ЛИНГВИСТИКА И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Периодический сборник научных статей

(электронное научное издание)

 

Выпуск № 6, 2014

ISSN 2218-139

 

Издается с 2009 года

 

 

Проблемы описания языка

Problems of Linguistic Description

 

 

 

А.А. Ануфриев (Институт языкознания РАН)

A.A. Anufriev (Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences)

 

О нетипичных случаях вариативности форм наклонения в испанских

конструкциях с пропозициональным дополнением

On atypical cases of mood alternation in Spanish

propositional complement constructions

 

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению конструкций с пропозициональным дополнением, где в придаточном предложении наблюдается вариативность форм наклонения. Особое внимание уделяется анализу связи между выбором формы наклонения и семантикой предиката пропозициональной установки.

The article is devoted to the analysis of the propositional complement constructions with mood alternation in the subordinate clause. Special emphasis is put on relations between the choice of the mood in the subordinate clause and the semantics of the propositional attitude.

Ключевые слова

пропозициональная установка, вариативность, наклонение, индикатив, субхунтив

propositional attitude, alternation, mood, indicative, subjunctive

 

Подробнее

 

 

 

П.С. Дронов (Институт языкознания РАН)

P.S. Dronov (Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences)

 

Владимир Набоков как конлангер: опыт комментария к фразам на искусственном языке в романе «Под знаком незаконнорожденных» (Bend Sinister)

Vladimir Nabokov as a Conlanger: a Draft of a Commentary on the Constructed Language in Bend Sinister

 

Аннотация

Данная статья представляет собой попытку дать комментарий к фразам на «куранианском языке» в романе В.В. Набокова «Под знаком незаконнорожденных» (Bend Sinister). Дается анализ слов и словосочетаний с поиском возможных источников и влияний. Ставится вопрос о том, можно ли считать это лишь языковыми играми полиглота или перед нами полноценный искусственный язык (конланг).

This paper is an attempt at commenting upon the phrases in the fictitious “Kuranian” language in Vladimir Nabokov’s Bend Sinister. The author analyses the words and collocations found in the novel, seeking their possible sources and influences. A question arises as to whether that should be regarded as polyglot’s wordplay or it is a constructed language (conlang) in its own right.

Ключевые слова

творчество В.В. Набокова на английском языке, вымышленные языки (конланги), языковые эксперименты, «говорение на языках»

Vladimir Nabokov’s English fiction, constructed languages (conlangs), language experiments, speaking in tongues

 

Подробнее

 

 

 

Е.Р. Иоанесян (Институт языкознания РАН)

E.R. Ioanesjan (Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences)

 

Семантика русских противительных союзов но и только

Semantics of Russian conjunctions no and tol’ko

 

Аннотация

Статья посвящена описанию семантических свойств русских противительных союзов но и только. Исследуя функционирование этих союзов, автор попытался выявить представления о естественности того или иного положения дел, входящие в языковую картину мира. В статье также описывается специфика функционирования этих союзов в иллокутивных конструкциях, анализируются возможности использования указанных лексем в роли метатекстовых маркеров, исследуются случаи употребления союзов но и только в качестве единиц, маркирующих нарушение коммуникативных постулатов.

The paper discusses semantic properties of Russian adversative conjunctions no and tol’ko. The study of these items enables to determine the notion of natural state of events reflected in the language picture of the world. The approach provides also some insight into the specificity of their functioning in illocutionary structures. The use of the two conjunctions as metatextual markers is also considered. Besides, some light is thrown on their use as markers of the communicative postulates’ violation.

Ключевые слова

Семантика, языковая картина мира, метатекст, речевой акт, коммуникативные постулаты, иллокутивная функция, семантическая классификация предикатов

Semantics, language picture of the world, metatext, speech act, communicative postulates, illocutionary function, semantic classification of the predicates

 

Подробнее

 

 

 

Э.К. Собиров (Институт языкознания РАН)

E.K. Sobirov (Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences)

 

Об изучении лексики таджикского языка новейшего времени

On learning the vocabulary of the Tajik language in modern times

 

Аннотация

Статья посвящена лексике таджикского литературного языка новейшего периода и характеру отражения в ней русизмов, интернационализмов и персизмов.

This article is focused on the vocabulary of the modern standard Tajik language and the nature of the reverberation of Russicisms, internationalisms and Persianisms in it.

