Генетическая принадлежность. Андийский яз. относится к андийской подгр. (в составе которой наиболее близок к ботлихскому и годоберинскому яз.) аваро-андо-цезской гр. нахско-дагестанской ветви северокавказских яз.
Андийскую подгр. образуют андийский, ботлихский, годоберинский, чамалинский, багвалинский, тиндийский, каратинский и ахвахский яз. Все они – бесписьменные яз. небольших народностей. Андийские яз. близки друг другу и все вместе имеют много сходного с аварским яз.
На андийском яз. говорят андийцы, населяющие аулы Ботлихского р-на Респ. Дагестан: Анди, Гунха, Гагатль, Риквани, Ашали, Чанхо, Зило, Муни(б), Кванхидатль (и ряд мелких выселков). В качестве лит. письменного (и устного межэтнического) языка андийцы пользуются аварским яз., знание которого очень распространено.
Численность. Последняя перепись, в которой андийцы рассматривались как отдельный этнос, это перепись 1926 г., по данным которой андийцев насчитывалось 7 953 чел.
Впоследствии вплоть до наст. вр. они причислялись к аварцам, и в силу этого официальной статистики не существует.
По некоторым оценкам их число достигает ныне 20 тыс. чел.
Диалекты. В диалектологическом отношении андийские яз. сильно дифференцированы, но, несмотря на это, они в целом образуют непрерывную цепь языков и д-тов, довольно плавно переходящих друг в друга.
Выделяются две группы говоров: верхнеандийская (или собственно андийская) и нижнеандийская (или мунибско-кванхидатльская). В говоре аула Анди наблюдаются некоторые особенности в речи лиц женского пола.
Будучи бесписьменным, андийский язык используется в качестве языка повседневного общения андийцев. Языками обучения, массовой коммуникации, делопроизводства и межнационального общения являются аварский и русский яз., знание которых (начиная с обучения в школе) довольно распространено.
Все андийцы, проживающие в местах традиционного расселения своего этноса, говорят на своем
яз., а дети дошкольного возраста, владеют только родным яз. – андийским (в отличие от взрослых, которые обычно бывают ). У андийцев, проживающих за пределами Дагестана, ситуация скорее всего другая.Образование. До 1950-х гг. обучение в школе велось на аварском яз.
В сер. 1950-х гг. языком обучения становится русский (в начальной школе он изучается как предмет), в то время как аварский яз. (и литература) в старших классах изучается как предмет.
В настоящее время происходит увеличение функций, выполняемых аварским яз.
В структуре (лексике и грамматике) ощущается влияние аварского яз., через посредство которого в андийский яз. проникали и проникают арабизмы, иранизмы, тюркизмы.
Андийский яз. никогда не использовался в:
1) сфере образования (официально), т.к. использование андийского яз. в начальной школе носит неофициальный характер (учителя вынуждены прибегать к родному яз. как средству обучения, потому что дети до своего прихода в школу знают только свой родной яз.);
2) сфере массовой информации;
3) сфере театрального искусства;
4) сфере судопроизводства;
5) центральном и региональном правительстве;
Андийский яз. функционирует в межличностном общении андийцев в различных ситуациях – в семье, в быту, при дружеском общении, в местной администрации, в традиционной хозяйственной деятельности (сельском хозяйстве), в сфере торговли (общение в сельских магазинах)..
Как правило, в мононациональном речевом коллективе коммуникация происходит на андийском яз. При общении с лицами другой национальности чаще всего используются аварский и русский яз.