Языковое сознание и образ мира
Текст в межкультурном общении

Ю.Н. Филиппович

Исследование метафор информационных технологий

Метафорическое проектирование информационных технологий

Информационные технологии и системы сегодня стали неотъемлемой составной частью практически любых технологических процессов в производственных, учрежденческих, научных и общественных организациях. Их проектирование является относительно новым быстро развивающимся видом деятельности многих людей, которая обогатила мир ранее неизвестными предметами, а описывающий его язык — новыми словами и понятиями.

Наиболее часто информационная технология или система представляется пользователю в форме некоторого программного продукта, информационно-программного изделия, объединяющего программы и базы данных. В литературе описано множество методов, методик и отдельных приемов создания как систем в целом, так и отдельных их компонентов. Однако начальные «стадии и этапы» практически всех методик проработаны и представлены наименее полно. Это происходит по следующим причинам: во-первых, начало всегда трудно зафиксировать, во-вторых, первые шаги наиболее трудны из-за последующей неопределенности, в-третьих, придать форму, даже естественно-языковую, неисповедимому пути мысли проектировщика-создателя системы не самая простая задача.

В практике проектирования информационно-программных изделий первые шаги получили название «этапа технического задания», так как основным результатом этих шагов является одноименный документ, устанавливающий облик проектируемого изделия, условия его создания и использования. В практике разработки автоматизированных систем управления первые шаги проектирования объединены в «предпроектную стадию», и они заканчиваются формированием технического задания. Аналогична практика проектирования и других информационных технологий. Кроме этого везде содержание начальных стадий проектирования подразделяется на части, связанные с некоторыми первичными установками (=постановкой задачи), исследованиями предметной области, макетированием, формированием технического задания.

Накопленный опыт проектирования различных информационных систем позволяет теоретически предпроектную стадию представить как следующие друг за другом три основных этапа: концептуальное, метафорическое и парадигматическое проектирование [Филиппович 1998].

Концептуальное проектирование — порождение понятийной (=концептуальной) модели реального мира. Концептуальная модель реального мира представляет собой набор теоретических суждений, на основе которых ведется проектирование изделия. Как правило, теоретические суждения разделены на две группы: начальные и последующие. Начальные суждения вводят и определяют основные понятия. Последующие суждения раскрывают особенности реализации и использования основных понятий, а также их содержание.

Парадигматическое проектирование — порождение естественно-языкового описания проектируемого изделия в форме текста технического задания. Техническое задание представляет собой вербальный образ, описание еще несуществующего предмета, однако содержит, в силу осмысленности и целенаправленности интеллектуальной деятельности разработчика, полные его спецификации — составные части и их характеристики, взаимосвязи с другими предметами и субъектами реального мира. Техническое задание, даже самое «фантастическое», как любой другой предмет реального мира не может появиться из ничего. Наблюдения показывают, что изначально в его основе лежит некоторый первичный образ создаваемого изделия, который наделен только переносными свойствами других предметов, уже существующих. Иначе, проектируемое изделие, точнее его образ, до того как приобретает форму технического задания, представляет собой не что иное, как метафору или метафорический образ, а процесс его создания следует рассматривать как метафорическое проектирование.

Метафорическое проектирование — порождение естественно-языкового метафорического описания проектируемого изделия. Суть метафорического проектирования состоит в наделении несуществующего еще изделия свойствами, которыми уже обладают существующие предметы. Субъектная деятельность, направленная на формирование метафорического образа, не произвольна. Она основана на представлении субъекта о реальном мире и его понятийной модели, опыте субъекта, а также на его способностях к мыслительной и языковой деятельности. Исследования показывают широкое распространение типовых переносов, позволяющих выделить наиболее часто используемые метафорические модели.

Проектируя информационную технологию или систему, разработчик представляет их предметами в пространственно-временном континууме реального мира, видит не только их во взаимосвязи с другими компонентами реального мира, но и метаморфозы в течение цикла жизни. Единожды установленная, выбранная на начальных стадиях проектирования метафорическая модель предмета сопровождает его на протяжении всего периода существования. Идея предмета, в данном случае информационной технологии (в частности информационно-программного изделия), выраженная в форме метафорического образа, определяет сам предмет во всех его формах воплощения, включая и документальную (различные формы текстов, начиная с текстов технического задания и технической документации и кончая текстами рекламных проспектов), прагматические установки и цели субъектов, имеющие касательство к его проектированию, созданию и последующему использованию.

Целью метафорического проектирования является построение метафорических моделей проектируемого предмета, на основе которых будут реализовываться цели и задачи последующих стадий и этапов проектирования [Филиппович 1999].

