Численность. В настоящее время юкагиры представляют собой одну из самых малочисленных этнических групп севера России. Терр. расселения и численность юкагиров значительно сократились в течение последних столетий. В кон. XVII в. насчитывалось около 5 000 юкагиров, которые занимали сравнительно большую терр. Существовало по крайней мере 11 больших родов. Хотя сведения о юкагирском яз. этого периода немногочисленны, есть основания считать, что он существовал в форме нескольких диалектов, свойственных практически каждому роду.
Языковая ситуация. Причины упадка юкагирского яз. достаточно сложны. Юкагиры не могли конкурировать в борьбе за экономическое выживание с другими народами, которые появились на их территории за несколько последних веков. Традиционная экономика юкагиров, основу которой составляла охота на северного оленя и лося, была менее эффективной, чем экономика соседних народов. Например, эвены были главными соперниками юкагиров в борьбе за охотничьи угодья. В этой ситуации смертность юкагиров была очень высокой, многие из них умирали от голода. Еще в нач. XX в. были отмечены частые случаи каннибализма. Эпидемии оспы, которые опустошили Якутию в XVII в., также способствовали сокращению юкагирского населения. Важная роль в разрушении юкагирского этноса принадлежала вооруженным конфликтам с эвенами и коряками, которые были традиционными соперниками юкагиров, а позднее также и с чукчами. С другой стороны, имели место конфликты с русскими казаками, и особенно отрицательную роль сыграла система взятия заложников. Кроме того, у юкагиров была система матрилокального брака, это разбивало чистоту юкагирских родов и приводило к созданию этнически смешанных групп.
Эти факторы способствовали полному исчезновению одних юкагирских родов и слиянию других. Многие юкагиры подверглись ассимиляции со стороны соседних народов.
В XVIII–XIX вв. кочевые оленеводы с верхнего Анадыря перешли на корякский и чукотский яз., а оседлые рыболовы со среднего Анадыря приняли русский яз. Среди зап. групп юкагиров особенно значительной была ассимиляция эвенами. В нач. XIX в. все зап. юкагиры были двуязычны (говорили также на эвенском), и многие эвены знали юкагирский. Это позднее привело к ассимиляции нескольких юкагирских родов эвенами.
В настоящее время в бассейнах рр. Яна и Индигирка некоторые этнические эвены называют себя юкагирами. Они считают свой язык юкагирским, хотя на самом деле он представляет собой д-т эвенского.
В ситуации этнического смешения среди старшего поколения на территории проживания юкагиров сильно распространен
. Обычно в прошлом каждая этническая группа говорила на своем языке в семье, знала язык, который считался языком межэтнического общения («международный язык») в данном регионе, а также в какой-то степени понимала все языки соседних народов. Есть основания считать, что такова была ситуация в местах проживания юкагиров [Vakhtin 1991]. Роль языков межэтнического общения («интернациональных языков») выполняли якутский или чукотский, в то время как русский был всего лишь языком одной из этнических групп региона.Русский яз. начал распространяться по всей территории и выполнять все три вышеназванные функции приблизительно в 1930-х гг., но юкагиры верхней Колымы были частично русифицированы уже в XIX в. После установления советской власти русификация стала более интенсивной (сначала на верхней Колыме, потом на нижней Колыме). Многие русские администраторы и специалисты переезжали на жительство в юкагирские поселки, и русский яз. стал языком общения с новым населением. Положение якутского яз. в юкагирских поселках сейчас менее сильное, но многие юкагиры знают в какой-то степени якутский.
В настоящее время русский является единственным яз., на котором говорят все юкагиры. Все юкагиры, знающие юкагирский яз., по крайней мере
, причем иногда русский для них является первым яз. Среди юкагиров нет монолингвов. Функционирование юкагирского яз. в основном ограничено традиционной деятельностью населения: на юкагирском яз. обычно говорят в тайге и тундре во время охоты, рыбной ловли или оленеводческой деятельности. Только немногие сев. юкагиры еще используют юкагирский яз. в семейной жизни в поселках.В целом, естественная передача языка от родителей к детям прекратилась. Хотя родители проявляют пассивный интерес к поддержанию родного яз., они обычно говорят с детьми по-русски, даже если сами знают юкагирский.
Образование. Школьное преподавание юкагирского яз., которое было введено в нач. 1980-х гг., не является достаточно эффективным, по крайней мере, для юж. юкагирского. Но даже и сев. юкагирский многие дети учат как иностранный и не овладевают им в достаточной степени за время школьного обучения. Хорошо знают язык только те дети, у которых есть родственники, живущие традиционной жизнью в тайге или тундре и которые усвоили его естественным путем.