Генетическая принадлежность. Ботлихский яз. принадлежит к андийской (аваро-андийской) подгр. нахско-дагестанской (восточнокавказской) ветви северокавказской семьи.
Самоназв. языка – буйхалъи мицІцІи (буйхадалъи мицІцІи).
Самоназв. этноса – буйхади.
Ботлихский яз. – язык ботлихцев, проживающих в Респ. Дагестан (Северный Кавказ) в двух сел. Ботлихского р-на, а именно Ботлих (адм. центр р-на) и Миарсу.
Численность. Точная числ. ботлихцев неизвестна, поскольку в переписях и других официальных документах они причисляются к аварцам.
Этноязыковая ситуация. Большинство ботлихцев
. Языками межэтнического общения для ботлихцев являются русский и аварский Эти языки также используются в школьном образовании. Тем не менее, родной яз. имеет достаточно сильные позиции в ботлихском обществе. Так как дети дошкольного возраста знают только ботлих., учителя вынуждены использовать его в процессе обучения. В то же время географический и административный факторы не способствуют витальности языка.Вероисповедание. Ботлихцы являются мусульманами
Диалектные различия отсутствуют.
Письменность. Попыток создания официальной письменности не было. Престижность родного яз. невысока. Большая часть населения считает себя этнически аварцами.
Ботлихский яз. функционирует в основном в семейно-бытовом общении, а также:
– в начальном образовании, где ботлихский яз. является неофициальным вспомогательным средством, если учителями являются носители языка;
– в местной администрации (ограниченно); следует заметить, что местная администрация состоит в основном из ботлихцев;
– в сельском хозяйстве (основное занятие ботлихцев – садоводство), местная торговля, транспорт.
Ботлихский яз. функционирует в личном общении: в семье и повседневном общении, в производстве, транспорте и т.п.
В моноэтническом ботлихском обществе коммуникация обычно осуществляется на ботлихском яз., а в общении ботлихцев с представителями других национальностей (даже с носителями близкородственных андийских яз.) используются русский или аварский яз.
Ботлихский яз. никогда не использовался в средствах массовой информации, театре, правительстве, парламенте и областной администрации.
Образованные ботлихцы стараются остаться в городах – в Махачкале или за пределами Дагестана.
Аварский яз. и культура имеют значительное влияние на ботлихский яз. и культуру (обе культуры имеют много общего).
Это влияние проявляется не только в большом числе лексических заимствований, но и в широком распространении аварских песен и других видов фольклора среди ботлихцев.
Ботлихский яз. в целом может иметь хорошие прогнозы на будущее.