Задачами метафорического проектирования являются:

Использование метафоры

Результатом первой стадии проектирования информационных технологий и систем всегда является техническое задание (ТЗ), которое представляет собой текстовый документ определенного стиля. Следует заметить, что ТЗ существует не только как письменный документ. На стадии создания оно является неоднократно «проговоренным про себя» разработчиком внутренним (мысленным) речевым образом проектируемого предмета, а в процессе согласования его содержания и публичной защиты обретает форму доклада, озвучивается. Иными словами, ТЗ может рассматриваться как форма речи, для которой имеют важное значение те стилистические фигуры (=речевые обороты, =тропы), которые используются его разработчиком для определения проектируемого предмета. Одним из наиболее активно используемых тропов является — метафора.

Подчеркнем важность метафоры в научной и инженерно-практической деятельности в области проектирования информационных технологий, приведя в качестве примера оценку данную М. Минским — автором теории фреймов. «Такие аналогии (= метафоры — Ю.Ф.) порою дают нам возможность увидеть какой-либо предмет или идею как бы „в свете“ другого предмета или идеи, что позволяет применить знание и опыт, приобретенные в одной области, для решения проблем в другой области. Именно таким образом осуществляется распространение знаний от одной научной парадигмы к другой. Так, мы все более и более привыкаем рассматривать газы и жидкости как совокупности частиц, частицы — как волны, а волны — как поверхности расширяющихся сфер» [Минский 1988].

В качестве примера можно указать на роль метафоры как отправной точки проектирования экранного интерфейса. Ее использование решает, как минимум, три задачи: а) субъекту легче понимать и интерпретировать изображение на экране; б) ему не нужно каждый раз заглядывать в руководство, чтобы узнать, как выполняется то или иное действие (по крайней мере, некоторые действия должны «естественно» следовать из метафоры); в) у субъекта возникает чувство психологического комфорта, характерного для встречи с чем-то хорошо знакомым. Изображение на экране должно апеллировать к ситуации, хорошо знакомой субъекту. Так, например, экранный интерфейс современных версий операционных систем Windows задумывался как метафора рабочего стола с документами. Еще одним примером метафоры в интерфейсе можно назвать Lotus Organiser, внешний вид которого напоминает привычный еженедельник, функции которого и выполняет эта система.

В итоге получаем, что метафоры соотносят образ одного фрагмента реального мира, одного натуралистического предмета с другим ее фрагментом, другим предметом. Они обеспечивают его концептом (=понятием) по аналогии с уже сложившейся системой понятий. В этом и состоит основное использование метафоры.

Постановка задачи исследования

Изучение метафоры традиционно и ведется в разных областях знания — философии, семиотике, логике, психологии, филологии, лингвистике и др.

Целью исследования метафоры в предметной области «Информатика и вычислительная техника» является обнаружение закономерностей использования метафорических моделей в процессе проектирования информационных технологий и систем. Данная цель согласуется с первыми двумя задачами метафорического проектирования и если будет достигнута, то  обеспечит проектировщика методикой, позволяющей: а) выявлять метафорические образы, потенциально применимые к предмету проектирования, и б) конструировать (выбирать) метафорические модели для различных этапов и стадий его существования.

Цель исследования и предназначенность его результатов определяют состав реализованных задач, в числе которых: определение состава материалов репрезентирующих заданную предметную область реального мира и процессы проектирования; построение и экспликация «языковых картин мира» — языковых моделей ПОРМ; разработка инструментария исследования; выявление типовых метафорических моделей; синтез инженерной методики метафорического проектирования.

Следует заметить, что помимо прикладного значения, состоящего в прямой направленности исследования на методическое обеспечение процесса метафорического проектирования, оно позволяет: сформировать базу для теоретических исследований когнитивных процессов деятельности субъекта проектирования и обеспечить самого проектировщика типовой метафорикой (базой данных и информационной системой).

Исходный материал исследования

Для исследования был привлечен разнообразный текстовый материал, исходя, прежде всего, из следующих критериев: материал должен представлять все стадии существования проектируемого предмета; он должен представлять предметную область, которая для выбранного предмета проектирования (информационной технологии) весьма широка, прежде всего, из-за включения в нее определенной части смежных областей приложений; временной срез материала должен быть ограничен, соотноситься с временем существования проектируемого предмета; материал должен отражать языковую деятельность всех участников проектирования, а также его пользователей; материал должен представлять все уровни знания (теоретическое, эмпирическое, научное, обыденное).

В связи с этими требованиями в корпус исходных материалов были включены следующие типы текстов: научная, учебная и публицистическая литература (монографии, учебники и учебные пособия, учебные программы, справочники, сборники статей, научные и научно-популярные журналы); технические задания (утвержденные документы и проекты реальных разработок, учебные задания курсовых и дипломных проектов); техническая документация (стандарты, нормативные документы, официальные проектные конструкторские и пользовательские документы, help-тексты); презентационные тексты (информационные сообщения, рекламные буклеты и листки, рекламные объявления). Временные рамки, ограничивающие тексты, зависят от типа материала: для монографий, учебников и т.п. они составляют последние 10-20 лет, для статей — до 3-х лет.

