Генетическая принадлежность. Алюторский яз., наряду с чукотским, корякским и керекским (ныне практически вымершим) яз., относится к чукотско-корякской группе чукотско-камчатских (палеоазиатских) яз.
Самоназвание языка – алюторский, нымыланский, самоназв. этноса – элутэлг'у, алуталjу. Вместе с тем, некоторые исследователи (напр., И.А.Муравьева) отмечают, что в ряде случае алюторцы называют свой язык нымыланским (следует учитывать то, что в 1930–1950-е гг. название «нымыланский» было закреплено за корякским яз. вообще, безотносительно к его диалектному членению, а позже это название применялось для обозначения группы д-тов оседлых коряков). Алюторский яз. раньше считался одним из д‑тов корякского яз., а именно, одним из д‑тов, распространенных среди этнической подгруппы оседлых коряков – нымылан. Некоторые исследователи [Скорик 1968] подразумевают под алюторским яз. объединение нескольких нымыланских д-тов (собственно алюторский, паланский, карагинский). В настоящее время он чаще признается самостоятельным языком.
Диалектное членение алюторского яз. мало изучено. Ряд авторов определяет некоторые д-ты, считающиеся корякскими, как д‑ты алюторского яз., например, паланский и карагинский, а также исчезнувший ныне гов. с. Рекинники. В любом случае, многие гов. отдельных поселков, как и гов. Рекинники, исчезли вследствие административной политики укрупнения поселков народов Севера, и диалектная структура алюторского яз. сильно пострадала.
Об определенном вероисповедании алюторцев в настоящее время трудно утверждать что-либо определенное. В период распространения христианства среди народов Севера им удалось сохранить традиционную систему мировоззрения (шаманизм), которая не является вероисповеданием в полном смысле этого слова (к наст. вр. она практически утрачена).
Основная часть алюторцев проживает в пос. Вывенка, Тымлат и Хаилино Олюторского р-на Корякского АО. Их основные традиционные занятия – рыболовство, охота, земледелие и (частично) оленеводство.
Численность и этнолингвистическая ситуация. Точная численность алюторцев неизвестна, так как они никогда не включались в официальные переписи населения как отдельная этническая гр., а учитывались вместе с коряками. Число алюторцев приблизительно оценивается разными исследователями как 2 тыс. чел. [Кибрик, Кодзасов, Муравьева 2000] или как 3 тыс. чел. [Кочешков, 1994]. Реальное число носителей алюторского яз. гораздо меньше и постоянно сокращается. По оценкам исследователей [Кибрик, Кодзасов, Муравьева 2000], в 1970‑х гг. число носителей яз. не превышало 1 000 чел., а в кон. 1990-х гг. оно сократилось до нескольких сотен.
Алюторцы, в особенности молодежь, используют рус. яз. как язык внутри- и межэтнической коммуникации и все чаще признают русский своим родным яз. Вероятно, что традиция передачи языка в семье от старшего поколения к младшему среди алюторцев утрачена. Данные о монолингвизме и билингвизме алюторцев отсутствуют.
Отмечены исторические контакты алюторского яз. с другими близкородственными яз., распространенными в том же ареале – чукотским и корякским. В последние десятилетия контакты алюторского яз. с рус. оказывают сильное влияние на алюторский яз.
История изучения и документация. Данные о функционировании алюторского яз. крайне скудны, как и документация алюторского яз. Первые записи алюторского яз. зафиксированы в труде С.Крашенинникова «Описание земли Камчатки» (СПб., 1755). С.Н.Стебницкий (1934) отмечает, что сохранились записи алюторских текстов, сделанные на Камчатке студентами Института народов Севера в р-не сс. Теличики и Кичига, где в то время жили алюторцы. Впоследствии записи алюторской речи, в том числе фольклора, были собраны И.С.Вдовиным, Г.И.Мельниковым, С.Н.Стебницким, но остались неопубликованными.
Запись (в транскрипции) 41 фольклорного текста на алюторском языке содержится в [Кибрик, Кодзасов, Муравьева 2000].
Письменность. Алюторский яз. является бесписьменным. Попыток разработать самостоятельную алюторскую письменность никогда не предпринималось. С 1930-х гг. среди алюторцев распространялся письменный вариант корякского яз., созданный на основе чавчувенского д-та. Его графической основой в 1931–1937 гг. была , с 1937 г. – . Алюторцы отрицательно относились к введению лит. яз., диалектная основа которого сильно отличалась от их собственного (и от всех д-тов коряков-нымылан), в особенности к тому, что их детей обучают в школе языку, который они плохо понимают. Это явилось одним из факторов, способствующих переходу алюторцев, как и носителей других д-тов корякского яз., на рус. яз. (особенно в его письменной форме).
Официальный статус алюторского яз. можно определить как
.Алюторский яз., будучи бесписьменным, употребляется только в семье и быту, а также (ограниченно) в традиционных видах деятельности алюторцев (оленеводство, рыболовство и морской зверобойный промысел).
Современное состояние алюторского яз. позволяет оценить его как исчезающий язык, который может быть полностью утрачен в ближайшем будущем, если не предпринять ряд мер по его сохранению или хотя бы экстренной документации (разработка собственно алюторской письменности, создание учебных пособий, возрождение этнических традиций алюторцев, включая их традиционные промыслы).
Основные центры изучения языка – Москва и Санкт-Петербург.