Ключевые слова

таджикский язык, персидский язык, заимствования, русизмы, лексикография, словари, полевая лингвистика

Tajik, Persian, loan-words, Russicisms, lexicography, dictionaries, field linguistics

 

Подробнее

 

 

 

Е.В. Терехова (Институт биологии моря,

Дальневосточное отделение РАН)

Т.Н. Великода (Северо-Восточный комплексный

 научно-исследовательский институт, Дальневосточное отделение РАН)

E.V. Terekhova (Far Eastern Branch, Russian Academy of Sciences)

T.N. Velikoda (Northern-Eastern Comprehensive Research Institute,

Far Eastern Branch, Russian Academy of Sciences)

 

Научный vs. политический дискурс:

коммуникативно-информативная и эмотивно-персуазивная функции

Scientific discourse vs. political discourse:

communicative/informative and emotive/persuasive functions

 

Аннотация

В статье рассматриваются функционально-стилистические особенности научно-геологического и политического видов дискурса. Сравниваются коммуникативно-информативная и эмотивно-персуазивная дискурсивные функции. Описаны языковые механизмы реализации дискурсивного целеполагания.

The article discusses stylistic and functional properties of geological and political discourses. The discourse-specific informative/communicative and emotive/persuasive functions are compared. Language mechanisms of discourse purpose-making are described.

Ключевые слова

дискурс, текст, коммуникативно-информативная функция, эмотивно-персуазивная функция, фактуальность, эмотивность

discourse, text, communicative/informative function, emotive/persuasive function, factuality, emotivity

 

Подробнее

 

 

 

Проблемы преподавания языка

Problems of Language Education

 

 

 

А.В. Калашников (НИУ ВШЭ;

Институт языкознания РАН)

A.V. Kalašnikov (National Research University:

Higher School of Economics;

Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences)

 

Методика социологического исследования условий труда

преподавателей английского языка

Sociological Research Approaches in Studying Working

Conditions of ESL Teachers

 

Аннотация

Статья посвящена социологическому исследованию деятельности преподавателей английского языка, проходящих обучение на курсах программы СЕЛТА (CELTACertificate in English Language Teaching to Adults) — международного сертификата, подтверждающего квалификацию преподавателя английского языка. В ходе прохождения курса были собраны сведения об участниках программы путем анкетирования для формирования социологического портрета преподавателей, которые поступают на этот интенсивный курс повышения квалификации. Статья также окажет помощь тем, кто собирается поступить на этот курс в Великобритании, и познакомит с фразами и терминами, которые будут полезны при проведении занятий по английскому языку.

The article features the sociological research of ESL teachers who took the CELTA course. During the program, the information on the participants was collected by means of distributing forms to make sociological profiles of teachers who enter this intensive course. The article will be of value to those who is going to take the course in the UK, will give an idea of phrases, and may be relevant to practice ESL methodology in class.

Ключевые слова

социология, лингвистика, СЕЛТА, социологический портрет

sociology, linguistics, CELTA, sociological profile

 

Подробнее

 

 

 

О.В. Наумова (Институт языкознания РАН)

O.V. Naumova (Institute of Linguists,

Russian Academy of Sciences)

 

Развитие методики преподавания иностранных языков:

обзор основных направлений

Main Trends in Methods of Teaching Foreign Languages

 

Аннотация

Статья посвящена современным методикам преподавания иностранных языков. В ней рассматривается историческая эволюция методических систем обучения иностранным языкам на протяжении XX в. и описываются основные цели, задачи, принципы, приемы и средства обучения для каждой методической системы, теоретические основы отдельных методических систем, область их применения в учебном процессе. В статье проводится анализ основных современных методических систем обучения иностранным языкам и определяется их методическая ценность с точки зрения их эффективности и результативности в обучении иностранным языкам.

The article focuses on modern methods of language education, covering the historical evolution of the methodical system of teaching foreign languages throughout the 20th century and describing the main goals, objectives, principles, methods and means of training for each system, theoretical foundations of these systems and their application in the educational process. The analysis of modern methodical systems of teaching foreign languages is carried out and their methodological value, efficiency, and effectiveness are determined.

Ключевые слова

Иностранные языки, преподавание, метод, упражнения, общение, принципы, коммуникативное обучение

Foreign languages, teaching method, exercises, communication, principles, communicative training

 

Подробнее

 

 

 

Н.М. Разинкина (Институт языкознания РАН)

N.M. Razinkina

(Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences)

 

Асиндетон. Учебный материал с вопросами, заданиями

и примерами на английском и русском языках

Asyndeton. Teaching Material with Questions and Assignments

 

Аннотация

Асиндетон как синтаксическая структура, характеризующаяся отсутствием союзной связи, может создаваться как однородными, так и неоднородными членами предложения, а также отдельными частями предложения. В пределах бессоюзного ряда между его членами нередко возникают синонимичные отношения, вряд ли возможные вне бессоюзного перечислительного ряда. В ряде случаев характерной чертой асиндетона становится его динамичный и ритмически упорядоченный характер. Бессоюзный перечислительный ряд легко встраивает в свою структуру стилистические приемы — метафору, антитезу, оксюморон, нарастание.

