Генетическая принадлежность. Ботлихский яз. принадлежит к андийской (аваро-андийской) подгр. нахско-дагестанской (восточнокавказской) ветви северокавказской семьи.

Самоназв. языкабуйхалъи мицІцІи (буйхадалъи мицІцІи).

Самоназв. этносабуйхади.

Ботлихский яз. – язык ботлихцев, проживающих в Респ. Дагестан (Северный Кавказ) в двух сел. Ботлихского р-на, а именно Ботлих (адм. центр р-на) и Миарсу.

Численность. Точная числ. ботлихцев неизвестна, поскольку в переписях и других официальных документах они причисляются к аварцам.

Этноязыковая ситуация. Большинство ботлихцев трехъязычно. Языками межэтнического общения для ботлихцев являются русский и аварский Эти языки также используются в школьном образовании. Тем не менее, родной яз. имеет достаточно сильные позиции в ботлихском обществе. Так как дети дошкольного возраста знают только ботлих., учителя вынуждены использовать его в процессе обучения. В то же время географический и административный факторы не способствуют витальности языка.

Вероисповедание. Ботлихцы являются му­сульманами

Диалектные различия отсутствуют.

Письменность. Попыток создания официальной письменности не было. Престижность родного яз. невысока. Большая часть населения считает себя этнически аварцами.

Ботлихский яз. функционирует в основном в семейно-бытовом общении, а также:

– в начальном образовании, где ботлихский яз. является неофициальным вспомогательным средством, если учителями являются носители языка;

– в местной администрации (ограниченно); следует заметить, что местная администрация состоит в основном из ботлихцев;

– в сельском хозяйстве (основное занятие ботлихцев – садоводство), местная торговля, транспорт.

Ботлихский яз. функционирует в личном общении: в семье и повседневном общении, в производстве, транспорте и т.п.

В моноэтническом ботлихском обществе коммуникация обычно осуществляется на ботлихском яз., а в общении ботлихцев с представителями других национальностей (даже с носителями близкородственных андийских яз.) используются русский или аварский яз.

Ботлихский яз. никогда не использовался в средствах массовой информации, театре, правительстве, парламенте и областной администрации.

Образованные ботлихцы стараются остаться в городах – в Махачкале или за пределами Дагестана.

Аварский яз. и культура имеют значительное влияние на ботлихский яз. и культуру (обе культуры имеют много общего).

Это влияние проявляется не только в большом числе лексических заимствований, но и в широком распространении аварских песен и других видов фольклора среди ботлихцев.

Ботлихский яз. в целом может иметь хорошие прогнозы на будущее.