Генетическая принадлежность. Алеутский яз. относится к эскимосско-алеутским яз. Самоназвание языка – алеутский (устар назв.  унанганский), самоназвание этноса – алеуты (ранее унанган, унанас). Алеутский яз. – этнический яз. алеутов, проживающих в России на о. Беринга (Командорские о-ва) и в нек-рых странах СНГ, а также на Алеутских о-вах, о-вах Прибылова и на зап. оконечности п-ова Аляска в США.

Численность. По данным переписи 1989 г., всего в России, в СНГ и странах Балтии проживает 702 алеута, из них в России – 644 чел., в СНГ и странах Балтии – 58 чел. В США проживают около 5 тыс. алеутов

Особенности этноязыковой ситуации. В настоящее время на беринговском и мед-новском д-тах алеутского яз. говорят не более 12–15 чел. из представителей старшего поколения (перепись 1989 г.). Родным яз. всех остальных алеутов является русский, а алеутский яз. используется спорадически только представителями старшего поколе­ния.

Положение алеутского яз. в США несколько лучше из-за большей численности алеутов. В 1950-х гг. все дети дошкольного возраста на о. Атка говорили только по-алеутски, а 20 лет спустя эти дети стали билингвами (английский и алеутский). Сегодня из 85 чел., проживающих на о. Атка, 80 активно говорят по-алеутски. Среди говорящих на вост. (уналашкинском) д-те нет людей моложе 40 лет. Исключения есть на о. Прибылова: из 600–650 чел., проживающих здесь, данным д-том владеют ок. 375 чел. Остальные носители д-та территориально распределяются так: о. Умнак – 25 из 50 (общая числ. населения), о. Уналашка – 10 из 15 чел. (основная часть населения – не алеуты); примерно столько же носителей д‑та живут на о. Акутан; носители вост. д-та на Аляске представлены 10–15 старейшими жителями о. Кинг Коув (бывш. о. Белков­ский).

Вероисповедание: православие.

Диалекты. Среди алеутских д-тов особое положение занимает медновский, который можно считать самостоятельным яз., образовавшимся на основе конвергенции двух других независимых яз. – алеутского (д-т о. Атту, ныне исчезнувший) и русского – в результате очень глубокой языковой интерференции. Медновский алеутский может быть условно включен в группу смешанных яз.

Письменность. Первые попытки создания алеутской письменности относятся к нач. XIX в. Первый священник о. Уналашка Иван Вениаминов (Святой Иннокентий) с помощью алеутов И.Панькова и С.Крюкова создал алеутский алфавит на базе кириллицы; перевел на алеутский яз. несколько книг религиозного содержания. В результате миссионерской деятельности Вениаминова и его последователей священников Я.Нецветова и Л.Соломатова на алеутский яз. были переведены четыре Евангелия и несколько книг религиозной тематики, была налажена система школьного обучения при церквях.

Образование. К моменту продажи Аляски и Алеутских о-вов США алеутский яз. преподавался уже 50 лет, грамотность среди алеутов была практически 100%. Бóльшая часть алеутов были билингвами (алеутский и рус.). Позже преподавание алеутского яз. прекратилось, а 60 лет спустя здесь было распространено действие системы американских федеральных школ, в которых единственным яз. обучения был англ. яз. Положение изменилось к лучшему в 1970-е гг., во многом благодаря деятельности Центра по изучению языков коренного населения Аляски при Университете Аляски в Фербенксе. Здесь был создан алеутский алфавит на латинской основе, издан ряд учебников и пособий для школ. В настоящее время предпринимаются попытки воссоздания алеутского алфавита, созданного в свое время Вениамином на основе кириллицы.

На Командорских о-вах алеутский яз. не преподавался до сер. 1980-х гг. Букварь, созданный Е.П.Орловой при содействии алеутов-студентов Хабаровского техникума народов Севера в нач. 1930-х гг. с использованием латинского алфавита, не был издан и в преподавании не использовался.

С сер. 1980-х гг. предпринимаются попытки наладить факультативное преподавание алеутского яз. при помощи пособия для учителя, написанного Е.В.Го­ловко, Н.Б.Вахтиным и А.С.Аси­новс­ким, а также рукописных словарей, составленных Е.В.Головко.

Основные центры по изучению алеутского яз. находятся в г. Санкт-Петербурге (Ин-т лингвистических исследований РАН) и в Фер­бенксе (Центр по изучению языков коренного населения Аляски при Университете Аляски).