Генетическая принадлежность. Ахвахский яз. относится к северокавказским языкам (нахско-дагестанская ветвь, аваро-андо-цезская гр., андийская подгр.). Язык агглютинативный, эргативного типа.
Самоназвание языка – ашвалIи мицIцIи, самоназвание этноса – ашвадо.
Особенностью этноязыковой ситуации Дагестана является его крайняя этническая и языковая пестрота: в Респ. Дагестан в настоящее время функционирует 14 письменных языков, из них 11 языков – это языки коренных национальностей, проживающих в республике (в том числе – три новописьменных). Кроме того, Дагестан является терр. проживания носителей ряда бесписьменных идиомов, часть из которых имеет неопределенный лингвистический статус (яз. или д-т).
Ахвахский яз. – этнический яз. ахвахцев, проживающих на терр. Северного Кавказа, в Респ. Дагестан: в Ахвахском р-не (пять аулов), в Шамильском р-не (три аула). Ахвахцы-переселенцы проживают в одном ауле в Закатальском р-не Азербайджана. Подавляющее большинство ахвахцев проживает в сельской местности.
Численность. Официальные данные о численности ахвахцев отсутствуют, поскольку в переписях они входили в число аварцев. Последняя перепись, в которой указывалось число ахвахцев (3 720 чел.), проводилась в 1926 г. К 1967 г., по оценочным данным специалистов, численность данной этнической группы превышала 5 тыс. чел. По тем же данным, подавляющее большинство ахвахцев (более 90%) признают своим родным яз. язык своего этноса, причем дети дошкольного возраста владеют только своим этническим яз. Большая часть является
и – ахвахцы владеют аварским и русским яз.Вероисповеданием ахвахцев является ислам, они принадлежат к мусульманскому культурно-религиозному ареалу. В быту и в этических нормах сильны доисламские традиции горцев Северного Кавказа.
Бытовую, культурную и языковую самобытность поддерживает образ жизни и особенности горного рельефа местности. Основной вид хозяйственной деятельности ахвахцев – овцеводство и сельское хозяйство.
Диалекты. Ахвахский яз. представлен северным июжным д-тами.
Сев. д-т довольно однороден, юж. состоит из трех гов.:
, .Цегобский гов. является наиболее характерным для говоров юж. д-та, и он наиболее удален от сев. д-та.
Речь аула Ратлуб (территориально южного) ближе к сев. д-ту.
Разница между сев. и юж. д-тами весьма значительна.
Поскольку междиалектная форма отсутствует, в качестве средства междиалектного общения ахвахцы используют аварский и русский яз.
По данным социолингвистических наблюдений, старшая возрастная группа (старше 50 лет) использует в основном авар. яз. для междиалектного и межэтнического общения, средняя возрастная группа (40–50 лет) использует аварский и русский яз., младшая группа (младше 40 лет) предпочитает русский яз.
Ахвахский язык не имеет письменности, стандартизация языка отсутствует.
В качестве средства письменного общения ахвахцы используют русский и аварский, которые являются языками обучения, аварский яз. официально применяется в качестве средства обучения как для ахвахцев, так и для носителей других малочисленных андийских языков в школах с «родным языком обучения»; в начальной и средней ненациональной школе и в высшей школе языком обучения является русский яз.
Родственный аварский язык оказывает сильное влияние на ахвахский, заметное на разных языковых уровнях.
Бесписьменный ахвахский яз. функционирует в следующих коммуникативных сферах:
– сфера дошкольного воспитания;
– сфера начального образования: используется неофициально, параллельно с языком обучения (авар., рус.), т.к. дети дошкольного возраста, как правило, владеют только своим этническим яз.;
– сфера религии: используется ограниченно в некоторых ритуальных формулах;
– сфера местного самоуправления: интенсивно используется в сельской администрации в устной форме;
– сфера сельского хозяйства: используется интенсивно;
– сфера межличностного общения в различных ситуациях: семья, быт, дружеское общение, производство и т.д. Как правило, в мононациональном ахвахском речевом коллективе коммуникация происходит на ахвахском яз.
Учитывая высокие показатели владения родным яз. как среди лиц старшего возраста, так и среди молодежи, интенсивность его использования в неофициальных сферах общения, высокий уровень национального самосознания в целом, можно признать, что степень витальности ахвахского яз. на современном этапе достаточно высока.
Основные центры по изучению ахвахского яз. находятся в г. Махачкале (Дагестан).