ОБРАЗОВАНИЕ

ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

Многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История образования отображает в себе развитие культуры в целом. Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Обнаруживается соответствие между ним и культурой: сколько типов культурных ценностей - столько видов образования. С этой точки зрения можно говорить об образовании нравственном, научном (или теоретическом), художественном, правовом, религиозном и т.д. Образование можно определить как процесс сохранения культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры, мышления и деятельности, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека (процесс создания и реализации системы представлений индивида о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве). Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности. Одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сообщества и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития. Основные социокультурные функции образования связаны с решением задачи социализации. По законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней.

То, что создалось, образовалось в результате какого-н. процесса (книжн.). Процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. Возникновение, формирование или создание чего-л. Основание, организация чего-л. Характер, тип сложения чего-л. Процесс получения систематизированных знаний; обучение, просвещение. Совокупность знаний, полученных в процессе, в результате обучения. Уровень, степень познаний; образованность. Воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; формирование (формировка), организация, устройство.

I. Семантические компоненты содержания ценности образование в энциклопедических источниках

Совокупность систематизированных знаний

·         Онматериализованное отражение мечты В. П. Грошева "дать ребятам профессиональное образование и развить их художественный вкус и способности до уровня, позволяющего создавать настоящие произведения искусства". [Музей-ларец // «Народное творчество», 2004]

Приобретение умений , навыков в процессе обучения

·         В июне 1941-го, закончив второй курс, Лавров вместе с однокашниками идёт в народное ополчение, а затем становится курсантом Ленинградской военной воздушной академии, которая позволила получить "сумбурное, но достаточно полное инженерное образование". [Наталья Дубова. Орбита Лаврова // «Computerworld», 2004]

Показатель социального статуса

·         Возможно также, что менее образованные родители изо всех сил стремятся дать детям высшее образование, нацелив на это все материальные ресурсы семей. [Ю. Ф. Флоринская, Т. Г. Рощина. Жизненные планы выпускников школ из малых городов (2004) // «Человек», 2005]

Фактор изменения социальной структуры общества

·         Если сравнить процент намеревающихся учиться в вузе с образовательным уровнем родителей, то обнаружится значительный разрыв в показателях: среди матерей опрошенных школьников всего треть имеет высшее или незаконченное высшее образование, а среди отцовещё меньше (29%); чуть больше половины матерей и чуть меньше половины отцов имеют среднее или среднее специальное образование. [Ю. Ф. Флоринская, Т. Г. Рощина. Жизненные планы выпускников школ из малых городов (2004) // «Человек», 2005]

Социальный институт

·         2) В настоящее время обучаюсь по вечерней форме на 5 курсе Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации, факультет: "Финансы и кредит". Дополнительное образование: Учебный центр AIGLife. На протяжении работырегулярные тренинги, семинары. [Резюме экономиста (2004)]

II. Семантические компоненты содержания ценности образование в лексикографических источниках

Процесс усвоения знаний

·         Кстати, в уже цитировавшемся открытом письме министру образования говорится о том, что фактически в России уже реально существует 12-13-летнее образование. [Анна Фенько. Невроз по поведению // «Коммерсантъ-Власть», 2002]. Имеется в виду дошкольное образование в детском саду. [Анна Фенько. Невроз по поведению // «Коммерсантъ-Власть», 2002]

Просвещение

·         Казалось бы, всё ясно: на одной сторонеспособность к принуждению, сопряжённая с ущербным (сравнительно с научным) интеллектом, на другойобразование и свободный поиск истины; на однойвременный успех силового превосходства, на другойисторическая правота и обретение всё более полного знания. [Александр Филиппов. Участь эксперта // «Отечественные записки», 2003]

Самосовершенствование

·         Но Надежда Матвеевна была умным человеком: она понимала, что мне хочется получить настоящее музыкальное образование, а не ограничиваться только отдельными уроками. [И. А. Архипова. Музыка жизни (1996)]

Совокупность систематизированных  знаний

·         В качестве нормы западное школьное образование предлагает набор "политкорректных" экологических, политических и экономических идей, не отличающихся особенной глубиной. [Михаил Арапов. Когда текст обретает смысл // «Знание -- сила», 2003]

Уровень познаний

·         За последние 10 лет ведущие мировые державы пришли к совершенно новой, так называемой интеллектуальной экономике, в основе которой лежат три кита: инновации, коммуникации и образование. [Ирина Мельникова. Школа выживания (2003) // «Итоги», 2003.02.11]

Образованность

·         Еврей, родившийся в польском городке, получивший образование в прусской гимназии в Берлине, Райх-Раницкий своим главным духовным достоянием всегда считал немецкую литературу. [Ревекка Фрумкина. Последние свидетели // «Отечественные записки», 2003]

Процесс создания чего-л.

