Генетическая принадлежность. Тофаларский яз. относится к уйгуро-тукюйской подгруппе уйгуро-огузской группы восточнохуннской ветви тюркской семьи яз.
Самоназвание языка – тофа дылы, самоназвание этноса – тофа.
Расселение. Тофаларский яз. – этнический язык тофаларов, проживающих на терр. Иркутской обл. РФ преимущественно в сельской местности.
Численность. Всего в России 722 тофалара (здесь и далее данные Переписи 1989 г.), из них в Иркутской обл. – 653 чел., в других регионах РФ – 69 чел. Тофаларский яз. признали родным языком 42,8% тофаларов России. 40,8% из них билингвы, причем русским яз. в качестве второго владеют 39,2% тофаларов в России.
Особенностью этноязыковой ситуации у тофаларов являются их крайняя малочисленность и узость социальной базы родного языка, который признают родным менее половины лиц тофаларской национальности. Кроме того, тофаларский яз. является недостаточно развитым
языком, ограниченно используемым в быту и традиционных видах трудовой деятельности его носителей.Вероисповедание. Тофалары православного вероисповедания, однако среди них продолжают сохраняться элементы шаманизма.
Диалектное членение. Тофаларский яз. близок к тувинскому яз. и даже рассматривался как его д-т. В то же время тофаларский яз. довольно монолитен и в нем выделяется два говора: алыгджерский и гутаринский, имеющие незначительные лексические и фонетические различия.
Тофаларский яз. не имеет длительной письменной традиции и получил письменность только в 1989 г.
Тофаларский яз. является недостаточно развитым языком с узкими функциями и используется:
– в сфере начального образования: изучается как предмет в начальной школе с 1-го по 4-й классы;
– в сфере учебной и учебно-методической литературы: издано 2 учебных пособия для 1-го и 2-го класса начальной школы;
– в сфере семейно-бытового общения: главным образом между представителями старших возрастных групп.
По экспертным оценкам уровня владения тофаларами родным языком им свободно владеет всего 14 чел., т.е. менее 2% всех тофаларов.
Оказываемая государственная поддержка тофаларского яз., нашедшая свое выражение в создании письменности, издании учебной литературы, в организации его изучения в начальной школе тем не менее не снимает угрозы его полного исчезновения в обозримом будущем.