Языковое сознание и образ мира
Текст в межкультурном общении

И.А. Стернин

Русский коммуникативный идеал и толерантность

Задача исследования заключалась в экспериментальном выявлении русского коммуникативного идеала.

Под коммуникативным идеалом понимается стереотипное представление об идеальном собеседнике, представленное в сознании народа. Коммуникативный идеал является существенной составляющей национального менталитета, а также неотъемлемой частью национального коммуникативного поведения.

Коммуникативный идеал может быть представлен не только в сознании народа, но и в сознании части этнического коллектива, объединенной каким-либо социальным, возрастным, профессиональным, гендерным признаком. В таком случае речь будет идти о групповом коммуникативном идеале, что также представляет интерес для исследования.

В данной статье мы представим результаты начальной стадии экспериментального исследования русского коммуникативного идеала. Эти результаты позволяют выявить основные, наиболее яркие составляющие русского коммуникативного идеала, а также позволяют проверить и откорректировать методику проведения эксперимента.

В исследовании была применена методика направленного ассоциативного эксперимента. Испытуемым предъявлялась инструкция следующего содержания:

«Просим вас принять участие в психолингвистическом эксперименте. Мы исследуем представления разных людей об идеальном собеседнике. Просим вас письменно ответить на следующий вопрос:

Идеальный собеседник — какой?

1.

2.

3.

4

5.

Время ответа на вопросы не ограничивается. Спасибо!»

Испытуемыми были студенты воронежских вузов, городские и сельские учителя Воронежа и Воронежской области, проживающие как городе, в селе и райцентрах, а также участники региональной научной конференции по культуре речи (Екатеринбург).

Таким образом, контингент испытуемых — это образованные люди. Опрошено 103 человека, из них 29 мужчин, 74 женщины, 31 человек в возрасте 20-30 лет, 68 человек в возрасте 31-50 лет, 13 человек старше 50 лет. Городских жителей из опрошенных было 74, сельских — 25, четверо проживали в райцентрах.

Эксперимент показал, что опрашиваемые не испытывают трудностей в ответах на поставленный вопрос, что свидетельствует о том, что коммуникативный идеал находится у русского человека в активной зоне языкового сознания (под языковым сознанием мы понимаем структуры мышления, отвечающие за язык и коммуникацию на нем).

Некоторые затруднения вызывала необходимость дать пять реакций, но в течение 3-4 минут большинство испытуемых справлялись с заданием. В ответах испытуемых встречались признаки, которые в смысловом отношении фактические дублировали друг друга (типа умный и эрудированный, образованный и много знает и под., но они тоже обрабатывались и учитывались при подсчете, так как рассматривались как дополняющие, уточняющие друг друга. Некоторые испытуемые давали больше пяти реакций. В результате дублирования некоторых признаков число зафиксированных реакций в одном случае (признак умеет слушать) даже оказалось больше, чем число испытуемых (111 при числе опрошенных 103), что, однако, свидетельствует о важности этого признака в языковом сознании опрошенных. Всего было получено 130 разных реакций.

При обработке результатов эксперимента близкие реакции объединялись по смысловому признаку в одну; в качестве метаязыкового обозначения группы сходных реакций выбиралась наиболее частотная из них либо использовалось перечисление нескольких наиболее частотных реакций.

Приведем результаты эксперимента. Приводятся реакции с указанием количества упоминаний данного признака во всем массиве ответов испытуемых, указаны реакции, встретившиеся не менее 5 раз:

Анализ данного перечня показывает, что подавляющее большинство признаков коммуникативного идеала, выделенные испытуемыми, отражают идеализированное представление о толерантном собеседнике.

Напрямую это представление отражают признаки умеет слушать, вежливый, воспитанный, с хорошими манерами, тактичный, не грубый, культурно говорит, понимающий, способный понять, дружелюбный, доброжелательный, умеет не спорить, соглашаться, ищет консенсус, не навязывает свою точку зрения, спокойный, сдержанный, интеллигентный. Косвенно — общительный, легкий в общении, откровенный, открытый, искренний, веселый, с чувством юмора, оптимист.