Языковые модели

Все элементы реального мира человек постигает посредством лексической системы своего языка. Лексика как языковая подсистема, репрезентирующая системное представление о реальном мире или какой-либо его части, достаточно полно описана пофрагментно и целостно как в научной литературе, так и в изданиях, преследующих прикладные и практические цели, прежде всего в различных словарях и тезаурусах, индексах, рубрикаторах и классификаторах.

Фактически метафорический образ любого проектируемого предмета конструируется из лексики, входящей в состав «языковой картины мира», и задача состоит в том, чтобы вычленить метафору и использовать ее в процессе проектирования.

Использование метафоры состоит в предварительной фиксации в вербальной форме, в образе пока еще не созданного предмета, каких-то ожидаемых или предвосхищаемых его свойств, о которых можно судить на основании уже существующих предметов (своеобразных словесных прототипах и аналогах). Таким образом, получаем «языковую картину мира» условно разделенную на две части: языковую-метафорическую (=переносную) и языковую-понятийную (=прямую), элементами которой являются бинарные структуры, оппозиции двух вербальных образов, которые будем называть метафорическими моделями.

Условность деления на противоположные части состоит в том, что теоретически любой предмет (его вербальный образ) может оказаться волею субъекта в одной из двух частей, и компонентами модели могут оказаться любые лексические единицы «языковой картины мира». Однако, практически это не так. В языке функционируют не какие угодно, а вполне определенные метафорические модели. Выявление закономерно действующих моделей, их типологизация и построение инструментальных средств поддержки процессов метафоризации при проектировании оказывается не только возможным, но и необходимым и целесообразным. В исследовании используются несколько языковых моделей: «языковая картина мира», понятийная картина ПОРМ, метафорическая модель ПОРМ.

Основой «языковой картина мира» в исследовании является классификационная схема Г.Н. Скляревской, в том объеме, который приведен в [Скляревская 1993]. В исследовании она была расширена путем введения в нее дополнительных слов. Таковыми являлись: слова из толковых словарей (в частности из Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой), дефинирующие слова-элементы классификационной схемы; а также слова из Ассоциативного словаря русского языка [РАС], как стимулы, так и реакции.

В качестве понятийной картины ПОРМ в исследовании использовался рубрикатор каталога «Кто есть кто на компьютерном рынке России» [Каталог… 1995]. Рубрикатор представляет собой трехуровневую иерархическую классификационную схему (всего рубрик — 487, верхний уровень — 12 рубрик, нижний уровень  — 236) названий компьютерных товаров и услуг, в том числе: технические средства вычислительной техники  — компьютеры, комплектующие, периферийное оборудование, программное обеспечение и т.д. Ниже приведен фрагмент рубрикатора терминов.

  1. АКСЕССУАРЫ
    1.1 Аксессуары для компьютеров Notebook
    1.2 Защитные экраны
    1.3 Поставка аксессуаров
  2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
    2.1 Выставки
  3. КОМПЛЕКТУЮЩИЕ
    3.1 Интегральные схемы
    3.1.1 Интегральные схемы (микропроцессоры)
    3.1.2 Интегральные схемы (память)
    3.2 Кабели
    3.3 Системные платы
    3.4 Соединители
    3.5 Поставка комплектующих
  4. КОМПЬЮТЕРЫ
    4.1 Большие компьютеры (mainframes)
    4.2 Компьютеры обычные
    4.2.1 Компьютеры домашние
    4.2.2 Компьютеры мультимедиа
    4.2.3 Компьютеры персональные IBM-совместимые
    4.2.4 Компьютеры персональные фирмы Apple Computer
    4.3 Компьютеры портативные класса Notebook

Метафорическая модель ПОРМ представляет собой индексированный по рубрикам «языковой картины мира» и понятийной картины ПОРМ список метафор (производных слов и выражений), т.е. каждая метафора соотнесена с рубриками языковой и понятийных картин. Это позволяет представить элементы «языковой картины мира» и понятийной картины ПОРМ (практически — элементы рубрикатора каталога) в виде множества метафор.

Данные модели исследования следует рассматривать как «внешние», «поверхностные». Более подробные модели, дифференцированные по признакам и механизмам переноса, в исследовании не рассматривались.

Метафорическая модель предметной области содержит 46 обобщенных дескрипторов, каждый из которых раскрывается еще на двух уровнях. Общее число метафор, включенных в модель — 276. Ниже приведены фрагменты сводного списка метафор и метафорических моделей.

