ОДИНОЧЕСТВО

ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

Состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). В основном проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Как психогенный фактор одиночество влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в т.ч. тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации, галлюцинаций), изменение сознания и самосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека. Тяжело переносится людьми различных возрастов. Один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией. Изолированность, отсутствие соц. контактов, помощи и понимания. Одиночество  социально психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери. Распад отношений и связей внутреннего мира личности. Не обязательно отождествляется с состоянием физически изолированного человека, часто человек испытывает одиночество не в изоляции, а в семье, в толпе, в привычной компании. Состояние коммуникативной депривации (реальной или мнимой), вынужденная изоляция от других людей, принудительное прерывание коммуникаций с ними, обычно вызывающее у большинства адекватных людей подавленное настроение, тревогу. Состояние внешней (физической) и внутренней (духовной) изоляции человека от других людей. Это человек «без пары»: без дружбы, любви, заботы, вне совместной деятельности. Одиночество переживается как тоска, безверие, недоверие к людям и себе.

Состояние одинокого человека. Один без других; отделенный от других, себе подобных. Пустынный, безлюдный.. Не имеющий семьи, родственников, близких. Бессемейный человек. Совершаемый без других, происходящий в отсутствие других. Не имеющий единомышленников, соратников. Предназначенный для одного; одиночный.

I. Семантические компоненты содержания антиценности одиночество в энциклопедических источниках

Физическая изоляция

·        Данила петь умел, иной раз громко пел и переживательно, однако к хору не присоединился, как-то особенно остро почувствовав одиночество своё и душевную покинутость. [Виктор Астафьев. Пролетный гусь (2000)]

 

 Каузативность переживания

·        ) я почувствовал одиночествожалость или «словно жалость», что некому о себе рассказать, никто не знает, что уеду. [Александр Терехов. Каменный мост (1997-2008)]

 Утрата

·        Ей хотелось сказать ему о своей жалости к Крымову, брошенному ею, ему некому писать письма, не к кому стремиться, ему осталась тоска, безнадёжная тоска, одиночество. [Василий Гроссман. Жизнь и судьба, часть 2 (1960)]

 Субъективность переживания

·        Когда смерклось на том месте, где с минуту назад тепло фырчал мотор и пусто светили фары, нахлынуло одиночество. [Олег Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней // «Октябрь», 2001]

 

 Отсутствие необходимого уровня общения

·        Помимо Тани и Сергея, счастливых, не озабоченных ни прошлым, ни будущим, каждый из присутствующих переживал острое отчуждение и одиночество. [Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого [Путешествие в седьмую сторону света] // «Новый Мир», 2000]

 Длительность

·        Ему давно уже хочется побыть в одиночестве, правда, правда. Самое лучшее одиночество ― когда вдвоём. Они закроются от всего мира. [Алексей Слаповский. Гибель гитариста (1994-1995)]

Последствия переживания

·        Одиночествоэто когда у тебя все вроде есть, чтобы не быть одиноким, но на самом деле ничего нет. [Михаил Шишкин. Письмовник (2009) // «Знамя», 2010]

 

Психофизиологическая изоляция

·        Настало время, когда людей вокруг него становилось всё меньше, а порою они и вовсе исчезали, особенно из числа друзей, сослуживцев; одиночество разрасталось, заключая его в плотный глухой пузырь. [Василь Быков. Бедные люди (1998)]

Результат пребывания в одиночестве

·        Конечно, бессмысленно обсуждать историю в сослагательном наклонении, но так или иначе драматическая ситуация обозначена предельно ясно: получив греческое христианство на славянском языке, Древняя Русь была обречена на одиночество и оторвана от источников богословского и философского просвещения. [Павел Кузнецов. Русский Феникс, или Что такое философия в России // «Звезда», 2001]

 

II. Семантические компоненты содержания антиценности одиночество в лексикографических источниках

 

Физическая изоляция

·        Одиночество было до такой степени ему невыносимо, что он даже не давал мыслям дозревать в одной своей голове, а, найдя в себе хотя бы полмысли, ― уже спешил делиться ею. [Александр Солженицын. В круге первом, т.1, гл. 26-51 (1968) // «Новый Мир», 1990]

