РАЗВИТИЕ

ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

Характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая, прежде всего, процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции развития тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание процессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Особые области в современных анализах развития - концепции модернизации и социокультурных трансформаций. Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения. Биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования. Необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В европейской философии понятие развитие стало доминирующим в Новое время, когда утвердилась. Перспектива, становление, формирование, эволюция .Направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Индивидуальное развитие (онтогенез) проявляющееся в совокупности последовательных морфологических, физиологических, биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. Качественные изменения структуры и функций организма и его отдельных частей органов, тканей и клеток, возникающие в процессе онтогенеза. Усиление, укрепление. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего либо. Развертывание чего- либо в широких масштабах.

Действие по глаг. развить-развивать. Состояние по глаг. развиться-развиваться. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Состояние умственной и духовной зрелости, степень сознательности, просвещенности, культурности. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

I. Семантические компоненты содержания ценности развитие в энциклопедических источниках

Изменения в организме с рождения до смерти

·        На сферу общения ребёнка, овладение им речью, на развитие личности и самосознания оказывает влияние общение ребёнка со взрослым; самооценку детей этого возраста практически полностью формирует отношение к ним взрослого. [Л. А. Захирина, Н. Ф. Бережная. Особенности развития старших дошкольников при перинатальной патологии ЦНС // «Вопросы психологии», 2004]

Изменение органического мира в целом

·        Однако необходимо нахождение "золотой середины", так как развитие туризма увеличивает давление на экосистему озера. [Национальное богатство республики Бурятия // «Вопросы статистики», 2004]

Движение от низшего к высшему

·        Есть такой замечательный английский историк Арнолд Тойнби, который писал, что развитие и подъём цивилизаций обусловлены не благоприятными условиями, а вызовом. [Максим Блант. Система ценностей и ценность системы (2003) // «Еженедельный журнал», 2003.04.01]

Необратимое закономерное изменение объектов

·        АИС должны строиться не столько взамен существующих информационных систем, а в большей степени в их развитие, интегрируя уже накопленные данные с одновременным преобразованием их в форму, рациональную для использования передовых технологий аналитической обработки; [О. В. Логиновский, Ю. А. Даренских. Создание автоматизированной информационной системы губернатора и правительства Челябинской области // «Вопросы статистики», 2004]

Степень просвещенности

·        В число лауреатов также попали: художник Михаил Савицкий из Белоруссии ― "за выдающийся вклад в развитие реалистических традиций в мировое изобразительное искусство" и бывший депутат Верховного Совета РСФСР Ринат Мухамадиев ― "за документально-художественную повесть" Крушение ", посвящённую трагическим событиям октября 1993 года". [«Тихий Дон» против Гаагского трибунала (2002) // «Витрина читающей России», 2002.09.13]

II. Семантические компоненты содержания ценности развитие в лексикографических источниках

Степень умственной и духовной зрелости

·        Этот вывод чрезвычайно важен для прикладных аспектов педагогики, поскольку показывает, когда необходимо менять способы обучения, ориентируя их на личностное развитие подростка. [М. Э. Боцманова, Р. Д. Триггер. Изучение психологии подростка в лаборатории Д.Б. Эльконина // «Вопросы психологии», 2004]

Широта кругозора

·        Эта идея оказала огромное влияние на развитие логики, оснований математики, потом информатики и даже богословия. [Михаил Арапов. Когда текст обретает смысл // «Знание -- сила», 2003]

Развитость

·        Ваша работа в Москве вносит важный вклад в достижение целей нашего сотрудничества, в развитие политических, экономических, культурных и иных связей. [С. В. Лавров. Выступление на приеме в честь празднования Дня Африки // «Дипломатический вестник», 2004]

Необратимое закономерное изменение объектов

·        Считаем, что развитие контактов КТК с такого рода организациями полностью отвечает задачам его работы на новом этапе, и будем содействовать их дальнейшему развитию. [А. В. Конузин. Интервью по вопросам КТК // «Дипломатический вестник», 2004]

Законы общественного развития

·        Ответ: В ходе двусторонней встречи с министром иностранных дел Ирана обсудили все направления двустороннего сотрудничества, как в торгово-экономической сфере в развитие договорённости, достигнутой между нашими президентами, так и в сфере взаимодействия министерств иностранных дел двух государств, прежде всего, по проблематике региональных конфликтов в районах, сопредельных Ирану и России. [С. В. Лавров. Встреча министров иностранных дел прикаспийских государств. Выступление на пресс-конференции по итогам встречи // «Дипломатический вестник», 2004]

Степень просвещенности

·        На ней представлены основные тенденции наших дней, причём большие паузы между выставками позволяют действительно отслеживать развитие современного искусства. [Алексей Мокроусов. Слово Ларисе Миллер (2002) // «Домовой», 2002.08.04]

При  сопоставительном анализе семантических компонентов содержания ценности развитие, представленных в энциклопедических  и лексикографических источниках, становится очевидным, что значение данной ценности, во-первых, более детально репрезентировано в лексикографических источниках, а, во-вторых, некоторые компоненты ее значения совпадают в энциклопедических и лексикографических источниках (степень  просвещенности, необратимое закономерное изменение объектов), в-третьих, что данная ценность   в сознании носителей русской культуры ассоциируется с изменениями в организме с рождения до смерти, степенью сознательности, просвещенности, умственной и духовной зрелости, широтой кругозора.

