Генетическая принадлежность. Саамский язык относится к финно-угорской ветви уральской языковой семьи, составляя там особую группу.
Численность. Саамы – немногочисленная народность РФ, насчитывающая (по переписи 1989 г.) 1 835 чел.
Расселение. Большинство саамов (1 615 чел.) проживают на Кольском п-ове (Мурманская обл.), и даже там они расселены в основном дисперсно. Наиболее крупным населенным пунктом сосредоточения саамов является пос. Ловозеро.
Диалекты. На терр. РФ представлены четыре д-та саамского яз.: нотозерский, бабинский, кильдинский и йоканьгский. Все они относятся к так называемым вост. д-там саамского яз. Границы между упомянутыми четырьмя д-тами очень зыбкие.
Характерной чертой кольско-саамских д‑тов является палатализация согласных, которая в кильдинском д-те носит фонологический характер.
На морфологическом уровне вост. д-ты отличаются от зап. отсутствием дв. числа и совпадением инессива и элатива.
В синтаксисе существенных различий между д-тами нет. В области лексики д-ты испытывают сильное влияние языков, с которыми они контактируют; для кольско-саамских д-тов таким яз. является русский.
Наиболее
к саамскому яз. являются финский, карельский, вепсский, ижорский и др. языки, составляющие прибалтийско-финскую ветвь языков.Письменность. Первая попытка создания саамской письменности с целью ее широкого применения в сфере национального образования относится к 1926–1927 гг. Работа в этом направлении велась научными сотрудниками и преподавателями Северного ф-та Восточного института (Ленинград). Активное участие в ней принимали обучавшиеся там студенты-саамы.
В 1932 г. группа лингвистов под руководством З.Е.Чернякова выехала в район Нотозерска для написания букваря.
В 1933 г. был утвержден алфавит саамского языка, базирующийся на
. Он содержал 37 букв. В основе лежал Единый алфавит народов Севера. В этом же году вышел в свет саамский букварь, составленный З.Е.Черняковым.В 1933–1937 гг. на саамском яз. было опубликовано девять учебников и книг для детей. В 1937 г. саамский яз. был переведен на
. В этом же году выходит новый букварь, подготовленный А.П.Эндюковским.1930-е гг. можно считать периодом расцвета языка кольских саамов. На нем велось преподавание в 1–2 классах школы, в остальных классах саамский преподавался как предмет (в 1933–1934 гг. на саамском яз. обучалось около 260 детей).
Кадры учителей готовились в Мурманском пед. техникуме (1933–1934 гг. – 32 студента), в Мурманске и Ленинграде работали краткосрочные курсы для повышения квалификации учителей саамского яз. В Институте народов Севера (Ленинград) в 1933–1934 гг. по специальности «саамский язык» обучалось 16 студентов. Институтская газета «Инсовец» регулярно печатала материалы на саамском яз.
Однако в 1937 г. национально-языковая политика в СССР резко изменилась, и обучение на саамском яз. было прекращено, были свернуты и все другие работы по развитию саамского яз.
Воссоздание саамской письменности началось в сер. 1970-х гг. и проходило сложно.
В 1979 г. авторской группой под руководством Р.Д.Куруч на основе кириллицы был создан саамский алфавит, состоящий из 44 знаков.
Одна из членов группы А.А.Антонова написала на основе этого алфавита букварь, а известный специалист в области саамского языка Г.М.Керт подготовил саамско-русский и русско-саамский школьный словари. На основе этих пособий было начато преподавание саамского языка в начальной школе.
Но к этому моменту авторская группа, разработавшая алфавит распалась и была воссоздана в новом составе. Новая группа разработала усовершенствованный алфавит, в который были введены знаки для обозначения придыхания и среднеязычного j глухого, а также ограничены системы знаков для обозначения полумягкости согласных. Этот алфавит состоит из 43 знаков. Он начал использоваться в системе образования лишь в 1988–1989 уч.г.
В 1997–1998 гг. саамский яз. как предмет преподавался в одной сельской школе Мурманской области, его изучали 32 ребенка.
Существует 9 учебных пособий для преподавания саамского яз. в начальной школе, а также ряд методических разработок по их использованию. В некоторых детских садах ведется на устной основе преподавание саамского яз.
Педагогические кадры готовятся в Мурманском педучилище. В Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) ведется подготовка специалистов по саамскому яз.
Местная радиостанция пос. Ловозеро ведет передачи на саамском яз. (нерегулярно).
Кроме сферы образования и радиовещания саамский яз. функционирует как средство внутрисемейного общения в однонациональных семьях в основном между представителями старшего поколения и среднего поколения со старшими, а также в немногочисленных однонациональных производственных коллективах, занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью.
Согласно данным переписи 1989 г. 42% саамов РФ признают саамский яз. родным и еще около 7% указывают, что знают саамский яз. в качестве второго. По-видимому, реальных носителей саамского яз. значительно меньше, так как многие называют родным язык своей национальности, даже если владеют им плохо, или не владеют вовсе. Практически все саамы Кольского п-ва владеют русским яз.
Перспективы развития языка кольских саамов не вызывают особого оптимизма. По сравнению с всплеском интереса к национальным языкам и культурам, характерным для кон. 1980-х – нач. 1990-х гг., сейчас наблюдается явный регресс. Обусловлено это прежде всего тяжелой экономической ситуацией в стране и как следствие сокращением финансирования сфер образования и науки. Два года назад был закрыт Мурманский сектор Института языкознания РАН, где в основном велась работа по подготовке учебно-методической литературы по саамскому яз.
Некоторые исследователи вообще считают целесообразным преподавать саамский детям один из зап. вариантов саамского яз., имеющих длительные письменные традиции, мотивируя это тем, что дети все равно не знают родных д-тов и учат саамский яз. как иностранный [Хелимский 1994].
В условиях, когда социальной потребности в овладении саамским яз. у населения нет, а финансовые ресурсы для искусственного стимулирования его сохранения и развития очень ограничены, степень витальности языка кольских саамов является достаточно низкой.