Генетическая принадлежность. Каратин­ский яз. принадлежит к андийской подгр. аваро-андо-цезской гр. нахско-дагестанской (восточнокавказской) ветви северокавказской семьи.

Самоназвание языкакIкIир­лIи мацIцIи. Самоназвание этносакIкIирди. Каратинский яз. – язык каратинцев, проживающих в Респ. Дагестан (Сев Кавказ).

Диалекты. В каратинском выделяется тукитинский д-т, противопоставленный остальным говорам.

Расселение. Каратинцы живут в нескольких селениях Ахвахского р-на Респ. Дагестан: Карата (центр Ахвахского р-на), Анчих, Арчо, Верх. Инхело (Чабакоро), Маштада, Рацитль, Рачабалда, Тукита и др., а также в с. Ниж. Инхело Ботлихского р-на и Сиух Хасавюртовского р-на.

Точная численность каратинцев неизвестна, поскольку в переписях и других официальных документах они причисляются к аварцам.

Особенности этноязыковой ситуации. Боль­шинство каратинцев трехъязычно. Язы­ками межэтнического общения для кара­тинцев являются русский и аварский. Эти языки используются также в школьном об­разовании. Хорошо известна каратинская пи­сательница Машидат Гайирбекова, пишу­щая на аварском яз. Тем не менее, родной язык имеет достаточно сильные позиции в каратинском обществе. Так как дети дошкольного возраста знают только каратинский, учителя вынуждены использовать его во время обучения.

Каратинский яз. функционирует в личном общении: в семье и в повседневном общении, на производстве и в транспорте и т.п. В то же время географический и административный факторы в с. Карата не спо­соб­ствуют витальности языка.

Вероисповедание. Каратинцы являются му­сульманами

Письменность. Попыток создания официальной письменности для каратинцев не было. Престижность родного яз. относитель­но невысока. Многие каратинцы считают себя аварцами.

Каратинский язык функционирует в основ­ном в семейно-бытовом общении, а также в следую­щих сферах:

– в начальном образовании, где каратинский является неофициальным вспомогательным средством, если учителями являются носители языка;

– в местной администрации (ограниченно). Следует заметить, что местная администрация состоит в основном из каратинцев;

– в сельском хозяйстве, местной торговле, на транспорте.

В моноэтническом каратинском коллективе общение осуществляется на каратинском, а в общении каратинцев с представителями других национальностей (и даже других д‑тов) используются русский или аварский языки. Аварский яз. и культура имеют значительное влияние на каратинский яз. и культуру (обе культуры имеют много общего). Это влияние проявляется не только в большом числе лексических заимствований, но и в широком распространении аварских песен и других видов фольклора среди каратинцев.

Каратинский яз. никогда не использовался в средствах массовой информации, театре, правительстве, парламенте и областной администрации. Образованные ка­ра­тин­цы остаются в городах – Махачкале и др., или за пределами Дагестана.