Генетическая принадлежность. Керекский яз. относится к группе чукотско-корякских яз. чукотско-камчатской языковой семьи. Его ближайшие родственные яз. – чукотский, корякский и алюторский.
Самоназвание языка: керекский, самоназвание этноса: аңқалɧакку ‛верхние’, каракәкку ‛нижние’, что отражает деление кереков на две этнические и языковые (диалектные) группы, проживающие соответственно в верх. и ниж. течении р. Мойно-Пильгино.
Керекский яз. долгое время считался д-том чукотского яз. (1950–1960), реже – корякского яз. (до 1940-х гг.). В кон. 1960-х гг. керекский яз. стал рассматриваться как самостоятельный язык этнической группы кереков.
Диалекты. Керекский яз. представлен двумя д-тами – мэйныпильгынским и хатырским, распространенными соответственно в пос. Мейныпильгыно и Хатырка. Д-ты керекского яз. практически не изучены.
Расселение. Кереки – крайне малочисленная этническая группа, представители которой проживают в нескольких чукотских поселках на берегу р. Мойно-Пильгино (Мейныпильгыно и Хатырка) Беринговского р-на Чукотского АО.
Численность. Точных данных о численности этнической группы нет, так как кереки никогда не учитывались в официальных переписях как самостоятельная этническая группа (они причислялись к чукчам).
Кереки никогда не были многочисленным этносом, и, по данным различных исследований, их численность с течением времени постепенно сокращалась.
Причиной этому были межплеменные чукотско-корякские войны XVII в., эпидемии в XVIII в., истощение природных ресурсов, являвшихся источником существования кереков (численности морского зверя – морского котика и калана), а также массовая ассимиляция кереков чукчами.
Кереки всегда жили в окружении чукчей, и смешанные чукотско-керекские браки были широко распространены. Таким образом, в ХХ в. кереки были почти полностью ассимилированы чукчами.
Численность кереков в 1901 г. оценивалась в 644 чел. (данные В.Г.Богораза), в 1937 г. (по Б.Н.Шнакенбургу) было всего 152 керека. В 1960–1980-е гг., по данным В.В.Леонтьева, численность кереков не превышала 100 чел. Численность носителей языка была гораздо меньше.
В 1991 г. оставалось только три керека пожилого возраста (старше 60 лет), говоривших по-керекски. Они проживали в пос. Мейныпильгыно (Екатерина Хаткана и Николай Етынкеу) и Хатырка (Иван Увагыргын) Беринговского р-на Чукотского АО [Володин, 1994].
Таким образом, языковую ситуацию у кереков можно охарактеризовать как полную утрату этнического яз. Оставшиеся кереки используют чукотский и, в меньшей степени, русский как языки межэтнического общения. Те же языки употребляются и во внутриэтническом общении кереков.
Среди кереков
всегда был мало распространен; все они были по крайней мере или , т.е. помимо родного яз. они владели чукотским, в меньшей степени – русским. Такая ситуация отражает очень тесные исторические языковые контакты керекского яз. с чукотским; он оказал сильное влияние на керекский яз.Контакты керекского и русского яз. практически не отразились на керекском, так как они начались тогда, когда керекский яз. уже находился на грани вымирания.
Керекский язык
, так как его изучение началось тогда, когда он уже стал исчезающим языком. Записей керекской речи тоже очень мало.Первые записи керекского фольклора (в транскрипции) были сделаны в 1960-е гг. В последние 20 лет в работы В.В.Леонтьева, А.С.Асиновского и А.П.Володина были включены записи фольклорных текстов (сказки, мемуары, исторические повествования), зафиксированы образцы керекской лексики (словарь, включающий 4–5 тыс. керекских слов, а также образцы парадигм). Многие материалы по керекскому яз. не опубликованы (но занесены в компьютерную базу данных).
Письменность на керекском яз. отсутствует.
Из всех коммуникативных сфер, керекский яз. использовался ограниченно только в
. В керекский яз. также не использовался, керекские дети в школах изучали чукотский и русский яз. как предметы; в Чукотском АО является русский.Учитывая то, что в 1991 г. было зафиксировано всего три носителя керекского яз. и все они были людьми пожилого возраста, керекский яз. в настоящее время может считаться
. По свидетельству австралийского исследователя М.Данна, в 2000 г. оставалась одна пожилая женщина, владевшая керекским яз.