Генетическая принадлежность. Орочский яз. принадлежит к западной ветви Тунгусо-маньчжурской языковой семьи. Самоназвание языка – орочский, самоназвание этноса – орочи.
Орочский яз. – этнический язык орочей, проживающих на терр. Хабаровского края.
Расселение. Орочи проживают в Хабаровском крае двумя изолированными группами.
Первая, наиболее многочисленная, находится на берегу Татарского пролива: в г. Советская Гавань и в близлежащих пос., а также в г. Вавино и в пос. Вавинского р-на.
Вторая группа орочей проживает в населенных пунктах, расположенных по берегам Амура и его притоков.
Нет ни одного населенного пункта, где бы орочи составляли большинство населения. Более половины орочей проживает в городах.
Численность. Всего орочей (по данным Переписи 1989 г.) 671 чел. По данным этнолога С.В.Березницкого, работавшего среди орочей в 1988–1992 гг., в Хабаровском крае проживают всего 467 орочей.
По данным Переписи 1989 г., орочский яз. признали родным яз. ок. 20% орочей. Однако это совсем не значит, что все они говорят или хотя бы понимают орочский яз.
С.В.Березницкий констатирует фактическую смерть языка: орочский совсем не используется в повседневном общении даже людьми преклонного возраста. Только некоторые из них могут припомнить несколько коротких фраз и выражений на этом языке.
Вероисповедание. Среди орочей, как и среди других народов Севера, был достаточно развит шаманизм.
В XIX в. православные священнослужители – братья Александр и Прокопий Протодиаконовы – предпринимали попытки обратить туземное население в православие, но они не имели успеха. Орочи оставались язычниками.
За годы советской власти шаманизм был уничтожен.
Диалекты. В орочском выделяют три д-та: тумнинский (на р. Тумнин); хадинский (по рекам Хади, Уй, Коппи, Самарга) и хунгарийский (на р. Хунгари).
Хадинский д-т испытал большое влияние удэгейского яз. На тумнинский д-т оказал большое влияние горинский д-т нанайского яз. Обособленно развивался лишь хунгарийский д-т.
Тексты на орочском записывались в 1920-е и 1950-е гг. Они опубликованы как в России, так и за рубежом.
Письменность. Орочский яз. не получил письменности ввиду того, что его ошибочно считали одним из д-тов удэгейского яз. Дореволюционные исследователи языков и культур Хабаровского края (Л.Я.Штернберг, П.П.Шмидт, Л.Шренк и др.) большей частью занимались удэгейцами, вследствие близкого родства двух языков они посчитали язык орочей территориальным вариантом удэгейского.
Образование. В 1932–1936 гг. орочские дети изучали хорский д-т удэгейского яз., положенный в основу литературного удэгейского яз. Но ввиду сложности обучения незнакомому языку, а также по причине быстрого распространения знания русского яз. среди удэгейцев и орочей, преподавание удэгейского яз. в местах компактного проживания орочей было прекращено.
Отрицательно на судьбу орочского яз. повлияли кампании по переводу на оседлость кочевого населения и укрупнение малых населенных пунктов. Орочи утратили свой традиционный промысел – оленеводство.
В поселках они проживали и живут вместе с ульчами, удэгейцами, нанайцами и, конечно, русскими. Это не могло не сказаться на уровне сохранности языка.
В кон. 1950-х гг. ученые уже отмечали, что дети и молодежь не знают этнического яз., хотя старшее поколение прекрасно знало язык и помнило орочские сказания. Однако уже в то время старики старались говорить со своими детьми и внуками по-русски.
В настоящее время следует признать, что орочский является фактически
языком, и, по-видимому, он не имеет никаких шансов на возрождение.Основной центр по изучению орочского яз. находится в Санкт-Петербурге (Институт лингвистических исследований РАН).