Семантические компоненты содержания ценности развитие  в энциклопедических источниках

Семантические компоненты содержания ценности  развитие  в лексикографических источниках

Изменения в организме с рождения до смерти

-

Изменение органического мира в целом

-

Движение от низшего к высшему

-

Необратимое закономерное изменение объектов

Необратимое закономерное изменение объектов

-

Широта кругозора

-

Развитость

-

Степень умственной и духовной зрелости

-

Законы общественного развития

Степень просвещенности

Степень просвещенности

 

III. Компоненты содержания ценности развитие в ассоциативном словаре

РАЗВИТИЕ: прогресс 22; образование 18; движение 15; книги 14; рост 13; вперёд 12; ум 11; ребёнок, стремление 10; эволюция 8; учёба 7; карьера, мышление, работа, труд, улучшение 6; знания, наука, самообразование 5; болезнь, возможности, жизнь, мир, обучение, самосовершенствование, успех, фильмы, цель 4; деградация, интерес, культура, личность, медицина, необходимость, познание, путь, регресс, саморазвитие, самостоятельность, совершенствование, спорт, страна, университет, школа 3; homo sapiens, автомобиль, безыдейное, бизнес, будущее, быстрое, внезапное, воспитание, вперёд, градация, духовное, духовность, жажда знаний, желание учиться, замедленное, знание, изменение, интеллигенция золотого века литературы, компьютер, лестница, мотивация, музыка, мысль, навыки, обезьяны, образованность, параллелепипед, постепенно, пришельцы, продвижение, процесс, самолёт, сила, стагнация, становление, старание, универ, упорство, уровень, учение, человек, человечество, чтение, эпоха Возрождения, языки 2.

·         Речевые синонимы и антонимы развития:

прогресс 22; движение 15; рост 13; вперёд 12; эволюция 8; улучшение 6; самосовершенствование 4; деградация 3; регресс 3; саморазвитие 3; совершенствование 3; продвижение 2; стагнация 2.

·         Источники развития:

образование 18; книги 14; учёба 7; работа 6; труд 6; самообразование 5; обучение 4; фильмы 4; познание 3; самостоятельность 3; спорт 3; университет 3; школа 3; воспитание 2; музыка 2; универ 2; учение 2; чтение 2.

·         Результаты развития:

ум 11; карьера 6; знания 5; возможности 4; мир 4; успех 4; homo sapiens 2; автомобиль 2; будущее 2; духовность 2; знание 2; изменение 2; компьютер 2; навыки 2; образованность 2; параллелепипед 2; самолёт 2; сила 2; становление 2.

·         Субъекты и объекты развития:

ребёнок 10; мышление 6; наука 5; болезнь 4; жизнь 4; интерес 3; культура 3; личность 3; медицина 3; страна 3; бизнес 2; интеллигенция золотого века литературы 2; мысль 2; обезьяны 2; пришельцы 2; человек 2; человечество 2; языки 2.

·         Условия развития:

стремление 10; цель 4; жажда знаний 2; желание учиться 2; мотивация 2; старание 2; упорство 2.

·         Значимость развития:

необходимость 3.

·         Представление о стадиальности развития:

путь 3; градация 2; лестница 2; постепенно 2; процесс 2; уровень 2; эпоха Возрождения 2.

·         Характеристики развития:

безыдейное 2; быстрое 2; внезапное 2; духовное 2; замедленное 2.

IV. Семантические компоненты содержания ценности развитие в паремиологическом фонде русского языка

 

·        Предел

Выше головы не прыгнешь.

Выше лба уши не растут.

Выше меры и конь не скачет.

Развитие как процесс является однозначно положительным и способствующим прогрессу. Однако любое развитие лимитировано индивидуальными возможностями человека. У каждого человека есть свой предел, то есть больше чем он может по своей природе сделать не возможно. Поэтому важно уметь адекватно оценивать свои возможности.

·        Стремление

Бей сороку и ворону, добьёшь и до белого лебедя.

Стремление к успеху, к достижению результата требует каждодневного кропотливого труда. Процесс - длительный и поэтапный, а результат может оказаться непредсказуемым. Поэтому важно стараться и стремиться, не думая только об успешном  варианте развития событий, тогда возможно успех придет естественным образом как логическое завершение трудной работы.

·        Образование

Учиться всегда пригодится.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

В данных паремиях подчеркивается ценность образования, опыта, так как знания всегда найдут свое применение, а также знание делает людей добрее и неспособными на злые поступки.

·        Желание учиться

Ученье — красота, неученье — слепота.

Образованный человек красив своей неповторимой внутренней красотой, которая читается в глазах и накладывает свой отпечаток на лицо, неученье приводит к тому, что человек не ориентируется в современном ему мире и производит впечатление слепого.

·        Самосовершенствование

Век живи — век учись.

Для учения нет старости.

Иная учеба до гроба.

Нет предела не только процессу самосовершенствования, но и процессу приобретения знаний, так как сам процесс многогранный. Приобретение каких-либо знаний в одной области открывает новые перспективы и широкий горизонт для самосовершенствования вне зависимости от возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дендрограмма

 

Вернуться в оглавление