Каузативность переживания

·        Общие демографические процессы в стране, повышенные требования, предъявляемые к потенциальным партнерам, высокий уровень индивидуализма и потребность в профессиональной самореализации нередко обрекали образованных женщин на одиночество или побуждали соединять судьбу с мужчинами, стоящими на более низкой социальной ступени. [Розалия Черепанова. «Зачем мне утюги?» Интеллигентное женское счастье // «Неприкосновенный запас», 2009]

Утрата

·        А их дети были лишены материнской ласки, обречены на одиночество и заточены в детские дома», ― сказала Зарема Османова и выразила благодарность всем, кто бережно хранит память о женщинах-узницах. [Память во имя будущего // «Родина», 2010]

Субъективность переживания

·        Анечка беспокоилась, сетовала на одиночество и скучала, всё чаще наведываясь на кухню, и Огрызков почувствовал, что добром это не кончится. [Василь Быков. Болото (2001)]

Отсутствие необходимого уровня общения

·        Он особо мучительно ощущал сегодня одиночество, надменность и снисходительность людей, казавшихся ему полуграмотными, балбесами, молокососами в партии. [Василий Гроссман. Жизнь и судьба, часть 2 (1960)]

Географическая удаленность

·        У одной станции, рядом с водокачкой, стоял чеканный, чёрный на розовом верблюд. Такое одиночество шло от этого верблюда! А дальшеснова одни пустые степи. [И. Грекова. Хозяева жизни (1960)]

Состояние одинокого человека

·        Казалось, что, прожив всю жизнь одиноко, он только в этот вечер по-настоящему ощутил одиночество. [Василий Гроссман. Все течет (1955-1963) // «Октябрь», 1989]

Отсутствие семьи 

·         Главным же было его одиночество в оставшейся без неё жизни. [Ирина Муравьева. Мещанин во дворянстве (1994)]

 

·         Он однажды жаловался Марье Ивановне, что особенно ощущает своё одиночество, когда вечером возвращается домой, где никто не ждёт его, входит в пустую тёмную комнату. [Василий Гроссман. Жизнь и судьба, ч. 1 (1960)]

При  сопоставительном анализе семантических компонентов содержания антиценности одиночество, представленных в энциклопедических  и лексикографических источниках, становится очевидным, что значение данной ценности, во-первых, более детально репрезентировано в энциклопедических источниках, а, во-вторых, некоторые компоненты ее значения совпадают в энциклопедических и лексикографических источниках (физическая изоляция, каузативность переживания, утрата, субъективность переживания, отсутствие необходимого уровня общения), в-третьих, что данная ценность в сознании носителей русской культуры ассоциируется с географической удаленностью, состоянием одинокого человека, отсутствием семьи, а также психофизиологической изоляцией и результатом пребывания в одиночестве

 

Семантические компоненты содержания антиценности одиночество  в энциклопедических источниках

Семантические компоненты содержания антиценности  одиночество  в лексикографических источниках

Физическая изоляция

Физическая изоляция

 Каузативность переживания

Каузативность переживания

 Утрата

Утрата

 Субъективность переживания

Субъективность переживания

 Отсутствие необходимого уровня общения

Отсутствие необходимого уровня общения

 Длительность

-

-

Географическая удаленность

Последствия переживания

-

-

Состояние одинокого человека

Психофизиологическая изоляция

-

-

Отсутствие семьи 

Результат пребывания в одиночестве

-

 

 

