты, которые написаны непонятно в расчёте на что и на кого, которые непрозрачны априори... По-моему, Реформатский мне сказал: «Что Вы пишете "как известно", когда это неизвестно никому?». Это порицалось как дурновкусие.
Вопрос, на который я заведомо отказывалась отвечать — «Зачем Вам это?» Учёный должен отвечать, что это ему низачем. Идея, что всё делается «зачем», имея в виду указание на практические задачи — нелепа по форме и негодна по сущности.