Из ядерных признаков коммуникативного идеала, в общей сумме составивших в эксперименте массив объемом 499 признаков, 243 признака прямо отражают представление о толерантности собеседника (49%), а 90 — косвенно (18%). Таким образом, фактор толерантности составляет почти половину всех выделенных признаков, а с косвенными признаками — 67%, то есть почти две трети.

Из оставшихся факторов ответим фактор ума (21%), фактор хорошей речи (8%), фактор разносторонности интересов (2,5%), фактор коммуникативной эффективности — умеет дать совет, умеет убедить, владеет способами доказательства (2,5%).

Можно сделать и предварительные выводы о групповых коммуникативных идеалах опрошенной аудитории.

Сопоставим данные по отдельным группам испытуемых по наиболее частотным для данной группы признакам:

20-30 лет — 21 31-50 лет — 63 Свыше 50 лет — 19
Веселый, остроумный 34 Умеет слушать 73 Умеет слушать 26
Умеет слушать 21 Умный 68 Умный 13
Умный 15 Хорошая речь, красиво говорит, грамотный 26 Понимающий, умеет сочувствовать 7
Дружелюбный, доброжелательный 5 Вежливый, тактичный, не грубый, культурный, хорошо воспитан 24 Веселый, остроумный 5
Умеет не спорить, ищет консенсус, умеет соглашаться 5 Дружелюбный, доброжелательный 21 Дружелюбный, доброжелательный 4
Веселый, остроумный 17 Откровенный, открытый, искренний 4
Приятно одет, внешне аккуратный 11 Культурный, воспитанный, хорошие манеры 4
Внимательный 9 Умеет дать совет 3
Спокойный, сдержанный 7 Умеет поддержать разговор 3
Общительный 3
Мужчины — 29 Женщины — 81
Умный 22 Умеет слушать 91
Умеет слушать 20 Умный 81
Умеет хорошо говорить 11 Веселый, остроумный 51
Понимающий, умеет сочувствовать 6 Дружелюбный, доброжелательный 25
Общительный, легкий в общении 5 Понимающий, умеет сочувствовать 22
Веселый, остроумный 5 Общительный, легок в общении 17
Много знает, разносторонний 4 Откровенный, искренний 11
Спокойный, сдержанный, не кричит 10
Много знает, разносторонний 8
Город — 74 Райцентр — 4 Село — 25
Умеет слушать 105 Умеет слушать 4 Умеет слушать 23
Умный 82 Умный 4 Умный 9
Веселый, остроумный 44 Веселый, остроумный 4 Веселый, остроумный 8
Хорошо знает русский язык, красиво говорит 33 Хороший литературный язык, грамотный 3 Понимающий, умеет сочувствовать 7
Общительный, простой в общении 23 Хороший русский язык, умеет красиво говорить 7
Дружелюбный, доброжелательный 19 Дружелюбный, доброжелательный 6
Понимающий, умеет сочувствовать 16 Откровенный, искренний 6
Хорошо воспитан, культурный 11 Культурный, хорошо воспитан 4
Спокойный, сдержанный 9 Умеет дать совет 3
Разносторонний, много знает 8
Вежливый, тактичный, не грубый 8
Умеет дать совет 7

Групповые коммуникативные идеалы, как видно из таблиц, демонстрируют как сходства, так и различия, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего изучения.

Применительно же к общим результатам можно сказать, что налицо толерантность как ведущая черта русского коммуникативного идеала. Русское коммуникативное сознание ищет идеал в толерантном собеседнике, в таком, который выполнял бы роль внимательного, вежливого слушателя. Это, по-видимому, обусловлено такими национальными чертами русского коммуникативного поведения как высокая общительность, высокая коммуникативная активность русского человека, бескомпромиссность в споре, эмоциональность и искренность, стремление увеличить свой речевой вклад, завладеть коммуникативным вниманием, коммуникативный центризм русского человека.

Данные эксперимента, несмотря на их предварительный и ограниченный характер, свидетельствуют, что русское сознание готово к восприятию идеи толерантности.