III. Компоненты содержания антиценности одиночество в ассоциативном словаре

ОДИНОЧЕСТВО: грусть 27; пустота, тишина 21; скука 17; слёзы 16; печаль, тоска 15; страх 13; боль 12; время, покой, спокойствие 8; дождь, музыка, отдых, свобода, сволочь 5; депрессия, замкнутость, комната, кошки, независимость, ночь, обида, отсутствие, семья, смерть, страдание, человек 4; книга, мука, несчастье, отчаяние, предательство, слабость, уединение, уныние 3; авторучка, беда, безнадёжность, безумство, безысходность, бенефис, берлога, беспокойство, болезнь, бросили, вседозволенность, горе, горечь, дом, друзья, желание, животные, жизнь, злость, игра, изолированность, кровать, любовь, мысли, нежелание что-либо делать, неконтактность, один, окружение, осень, отрешённость, поле, радость, размышление, рассвет, расстройство, родители, самопознание, состояние, сука, творчество, телевизор, темнота, толпа, тревога, туман, тюрьма, тяжесть, утрата, холод, шизофрения 2.

·         Речевые синонимы и антонимы:

отсутствие 4; уединение 3; изолированность 2; один 2; неконтактность 2; окружение 2; состояние 2; толпа 2.

·         Эмоциональные состояния, переживаемые при одиночестве:

грусть 27; пустота 21; скука 17; слёзы 16; печаль 15; тоска 15; страх 13; боль 12; депрессия 4; замкнутость 4; обида 4; страдание 4; мука 3; несчастье 3; отчаяние 3; предательство 3; слабость 3; уныние 3; беда 2; безнадёжность 2; безысходность 2; беспокойство 2; бросили 2; горе 2; горечь 2; злость 2; отрешённость 2; тревога 2; тяжесть 2; утрата 2; холод 2.

·         Одиночество как свобода от социального давления:

тишина 21; покой 8; спокойствие 8; музыка 5; отдых 5; свобода 5; независимость 4; книга 3; авторучка 2; вседозволенность 2; желание 2; игра 2; мысли 2; нежелание что-либо делать 2; радость 2; размышление 2; самопознание 2; творчество 2; телевизор 2.

·         Длительность одиночества:

время 8; жизнь 2.

·         Природные явления, ассоциирующиеся с одиночеством:

дождь 5; ночь 4; осень 2; рассвет 2; темнота 2; туман 2.

·         Прецедентные имена:

сволочь 5; сука 2 (популярная эстрадная песня «Одиночество – сволочь»).

·         Там, где человек может чувствовать себя одиноким:

комната 4; берлога 2; дом 2; кровать 2; поле 2; тюрьма 2.

·         Субъекты:

кошки 4; человек 4.

·         То(т), что спасает от одиночества:

семья 4; друзья 2; животные 2; любовь 2; родители 2.

·         Последствия одиночества:

смерть 4; безумство 2; болезнь 2; расстройство 2; шизофрения 2.

·         Реакции, выражающие личностные смыслы испытуемых:

бенефис 2.

IV. Семантические компоненты содержания антиценности одиночество в паремиологическом фонде русского языка

·        Ценность коллективности

В некоторых русских паремиях утверждается, что одиночество противоестественно природе человека, человек нуждается в обществе других людей. Тем самым провозглашается ценность коллективной формы, т.е. совместного сосуществования.

Лучше умереть со всеми, чем жить в одиночку

Ценность жизни находится в прямой зависимости от способа ее проживания, т.е. смерть в обществе других людей предпочтительнее жизни в одиночестве.

За людьми и я человек

Отстал —      сиротою стал

К миру приставай, а от мира не отставай

Позитивно оценивается отсутствие личностного начала, формирования своего Я. Самоидентификация ограничивается восприятием себя как части коллектива.

Хоть опоздать, да от людей не отстать

Гипертрофированная оценка ценности коллектива для субъекта, даже ценой  нарушения правил, т.е. лучше плохой поступок, чем пребывание в одиночестве.

Хороший конь от табуна не отстанет

глуп совсем, кто не знается ни с кем

Сопоставляется положительная модель поведения субъекта и отрицательная, при этом положительно оценивается жизнь в обществе, а если у человека возникает желание отделиться от общества, то его поведением оценивается негативно. Наличие оценки качеств характера человека (хороший– плохой, глупый) свидетельствует о некоторой категоричности позиций.