·         Отбеливающая крем-маска для лица "Белоснежка" от НПО "Биокон" (75 мл) содержит экстракт белой берёзы, дипальмитат койевой кислоты и витамин С. Действуя вместе, они эффективно останавливают образование тёмного пигментамеланина. [Пусть солнце дружит с красотой: мягкая защита от ультрафиолета // «Даша», 2004]

Результат создания чего-л.

·         Управляет этим процессом гормон пролактин, стимулирующий у человека лактациюобразование материнского молока. [Александр Голяндин. Рассказы о животных, и не только о них: А у морского конька что за конек? // «Знание -- сила», 2003]

При  сопоставительном анализе семантических компонентов содержания ценности образование, представленных в энциклопедических  и лексикографических источниках, становится очевидным, что значение данной ценности, во-первых, более детально репрезентировано в лексикографических источниках, а, во-вторых, некоторые компоненты ее значения совпадают в энциклопедических и лексикографических источниках (процесс усвоения знаний, просвещение,  показатель социального статуса), в-третьих, что   данная ценность  в сознании носителей русской культуры ассоциируется с приобретением умений, навыков в процессе обучения, показателем социального статуса, просвещением, самосовершенствованием, а также образованностью.

Семантические компоненты содержания ценности образование  в энциклопедических источниках

Семантические компоненты содержания ценности образование   в лексикографических источниках

совокупность систематизированных знаний

-

приобретение умений, навыков в процессе обучения

-

процесс усвоения знаний

процесс усвоения знаний

показатель социального статуса

показатель социального статуса

просвещение

просвещение

фактор изменения социальной структуры общества

-

-

самосовершенствование

социальный институт

-

-

совокупность систематизированных  знаний

-

уровень познаний

-

образованность

-

процесс создания чего-л.

-

результат создания чего-л.

 

III. Компоненты содержания ценности образование в ассоциативном словаре

ОБРАЗОВАНИЕ: ум 14; университет, школа 12; знания 9; работа 8; карьера, учёба 8; высшее, диплом 6; знание, развитие 5; будущее, интеллект, книги, наука 4; интерес, книга 3; деньги, личность, мозг, необходимость, профессия, саморазвитие, свобода, среднее, уважение, универ, успех, учитель 2; 21 век, бабушка, бабушки, бакалавриат, безработица, бесплатное, бесполезность, важнее, важно, взгляд ясный, возможности, возможность, воля, воспитание, вред, время, всё хуже и хуже, выбор, гарантировать, грамотность, долго, достойное, желание, занятия, заработок, институт, интеллигентность, интеллигенция, интересно, Интернет, информация, качественное, качественное образование, классика, когда же жить, колледж, компетентность в будущем, консерватизм, культура, литература, магистратура, мудрость, мысль, навыки, надо, находчивость, начитанность, необходимо, нет времени; нет смысла, но надо; нужда, нужно, нужное, нужность, обман, обучение, одиночество, одухотворённость, опухоль, осмысление, пара, пары, платное, полезность, польза, помощь, понимание, преимущество, привилегии, проигрыш, просвещение, радость, самопознание, свет, сессия, сила, скорей бы закончить, скука, способность, студенческий билет, тишина, трамвай, удача, умение, усердие, учебное заведение, ученик, хорошее, цель, человек, язык 1;

 

Речевые синонимы:

учёба, развитие, наука, саморазвитие, воспитание, занятия, обучение, просвещение, самопознание.

