Проект Минобрнауки РФ; рук. – О. К. Ирисханова (2022–2024 гг).
Цель проекта — исследовать параметры варьирования невербальных (кинетических и вокальных) компонентов в устной коммуникации на русском языке и русском жестовом языке (РЖЯ), что позволит выявить соотношение постоянных и переменных свойств данных компонентов, а также факторов, влияющих на их вариативность.
Факторы варьирования выявляются по типам дискурса, локальным стратегиям говорящих, индивидуальным особенностям коммуникативного поведения (напр., мультимодальным портретам и профилям говорящих), по социолингвистическим группам носителей языка.
Проект интегрирует три исследовательских направления:
- изучение варьирования формальных и функциональных характеристик жестов, сопровождающих речь в устном монологе и диалоге, в зависимости от выбора стратегий решения задач в условиях неопределенности (замещение vs. аппроксимация), от коллаборативности общения (одиночное или совместное решение проблемы) и индивидуальных жестовых предпочтений (напр., склонность использовать циклические жесты);
- анализ варьирования кинетических и вокальных характеристик коммуникации в диалоге в зависимости от нацеленности говорящих на сотрудничество или конкуренцию (перебивание vs. элицитация);
- исследование модификаций немануальных и мануальных компонентов в русском жестовом языке (РЖЯ) в зависимости от грамматических и социолингвистических факторов (возраста носителей, региона и пр.).
Конкретными результатами проекта станут:
- база эмпирических данных, включающая аннотированные видеоматериалы с характеристиками жестов и речи с точки зрения стратегий преодоления неопределенности, а также данные анализа движений глаз и тела с айтрекерами и MoCap (Perception Neuron);
- дополненная кинетическая и вокальная аннотация мультиканального корпуса ( www.multidiscourse.ru);
- база эмпирических данных РЖЯ, включающая базу испытуемых, аннотированные видеоматериалы с жестами РЖЯ, содержащими маркеры реципрока и интенсификации;
- дополненный корпус РЖЯ за счет включения случаев с использованием немануальных и мануальных маркеров вопроса и отрицания.