Генетическая принадлежность. Негидальский яз. принадлежит к сибирской (эвонкийской) группе тунгусской (северной) ветви тунгусо-манчжурской языковой семьи; его ближайшие родственные яз. – эвенкийский, эвенский и солонский. Самоназвание языка – набэсэлтин хэсэнин. Негидальский яз. является этническим яз. негидальцев – коренной народности Севера. Самоназвание этноса – негидал (букв. «прибрежные», «жители прибрежных мест»).
Среди диалектов негидальского яз. выделяются два основных д-та – верховской (сред. течение р. Амгунь) и низовской (ниж. течение р. Амгунь и р. Амур). Кроме того, в низовском д-те выделяется усть-амгунский гов. Между носителями разных д-тов сохраняется полное взаимопонимание.
Традиционную систему мировоззрения негидальцев – шаманизм – нельзя считать вероисповеданием в строгом понимании этого термина. В настоящее время негидальский яз. сохраняется в некоторых ритуалах, которые проводятся немногочисленными носителями традиционной культуры.
Численность и места проживания. Язык распространен в Ульчском р-не и р-не им. Полины Осипенко Хабаровского края (нижнее течение р. Амгунь, среднее течение р. Амур). Численность этноса в 1990-е гг. составляла ок. 350 чел.
Особенности этноязыковой ситуации. В той или иной степени владеет языком своего этноса не более 40–50 человек, причем носителями негидальского яз. как родного может считаться небольшая группа из 10–15 человек, в основном люди пожилого возраста (старше 60 лет). Для сравнения: согласно переписи 1979 г., численность негидальцев было около 500 чел., из них 44,4% признали негидальский яз. родным. Среднее поколение в лучшем случае понимает негидальскую разговорную речь, но не говорит на нем. Даже в быту негидальский яз. сейчас употребляется лишь в пяти–шести семьях, состоящих из пожилых супругов. Дети совершенно не знают языка своей народности, таким образом, механизм передачи языка от старших членов семьи младшим утрачен. В настоящее время большинство негидальцев моноязычно: все говорят по-русски. Еще два десятилетия назад были старики-негидальцы, владевшие нивхским яз., многие хорошо знали эвенкийский.
Способ расселения, контакты. Негидальцы живут преимущественно в сельской местности, носители верховского д-та проживают компактно в селах р-на им. Полины Осипенко; носители низовского д-та расселены дисперсно в сс. Ульчского и Николаевского-на-Амуре р-нах Хабаровского края. Среди исторических контактов негидальского яз., оказавших на него влияние, следует отметить контакты с родственным эвенкийским яз. (верховской д-т), ульчским и нивхским яз. (низовской д-т). В последние десятилетия усиливается влияние русского яз. на негидальский.
История изучения и документации. Как этнос негидальцы впервые зафиксированы в материалах исследований А.Миддендорфа и Г.И.Невельского, т.е. в сер. XIX в. В ХХ в. наиболее известны исследования негидальского языка В.И.Цинциус.
Письменность. Негидальский язык всегда существовал в устной форме. У него богатая фольклорная традиция. В 1993 г. администрация Хабаровского края утвердила алфавит и правила орфографии, предложенные М.М.Хасановой (на основе кириллицы). Однако ни одного издания на негидальском яз. не было выпущено. Создание негидальского алфавита, как и орокского, подготовленного японским профессором Дз.Икэгами, интересно лишь как опыт, не влекущий за собой никаких практических результатов. Негидальский яз. до сих пор является бесписьменным. Литература на негидальском яз. отсутствует, не считая нескольких записей фольклорных текстов, опубликованных исследователями негидальского яз. в фонетической транскрипции. Отсутствует и литературный язык.
Негидальский яз. обладает юридическим статусом
.В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. предпринимались слабые попытки возрождения негидальского яз. В начальной школе пос. Владимировка р-на им. П.Осипенко Хабаровского края проводились факультативные занятия по языку (на сегодняшний день мы не обладаем достоверными сведениями об этих занятиях). В средней школе с. Тыр Ульчского р-на Хабаровского края также некоторое время факультативно преподавался негидальский яз., затем занятия были прекращены из-за смерти учителя.
Негидальский яз. ограниченно употребляется в следующих сферах:
– начальное образование (факультативное преподавание языка в единственной школе района им. Полины Осипенко);
– радиовещание (10–15 мин. в неделю);
– периодика (в районной газете р-на им. Полины Осипенко несколько раз предпринимались попытки публиковать статьи на негидальском яз.).
В настоящее время негидальский яз. употребляется в основном в межличностном общении в семейно-бытовой сфере.
Оценивая степень витальности негидальского яз., его можно охарактеризовать как вымирающий язык и прогнозировать его исчезновение в ближайшем будущем, в связи с чем особую важность приобретает деятельность по его документированию и изучению.
Основные центры по изучению негидальского яз. находятся в Санкт-Петербурге. Это Институт лингвистических исследований РАН и Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера).