Генетическая принадлежность. Цезский яз. принадлежит к цезской подгруппе аваро-андо-цезской группы нахско-дагестанской (восточнокавказской) ветви северокавказской семьи.

Самоназвание языкацезйас мец, самоназвание этносацези. Цезский яз. – язык цезов, проживающих в Респ. Дагестан (Сев. Кавказ). Кроме цезов, лица, знающие цезский яз., имеются среди гинухцев.

Цезы живут в 46 сел. Цунтинского р-на Респ. Дагестан. Наиболее крупные: сс. Хутрох (ок. 600), Кидеро (ок. 500), Хупра (ок. 400), Эшитль (ок.400), Мокок (ок. 350), Цебари (ок. 300). Некоторые цезы живут в равнинных р-нах Дагестана – в с. Муцалаул Хасавюртского р-на, с. Комсомольское Кизилюртовского р-на и в с. Вышеталовка Кизлярского р-на.

Жители равнинных районов не теряют связи со своими родственниками, живущими в горах.

Численность. Численность цезов, по последним оценкам, до 14 000 чел. (по данным 1992 г., 7 500 в горных селениях и 6 500 на равнине). Точная численность цезов неизвестна, поскольку в переписях и других официальных документах они причисляются к аварцам.

Особенности этноязыковой ситуации. Большинство цезов трехъязычны. Языками межэтнического общения для цезов являются русский и аварский. Эти языки также используются в школьном образовании. Несмотря на это, родной язык имеет достаточно сильные позиции. Так как дети дошкольного возраста знают только цезский, учителя вынуждены использовать его во время обучения. Географический и административный факторы способствуют витальности языка. Среди других факторов можно назвать эндогамию.

Вероисповедание. Цезы являются мусульманами.

Диалекты. Цезский яз. подразделяется на пять д-тов: кидеринский, шаитлинский, асах­ский, шапихский и сагадинский. Первые четыре нередко объединяются в собственно цезский д-т.

Литературный язык отсутствует.

Письменность. Цезский считается бесписьменным. Первый опыт создания цезской письменности был предпринят в нач. 1990-х гг., однако она не получила распространения и официальной поддержки, хотя на общественных началах попытки обучения грамоте по цезскому букварю продолжаются.

По крайней мере однажды (в 1992 г.) аварская газета «ХІакъикъат» («Истина») посвятила одну страницу цезскому яз., включая традиционный фольклор и современную поэзию.

Цезский яз. функционирует в основном в семейно-бытовом общении, а также:

– в начальном образовании, где цезский является неофициальным вспомогательным средством, если учителями являются носители языка;

– в местной администрации (ограниченно). Следует заметить, что административный центр Цунтинского р-на находится на терр. распространения цезского яз. и местная администрация состоит преимущественно из цезов;

– в сфере сельского хозяйства (основное занятие цезов – овцеводство, продажа шкур, шерсти и сыра);

– в сфере религии: ограниченно (проповеди проповедниками-цезами).

Цезский яз. функционирует в межличностном общении: в семье и повседневном общении, в производстве и транспорте и т.п. Женщины реже покидают село, и поэтому их знание аварского и русского яз. относительно слабое. Регулярный транспорт в пределах района или в столицу республики отсутствует. В моноэтническом коллективе коммуникация обычно осуществляется на цезском, а в общении с представителями других национальностей используются русский или аварский, за исключением носителей близкородственного гинухского яз., знающих цезский. Цезский яз. никогда не использовался в средствах массовой информации, театре, правительстве, парламенте и областной администрации. Образованные цезы стараются оставаться в городах – Махачкале или за пределами Дагестана, в результате чего уровень образования в районе остается низким.

Аварский яз. и культура имеют значительное влияние на цезский яз. и культуру (обе культуры имеют много общего). Это влияние проявляется не только в большом числе лексических заимствований, но и в широком распространении аварских песен и других видов фольклора среди цезов.

Цезский яз. может иметь хорошие прогнозы на будущее. В целом задачи поддержки языка упираются в решение финансовых проблем, а также в признание этнической самостоятельности цезов.