Генетическая принадлежность. Долганский яз. (дулган тыла) – язык якутской подгр. уйгуро-огузской гр. восточнохуннской ветви тюркской семьи алтайских яз.
Самоназвание языка (раньше рассматривался как д-т якутского яз.): дулган тыла.
Самоназвание этноса: долганы; дулгаан, тыа кuhuтэ, тыа сангата, тыалар (‛человек из тундры’).
Численность. Всего в СНГ 6 925 долган (здесь и далее представлены данные переписи 1989 г.), из них в России – 6 584 чел., в Таймырском (Долгано-Ненецком) АО – 4 939 чел. Долганский язык признали родным языком в России – 5 532 чел., в том числе в Красноярском крае – 4 768 чел. Подавляющее большинство долган – билингвы (в России – 4 531 чел., в том числе в Красноярском крае – 3 993 чел.).
Особенностью этноязыковой ситуации в Дудинском и Хатангском р-нах Красноярского края Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО РФ является этническое и языковое многообразие.
Число говорящих на долганском яз., включая долган из Анабарского р-на Респ. Саха (Якутия), по переписи 1979 г. – 5 053 чел., по переписи 1989 г. – 6 929 чел.
Ядро долганской народности сложилось в результате взаимодействия различных этнических групп: эвенков разных родов, якутов, затундринских (русских) крестьян и др. Основным языком общения между этими группами стал якутский яз.
Долганский яз. во многом сохранил в себе элементы языка якутов периода первых волн их переселения на терр. нынешней Якутии, постепенно отодвинутых последующими волнами к С.-З.
Тунгусские роды, ставшие впоследствии ядром долганской народности, контактировали с представителями этой волны якутов и, приняв их язык, вместе с ними мигрировали по той терр., которая впоследствии стала их совместной родиной. Процесс формирования долганской народности и ее языка продолжался на п-ове Таймыр в ходе взаимовлияния различных групп эвенков, якутов, русских и их языков. Современный долганский яз., оставаясь по своей грамматической основе якутским, содержит в себе элементы языков тех народов, которые и составили новый этнос.
Вероисповедание: шаманизм.
Диалектное членение. Выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский гов. долганского яз.
Литературный язык. Основу долганской литературы составляют повествовательные художественные жанры. Художественная литература стала издаваться с нач. 1970-х гг.
В 1933 г. на якутском яз. был создан букварь, приспособленный для долганской школы. Письменность на долганском яз. была создана в кон. 1970-х гг., когда был утвержден алфавит на (1978), учитывающий особенности фонематического строя языка, а также русскую и якутскую графику. Долганский принадлежит к языкам с весьма ограниченными функциями.
В функциональном отношении долганский язык является недостаточно развитым. Он функционирует в следующих регламентируемых государством коммуникативных сферах:
– в сфере начального образования: изучается как предмет в 1–4 классах начальной школы в г. Дудинка;
– в сфере массовой коммуникации: периодика (на долганском яз. публикуются рубрики или спецполосы в окружной газете «Таймыр»); ведется радиовещание (25 мин. ежедневно);
– в сфере художественной литературы, фольклора: в небольшом количестве на долганском яз. издаются повествовательные, реже поэтические и фольклорные произведения. Художественная литература в основном оригинальная, но существует и переводная;
– в сфере учебной и учебно-методической литературы: издаются учебники для начальной школы и дидактические материалы.
В сфере религии ограниченно используется в ритуалах, связанных с шаманизмом.
Несмотря на невысокий уровень функционирования языка в регламентируемых коммуникативных сферах, долганский язык используется в межличностном общении в разных ситуациях: семья, быт, дружеское общение и др.
Как правило, в мононациональном долганском речевом коллективе коммуникация происходит на долганском языке. При общении с лицами другой национальности всегда используется русский яз. Степень витальности долганского яз. на современном этапе достаточно невысока, но можно прогнозировать стабильное использование языка на существующем функциональном уровне в будущем.
Основные центры по исследованию долганского яз. – Институт филологии Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН (г. Новосибирск) и Институт гуманитарных исследований АН Республики Саха (Якутия).