Asyndeton consists of omitting conjunctions between words, phrases, or clauses. It is capable of giving the effect of dynamic and spontaneous enumeration thus producing evident climatic effect. Besides, asyndeton strongly contributes to the effect of synonymity otherwise unthinkable between separate words and phrases. Lists of words, phrases, and clauses ‘glued together’ by asyndetic usage can easily incorporate some stylistic devises, such as metaphor, climax, antithesis, and oxymoron.

 

Ключевые слова:

бессоюзие, контекстуальная синонимия, нарастание, экспрессивность высказывания, фонетический фактор, грамматическая однородность/неоднородность членов перечислительного ряда

asyndeton, contextual synonymy, climactic effect, emphatic effect, phonetic factor, grammatical coordination or lack thereof in enumeration

 

Подробнее

 

 

 

Н.К. Рябцева (Институт языкознания РАН)

N.K. Riabtseva (Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences)

 

Грамматика конструкций, словари сочетаемости, современные

информационные технологии и преподавание иностранных языков

Construction grammar, combinatory dictionaries, modern information

technologies and foreign language learning

 

Аннотация

Статья посвящена изучению принципов и возможностей приложения новых информационных технологий графической визуализации к лингвистическому контенту в исследовательских и дидактических целях. Особое внимание уделено представлению грамматических конструкций и контекстов употребления и сочетаемости тематически упорядоченной лексики. Статья основана на большом лингвистическом материале, в качестве которого выступает созданный автором «Активатор научной речи на английском языке (Конкорданс): Тематически упорядоченная общенаучная лексика со сжатыми контекстами употребления».

The paper focuses on the principles and perspectives in applying new information technologies of graphic visualization to linguistic content, particularly in language research and language learning. Special attention is paid to construction grammar and combinatory contexts of thematically arranged lexicon. The paper is based on «Speech activator (Concordance): A thematically arranged lexicon in condensed collocational contexts» compiled by the author.

Ключевые слова

грамматика конструкций, словари сочетаемости, тематически упорядоченная лексика, графическая визуализация лингвистического контента, изучение иностранного языка

construction grammar, combinatory dictionary, thematically arranged lexicon, graphic visualization of linguistic content, language learning

 

Подробнее

 

 

 

Е.Г. Свинчукова

(Институт языкознания РАН)

E.G. Svinčukova (Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences)

 

Написание научных статей на английском языке:

об особенностях учебного курса

Writing academic papers in English: peculiarities of the course

 

Аннотация

Данная статья является результатом личного опыта преподавания в группах слушателей разного возраста и специальностей, владеющих английским языком на уровне Intermediate/Upper-Intermediate и имеющих значительный опыт чтения научных статей по своей специальности из ведущих зарубежных периодических изданий и монографий на английском языке.

This paper is a result of author’s teaching experience in groups of students of different age and specialization whose knowledge of English corresponds to Intermediate/Upper-Intermediate level and who have read a lot of scientific papers on their specialization published in foreign journals and monographs in English.

Ключевые слова

преподавание английского языка, письмо, речевая деятельность, научный стиль

English language teaching, writing, speech activity, scientific style

 

Подробнее

 

 

 

Обзоры. Рецензии

Book Reviews and Common References

 

 

 

Н.М. Абакарова (Институт языкознания РАН)

N.M. Abakarova (Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences)

 

Рецензия на книгу Стивена Пинкера

«Субстанция мышления: Язык как окно в человеческую природу» Пер. с англ. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. — 560 с.

 

 

 

Л.С. Крючкова

(Московский педагогический государственный университет)

L.S. Krûčkova (Moscow State Pedagogical University)

 

Рецензия на учебное пособие Н.В. Мощинской и Н.М. Разинкиной

«Русская культура: диалог со временем». Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. М.: Русский язык. Курсы, 2013. — 416 с.

 

 

 

 

Н.М. Разинкина (Институт языкознания РАН)

N.M. Razinkina (Institute of Linguistics,

Russian Academy of Sciences)

 

Рецензия на учебное пособие Г.А. Широковой «Практическая грамматика

английского языка. Учебное пособие по переводу».

Москва. Флинта: Наука, 2013. — 301с.

 

 

 

А.А. Словесная (Институт языкознания РАН)

A.A. Slovesnaja (Institute of Linguistics,

Russian Academy of Sciences)

 

Рецензия на учебное пособие Academic Vocabulary in Use by Michael McCarthy,

Felicity O’Dell. Cambridge University Press, 2012. — 176 с.