Задача исследования заключалась в экспериментальном выявлении русского коммуникативного идеала.
Под коммуникативным идеалом понимается стереотипное представление об идеальном собеседнике, представленное в сознании народа. Коммуникативный идеал является существенной составляющей национального менталитета, а также неотъемлемой частью национального коммуникативного поведения.
Коммуникативный идеал может быть представлен не только в сознании народа, но и в сознании части этнического коллектива, объединенной каким-либо социальным, возрастным, профессиональным, гендерным признаком. В таком случае речь будет идти о групповом коммуникативном идеале, что также представляет интерес для исследования.
В данной статье мы представим результаты начальной стадии экспериментального исследования русского коммуникативного идеала. Эти результаты позволяют выявить основные, наиболее яркие составляющие русского коммуникативного идеала, а также позволяют проверить и откорректировать методику проведения эксперимента.
В исследовании была применена методика направленного ассоциативного эксперимента. Испытуемым предъявлялась инструкция следующего содержания:
«Просим вас принять участие в психолингвистическом эксперименте. Мы исследуем представления разных людей об идеальном собеседнике. Просим вас письменно ответить на следующий вопрос:
Идеальный собеседник — какой?
1.
2.
3.
4
5.
Время ответа на вопросы не ограничивается. Спасибо!»
Испытуемыми были студенты воронежских вузов, городские и сельские учителя Воронежа и Воронежской области, проживающие как городе, в селе и райцентрах, а также участники региональной научной конференции по культуре речи (Екатеринбург).
Таким образом, контингент испытуемых — это образованные люди. Опрошено 103 человека, из них 29 мужчин, 74 женщины, 31 человек в возрасте 20-30 лет, 68 человек в возрасте 31-50 лет, 13 человек старше 50 лет. Городских жителей из опрошенных было 74, сельских — 25, четверо проживали в райцентрах.
Эксперимент показал, что опрашиваемые не испытывают трудностей в ответах на поставленный вопрос, что свидетельствует о том, что коммуникативный идеал находится у русского человека в активной зоне языкового сознания (под языковым сознанием мы понимаем структуры мышления, отвечающие за язык и коммуникацию на нем).
Некоторые затруднения вызывала необходимость дать пять реакций, но в течение 3-4 минут большинство испытуемых справлялись с заданием. В ответах испытуемых встречались признаки, которые в смысловом отношении фактические дублировали друг друга (типа умный и эрудированный, образованный и много знает и под., но они тоже обрабатывались и учитывались при подсчете, так как рассматривались как дополняющие, уточняющие друг друга. Некоторые испытуемые давали больше пяти реакций. В результате дублирования некоторых признаков число зафиксированных реакций в одном случае (признак умеет слушать) даже оказалось больше, чем число испытуемых (111 при числе опрошенных 103), что, однако, свидетельствует о важности этого признака в языковом сознании опрошенных. Всего было получено 130 разных реакций.
При обработке результатов эксперимента близкие реакции объединялись по смысловому признаку в одну; в качестве метаязыкового обозначения группы сходных реакций выбиралась наиболее частотная из них либо использовалось перечисление нескольких наиболее частотных реакций.
Приведем результаты эксперимента. Приводятся реакции с указанием количества упоминаний данного признака во всем массиве ответов испытуемых, указаны реакции, встретившиеся не менее 5 раз:
Анализ данного перечня показывает, что подавляющее большинство признаков коммуникативного идеала, выделенные испытуемыми, отражают идеализированное представление о толерантном собеседнике.
Напрямую это представление отражают признаки умеет слушать, вежливый, воспитанный, с хорошими манерами, тактичный, не грубый, культурно говорит, понимающий, способный понять, дружелюбный, доброжелательный, умеет не спорить, соглашаться, ищет консенсус, не навязывает свою точку зрения, спокойный, сдержанный, интеллигентный. Косвенно — общительный, легкий в общении, откровенный, открытый, искренний, веселый, с чувством юмора, оптимист.
Из ядерных признаков коммуникативного идеала, в общей сумме составивших в эксперименте массив объемом 499 признаков, 243 признака прямо отражают представление о толерантности собеседника (49%), а 90 — косвенно (18%). Таким образом, фактор толерантности составляет почти половину всех выделенных признаков, а с косвенными признаками — 67%, то есть почти две трети.