·        Ценность совместного труда

С учетом того, что физическая активность, в частности трудовая, является ведущим видом жизнедеятельности человека, то логично будет рассмотреть отношение к ней и в контексте исследования антиценности одиночество. Выясним отдается ли предпочтение совместному труду в обществе других представителей социума или труду в одиночестве. Первая группа представлена оппозицией «совместный труд - труд в одиночку».

Один в море не рыбак, а без артели не моряк

На миру работа спора

Веревка крепка с повивкою, а человек с помочью

Профессиональные качества личности не берутся в расчет. Профессионал считается хорошим специалистом  только если он является частью профессионального сообщества. Та же самая мысль содержится  и в пословицах, содержащих метафору, т.е. она доносится до слушателя иносказательно и образно.

Мирское дело одному не по силу

Противопоставление религиозного начала, которое ассоциируется с одиночеством, т.е. перед богом предстать в одиночестве интерпретируется как допустимое, но что касается дел мирских, несомненной ценностью является коллективный труд. 

Биться в одиночку — жизнь не перевернуть

За что ни хватись, все в люди катись

Подчеркивается ценность совместного принятия решения, а также неспособность каждого человека в отдельности повлиять на ход событий или его изменить, только сообща все проблемы могут быть решены, т.е. приветствуется отсутствие частной жизни и конфиденциальности как таковой

Одна пчела немного меду натаскает

Одна муха не проест и брюха

Метафоры, заключенные в паремиях, иллюстрируют справедливость утверждения о ценности и результативности именно совместной трудовой деятельности.

Одна головня и в поле гаснет, а две курятся (дымятся)

Одна головня и в поле гаснет, а ворошок курится

Одна головня и в печи горит, а две — и в поле разгораются

Сельскохозяйственная тематика паремий  свидетельствует о том, что и данная отрасль труда не является исключением, т.к. предпочтение отдается совместной деятельности как максимально продуктивной.

Одному и у каши не споро (Один пирога не съешь)

 Один (Нестор) и в каше утонет

Гастрономическая тематика паремий также иллюстрирует идею коллективности. Так, например, прием пищи в одиночестве оценивается однозначно негативно. Ценность совместного труда распространяется  и на совместный прием пищи как его  разновидность.

Дружно не грузно, а один и у каши загниет

В одиночку не одолеешь и кочку, а артелью — и через гору в пору

Даже элементарную работу тяжело, скучно выполнять одному. Гораздо веселее справляться с задачей любого уровня сложности в группе.

 

·        Ценность совместной умственной деятельности

Рассмотрев пословицы и поговорки, содержащие примеры физической активности, нельзя не выделить ряд паремий, выражающих отношение к умственной активности. Поэтому данная группа включает в себя паремии, в которых отражается отношение к умственной деятельности в той же оппозиции «вместе - в одиночку».

Живучи одной головкой, и обед варить неловко

Приготовление пищи традиционно рассматривается как не самый трудный вид работы, т.к. он совершается ежедневно и выполнение некоторых операций доведено до автоматизма, но при этом следует отметить, что даже такой относительно непроблемный вид деятельности предпочтительнее делать совместно. Таким образом, мы можем говорить на этом примере паремии об абсолютной ценности совместного умственного труда, даже если процесс состоит из большого числа операций, не требующих принятия совместного решения.

Одна голова хорошо, а две лучше

Один ум хорошо, а два лучше (того)

Абсолютная ценность коллективного принятия решения, т.к. практика показывает, что при самостоятельном принятии решения некоторые неявного характера параметры могут ускользать из виду человека, ответственного за его принятие. Поэтому наличие других мнений, позволяющее проанализировать проблему с разных позиций сказывается благотворно на деятельности, следующей за этапом непосредственно принятия решения. В данном случае можно говорить об истинности данного утверждения, которое не препятствует личностному становлению и развитию, а скорее способствует ему.

Возле людей поотирайся да ума набирайся

Аспектом умственной деятельности является вопрос, касающийся непосредственно процесса приобретения знаний. В русских пословицах мы вновь видим однозначное решение данного вопроса в пользу коллективного ума как источника знаний, а не их самостоятельного приобретения.