Результаты образования (что даёт образование):

ум, знания, работа, карьера, диплом, знание, будущее, интеллект, личность, профессия, свобода, уважение, успех, безработица, взгляд ясный, возможности, возможность, воля, грамотность, заработок, интеллигентность, интеллигенция, информация, компетентность в будущем, культура, мудрость, мысль, навыки, находчивость, начитанность, одиночество, одухотворённость, осмысление, понимание, преимущество, привилегии, проигрыш, радость, сила, удача, умение, ученик, человек, язык.

Качество образования:

всё хуже и хуже, достойное, интересно, качественное, качественное образование, консерватизм, обман, скука, хорошее.

 

Ценность образования:

необходимость, 21 век, бесполезность, важнее, важно, вред, когда же жить, надо, необходимо; нет смысла, но надо; нужда, нужно, нужное, нужность, опухоль, полезность, польза, скорей бы закончить, цель.

Процесс / способы получения образования:

университет, школа, книги, книга, универ, учитель, бабушка, бабушки, институт, Интернет, классика, колледж, литература, пара, пары, сессия, студенческий билет, учебное заведение.

Условия получения образования:

интерес, деньги, мозг, бесплатное, время, выбор, гарантировать, долго, желание, нет времени, платное, помощь, способность, тишина, трамвай, усердие,

Ступени образования:

высшее, среднее, бакалавриат, магистратура.

Прецедентные тексты:

свет (отсылает к пословице «Ученье – свет, а неученье – тьма»)

IV. Семантические компоненты содержания ценности образование в паремиологическом фонде русского языка

 

·         Страх

Аз, буки и веди страшат как медведи.

 Дети испытывают страх перед учебой.

Аз, буки — бери указку в руки, фита, ижица — плетка ближится.

 Обучение грамоте сопровождалось физическими наказаниями.

Азбука — наука, а ребятам — бука.

Дети испытывают страх перед учебой

Азбуку учат — во всю избу кричат.

 Обучение грамоте сопровождалось физическими наказаниями.

 

·         Мудрость

Азбука — к мудрости ступенька.

 Образование открывает путь к мудрости.

 

·         Учеба

Сперва аз да буки, а там и науки.

 При обучении нужно продвигаться последовательно от более простых вещей к более сложным.

 

·         Гарантированность

Кто грамоте горазд — тому не пропасть.

 Образование предоставляет человеку различные возможности и конкурентное преимущество.

·         Работа

Повторение — мать учения.

Один из методических принципов: чтобы что-то нужно это повторить несколько раз.

 

·         Труд

Пойти в науку — терпеть муку.

Образование сопряжено с трудностями, что подразумевает выполнение сложных домашних заданий, интенсивных занятиях в учебных заведениях, а также дополнительной нагрузки в виде самообучения.

 

·         Понимание

Продай кафтан да купи буквицу.

Образование важнее, чем одежда. Очевидно, что люди понимают, что образование относится к вечным ценностям, и уж лучше остаться без кафтана, чем без знаний.

 

·         Нужда

Пустое брюхо к науке глухо.

Без удовлетворения базовых потребностей получать образование не имеет смысла, так как голодный человек все равно будет думать о еде , а о не информации, которую он получает в процессе обучения.

 

·         Литература

Чтение — вот лучшее учение.

 Максимум информации человек получает через книги, которые доступны для образования и самообразования всем возрастным группам.

 

·         Знание

К мягкому воску печать, а к юному — ученье.

 Учиться лучше всего в юном возрасте.

Красна птица перьем, а человек — ученьем.

Образованность украшает человека.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

 Образованный человек – это светлый человек, на его лице печать знаний и добра. Любое мракобесие легко проникает в души темных людей, которые считают, что знание приносит вред людям.

 

·         Необходимость обучения

Тяжело в учении — легко в бою.

 Учиться сложно, но образование предоставляет человеку различные возможности и конкурентное преимущество.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

 Учиться сложно, но образование предоставляет человеку различные возможности и конкурентное преимущество.

 

·         Преимущество

Ученье в счастьи украшает, а в несчастьи утешает.

Образование предоставляет человеку различные возможности и конкурентное преимущество.

Ученый водит, неученый следом ходит.

 Образование предоставляет человеку различные возможности и конкурентное преимущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дендрограмма

 

 

Вернуться в оглавление