Из оставшихся факторов ответим фактор ума (21%), фактор хорошей речи (8%), фактор разносторонности интересов (2,5%), фактор коммуникативной эффективности — умеет дать совет, умеет убедить, владеет способами доказательства (2,5%).
Можно сделать и предварительные выводы о групповых коммуникативных идеалах опрошенной аудитории.
Сопоставим данные по отдельным группам испытуемых по наиболее частотным для данной группы признакам:
20-30 лет — 21 | 31-50 лет — 63 | Свыше 50 лет — 19 | |||
---|---|---|---|---|---|
Веселый, остроумный | 34 | Умеет слушать | 73 | Умеет слушать | 26 |
Умеет слушать | 21 | Умный | 68 | Умный | 13 |
Умный | 15 | Хорошая речь, красиво говорит, грамотный | 26 | Понимающий, умеет сочувствовать | 7 |
Дружелюбный, доброжелательный | 5 | Вежливый, тактичный, не грубый, культурный, хорошо воспитан | 24 | Веселый, остроумный | 5 |
Умеет не спорить, ищет консенсус, умеет соглашаться | 5 | Дружелюбный, доброжелательный | 21 | Дружелюбный, доброжелательный | 4 |
Веселый, остроумный | 17 | Откровенный, открытый, искренний | 4 | ||
Приятно одет, внешне аккуратный | 11 | Культурный, воспитанный, хорошие манеры | 4 | ||
Внимательный | 9 | Умеет дать совет | 3 | ||
Спокойный, сдержанный | 7 | Умеет поддержать разговор | 3 | ||
Общительный | 3 |
Мужчины — 29 | Женщины — 81 | ||
---|---|---|---|
Умный | 22 | Умеет слушать | 91 |
Умеет слушать | 20 | Умный | 81 |
Умеет хорошо говорить | 11 | Веселый, остроумный | 51 |
Понимающий, умеет сочувствовать | 6 | Дружелюбный, доброжелательный | 25 |
Общительный, легкий в общении | 5 | Понимающий, умеет сочувствовать | 22 |
Веселый, остроумный | 5 | Общительный, легок в общении | 17 |
Много знает, разносторонний | 4 | Откровенный, искренний | 11 |
Спокойный, сдержанный, не кричит | 10 | ||
Много знает, разносторонний | 8 |
Город — 74 | Райцентр — 4 | Село — 25 | |||
---|---|---|---|---|---|
Умеет слушать | 105 | Умеет слушать | 4 | Умеет слушать | 23 |
Умный | 82 | Умный | 4 | Умный | 9 |
Веселый, остроумный | 44 | Веселый, остроумный | 4 | Веселый, остроумный | 8 |
Хорошо знает русский язык, красиво говорит | 33 | Хороший литературный язык, грамотный | 3 | Понимающий, умеет сочувствовать | 7 |
Общительный, простой в общении | 23 | Хороший русский язык, умеет красиво говорить | 7 | ||
Дружелюбный, доброжелательный | 19 | Дружелюбный, доброжелательный | 6 | ||
Понимающий, умеет сочувствовать | 16 | Откровенный, искренний | 6 | ||
Хорошо воспитан, культурный | 11 | Культурный, хорошо воспитан | 4 | ||
Спокойный, сдержанный | 9 | Умеет дать совет | 3 | ||
Разносторонний, много знает | 8 | ||||
Вежливый, тактичный, не грубый | 8 | ||||
Умеет дать совет | 7 |
Групповые коммуникативные идеалы, как видно из таблиц, демонстрируют как сходства, так и различия, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего изучения.
Применительно же к общим результатам можно сказать, что налицо толерантность как ведущая черта русского коммуникативного идеала. Русское коммуникативное сознание ищет идеал в толерантном собеседнике, в таком, который выполнял бы роль внимательного, вежливого слушателя. Это, по-видимому, обусловлено такими национальными чертами русского коммуникативного поведения как высокая общительность, высокая коммуникативная активность русского человека, бескомпромиссность в споре, эмоциональность и искренность, стремление увеличить свой речевой вклад, завладеть коммуникативным вниманием, коммуникативный центризм русского человека.
Данные эксперимента, несмотря на их предварительный и ограниченный характер, свидетельствуют, что русское сознание готово к восприятию идеи толерантности.