·        Ценность совместных действий

Рассмотрев физический и умственный аспект жизнедеятельности индивида в социуме, нельзя не отметить воздействие одиночества на эмоциональную сферу, результатом чего является определенное отношение к здоровью и эмоциональному спокойствию индивида. Итак, рассмотрим, как одиночество отражается на физическом состоянии человека.

Ты гроза, грозись, а мы друг за друга держись

В паремиях, описывающих природное погодное явление заключена народная мудрость, которая и по прошествии веков воспринимается как руководство к действию, т.е. мы указываем на положительную роль именно отсутствия одиночества в подобных ситуациях, т.к. значительно возрастают шансы не пострадать физически, находясь в обществе людей в момент активности потенциально опасных для человека природных явлений.

Два одному рать

 Семеро не один, в обиду не дадим

Справедлива мысль о том, что численное преимущество может сказаться положительно на решении проблемной ситуации, требующей демонстрации физической силы. В данном случае мы также наблюдаем случай, когда отсутствие одиночества не только не вредит субъекту, но даже в некотором роде способствует сохранению его здоровья.

Артелью хорошо и недруга бить

 Артелью воюешь, а в одиночку горюешь

 Где один горюет, там артель воюет

Один на стенку не пойдешь

Один в поле не воин

Очевидна мысль о преимуществах проведения действий с привлечением необходимого количества участников в данном деле. Однако есть еще один аспект, из которого следует, что пребывание субъекта в одиночестве лишает его возможности получить внешнюю помощь в критической ситуации. Данная ситуация логичным образом вызывает неприятие и стремление ее избежать путем нахождения именно в  коллективе.

Собором и черта поборешь

Религиозная тематика паремий также направлена на описание ценности коллектива, т.к. даже потусторонние силы в качестве противника могут быть повержены в том случае, если субъект будет им противостоять не один, а вместе с другими членами коллектива. Таким образом, мы можем говорить об указании на безграничность возможностей коллектива, способного справиться даже со сверхъестественными силами, следствием чего становится восприятие коллектива как абсолютной ценности, т.к. подчеркивается, что сам факт принадлежности субъекта  к обществу гарантирует ему помощь в решении любых проблем, а пребывание в одиночестве скорее рассматривается как препятствие на данном пути.

·        Антиценность слабости одинокого человека

Отрицательная оценка ситуации пребывания в одиночестве подразумевает примеры человеческой слабости.

Один палец не кулак

Палец слаб, а кулак силен

Одной рукой в ладоши не хлопнешь

Одной рукой и узла не завяжешь

В данных паремиях на примере частей тела человека демонстрируется продуктивность деятельности при наличии, например, двух рук, а не одной. Таким образом, при помощи данных образов у субъекта формируется наглядное представление о том, как человек не состоятелен, если он только «палец, а не кулак», или как ему не комфортно, если он  является той самой «одной рукой», которая не способна ничего сделать сама. Красочность и емкость метафор способствует адекватному восприятию посыла заложенного в данных паремиях, и вызывает однозначное желание у субъекта дорожить коллективом, частью которого он является.

Веника не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь

Народная мудрость, которая передается из поколения в поколение и воспринимается как завещание предков своим потомкам, свидетельствует о том, что восприятие одиночества как ценности в данной ситуации сказалось бы крайне негативно на поиске выхода из любой критической ситуации, предполагающей наличие единства множества как некоторой монолитной силы, способной противостоять любым  неприятностям.

·        Антиценность фрустрационных эмоций

Проанализируем паремии, касающиеся особенностей переживания эмоций, в частности, обратим внимание на их характер, т.е. определим какие (положительные или отрицательные) эмоции отражают типичную реакцию на одиночество.

 

Одному страшно, а оравушке все нипочем

То не страх, что вместях, а сунься-ка один

Друг за друга держаться — ничего не бояться

Одному не страшно, а двоим веселей

Эмоциональная сфера одинокого человека описывается не только с помощью фрустрационных эмоций, но и также при помощи эмоций ожидания и прогноза, а именно страха.

Как на Фому напасти нахлынут, так Фому и люди покинут

Фрустрационные эмоции не только ассоциируется с одиночеством, но и способны провоцировать его.

Одна голова и смеется и плачет — все одна

Переживание как положительных, так и отрицательных эмоций  не приносит удовлетворения. Очевидно, что эмоции полноценно переживаются субъектом именно в обществе, т.к. ему необходима обратная связь, а в случае ее отсутствия эмоциональная составляющая ситуации остается не реализованной. Поэтому логично предположить, что для полноценной жизни, насыщенной эмоциями и переживаниями, необходимо как раз не одиночество, а, напротив, пребывание в обществе людей, способных эмоционально откликнуться на посыл субъекта.

Живешь — не с кем покалякать

Помрешь — некому поплакать

В данной философской паремии выражается желание следовать давно установленным традициям, согласно которым человек как в момент рождения, так и в момент смерти должен быть окружен людьми. Поэтому одиночество действительно в подобном контексте имеет резко негативную коннотацию и по сути является антиценностью.

Одному и топиться идти скучно

Одному жить сердце холодить, а на людях и смерть красна

В данной паремии  иллюстрируются психологические аспекты переживания одиночества как негативного состояния, т.к.  наличие единомышленников  способствует появлению решимости при самоопределении субъектом в таких жизненно важных вопросах, как сохранение жизни или ее добровольно-насильственное прерывание. В целом смерть воспринимается как относительно положительное явление, если оно имеет место быть в обществе других людей, т.е. таким образом, предпринимается попытка уменьшить страх перед смертью и избежать психологических расстройств, сопутствующих мыслям о смерти или ее ожиданию.

Жизнь одинокого, что пасмурный день

И в раю жить тошно одному

В данной паремии  также иллюстрируются психологические аспекты переживания одиночества как депрессивного, гнетущего состояния, т.к. подчеркивается безрадостность, серость, уныние, тоска и печаль, сопровождающие переживание одиночества, под которым в данном случае подразумевается отсутствии семьи, близких людей, что в целом является описанием фрустрирующей ситуации,  послужившей причиной данного переживания. 

 

·        Ценность совместного переживания одиночества

Однако переживание данных эмоций и одиночества в целом, может быть не таким тяжелым, если их можно с кем-либо разделить.

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости

Вместе и горе веселее

На людях и горе вполгоря

Негативные переживания могут быть облегчены за счет коллективного переживания, т.е. негативная психологическая нагруженность ситуации несколько ослабевает за счет высказываемого сочувствия и проявляемого коллективного участия в судьбе данного человека.

С миром и беда не убыток

Беда как фрустрирующее состояние предполагает переживание определенного негативного чувства. Однако понимание беды как переживания, которое может быть разделено с другими, следствием чего становится менее, чем изначально предполагается, интенсивное переживание.

 

·        Ценность восприятия одиночества как беззаботного состояния

Некоторые пословицы отражают относительно положительную роль одиночества, подчеркивающую беззаботность, мобильность одинокого человека.

Одна голова не бедна, а и бедна, да одна

В целом бедность оценивается негативно, но если у индивида отсутствует семья, то бедность в этом случае переносится гораздо легче.

Одинокому везде дом

Одинокому (одиякому) где хлеб там и угол

Потребности одинокого человека являются гораздо более скромными, чем у семейного человека. Так, например, простая пища и возможность переночевать воспринимаются как очевидное благо.

Одинокий скачет, один плачет, а все один

Преимущество пребывания в одиночестве заключается в том, что если на долю человека выпадает множество горестей и разочарований, положительным моментом является тот факт, что последствия данной кризисной ситуации отразятся только на самом человеке.

Одинокий лег — свернулся, встал – встрепенулся

Отдельно выделяемым аспектом является отражение мобильности в паремиях, т.е. одинокий человек очень легко и быстро может менять свой образ жизни.

Хотя горшок и один, да сам себе господин

Положительным аспектом переживания одиночества является отсутствие необходимости брать на себя ответственность за судьбу другого человека.

 

Дендрограмма

 

Вернуться в оглавление