  1. ВОЙНА
    1.1 Укрепление
    1.2 Армия
    1.3 Оружие
    1.4 Поле боя
  2. ОБЪЕКТ
    2.1  Предмет
    2.1.1 Состояние предмета
    2.1.2 Свойство предмета
    2.2  Предметы домашнего обихода
  3. МЕДИЦИНА
  4. ТЕАТР
    4.1  Сцена
  5. СТРОЕНИЕ
    5.1  Помещение
    5.1.1 Элемент помещения
    5.2  Виды строений
  6. МЕХАНИЗМ
    6.1  Двигатель
  7. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
    7.1  Виды транспортных средств
    7.2  Части транспортных средств
  8. ИГРА
    8.1  Виды игр
    8.2  Игрушки
  9. РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    9.1  Семья
    9.1.1 Генеалогическое древо
    9.1.2 Член семьи
  10. ЖИВОТНОЕ
    10.1 Виды животных
    10.2 Характер животного
    10.3 Состояние животного
Сводный список метафор
«Едок» ПК(1);
«Крестный отец» Билл Гейтс(1);
«павлин-утка-еж» HTML(1);
Автомобиль Процессор(2);
Java(1);
Домашний компьютер(1);
Компьютер(1);
Компьютеры персональные IBM-совместимые (1);
Операционная система(1);
ПК(1);
Портативный компьютер(1);
Программный продукт(1);
Алмаз Система Clarion(1);
Аналитик Программный продукт(1);
Армия Сервер(1);
Фирма-производитель(1);
Бегемот Продукты, аналогичные оптической библиотеке M2522 (1);
Фирма Microsoft(1);
Беговая дорожка Производство процессоров(1);
Библия Книга «Справочное руководство по построению открытых систем»(1);
Книга Б.Мейера(1);
Книга по ООП(1);
Книга Хаммера «Реинжиниринг корпораций»(1);
Биологическое оружие Программный продукт(1);
Блюдо Java(2);
SuperTCP Suite(1);
Web-страница(1);
ОС Linux (1);
Болезнь Ошибка в ПО(1);
Программа-вирус(1);
Бомба Программный продукт(1);
Будильник Программный продукт(1);
Бумага Таблица БД(1);

Словарь метафор информационных технологий

Приведенное деление языковой картины ПОРМ позволило представить ее в виде прямого и обратного словарей метафор информационных технологий.

Словарь существует в электронной и печатной формах. При его разработке за основу в качестве аналога-прототипа был взят Словарь русских политических метафор [Баранов 1994]. Электронная форма представляет собой программу автоматизированного построения словаря метафор — FineStyle [Давыдова 1999; Филиппович 2000]. Печатную форму предполагается издать в виде книги, которая будет состоять из двух частей: Часть 1. «От метафоры к термину» и Часть 2. «От термина к метафоре».

В части «От термина к метафоре» словарные статьи сгруппированы по рубрикам терминов. В части «От метафоры к термину» статьи группируются по метафорическим моделям. Каждая группа словарных статей предваряется таблицей, в которой представлена обобщающая информация обо всех метафорах, вошедших в данную группу, и диаграммой, отражающей статистику употреблений метафор данной группы. Наиболее интересен для изучения метафорического описания термина контекст, в котором используется метафора. Так как словарь построен на реальных примерах, то словарная статья содержит информацию об источнике и авторе контекста. В качестве примера приведем фрагмент статьи «прямого» словаря — животное и «обратного» — комплектующие:

ЖИВОТНОЕ

Метафорическая модель

Виды животных
Бегемот Фирма Microsoft (1),
Продукты, аналогичные оптической библиотеке M2522 (1)
Верблюд Программный продукт (1)
Живое существо Строка (1),
Клавиатура (1),
Сеть (1)
Животное Драйвер(1),
Устройство (1)
Животное из зоопарка Программа-вирус (1)
Животное хвостатое Фирма-производитель компьютеров (1)
Лошадка Компьютер PowerBook G3 (1)
Лошадь Центральный процессор (1),
Технология АТМ (1),
Программный продукт (1),
Пакет HoloDozo 1.0 (1)
Обезьяна Текстовый редактор (1)
Состояние животного
Дойная корова Сеть Интернет (1)
Животное дрессируемое ПО — переводчик (1)
Старая заезженная кляча ПК (1)
Существо слышащее Мультимедийный монитор (1)
Характер животного
Дикое животное Программа-вирус (1)
«Едок» ПК (1)
Животное прожорливое Программный продукт (3),
Неоптимизированный код (1),
Photoshop (1),
Программное обеспечение (2),
Мультимедийный трафик (1),
Монитор (1),
Магистрали Интернет (1),
Карманный ПК (1),
Задача (1),
Базы данных (1)
Прожорливое существо Компилятор GNAT (1)

Диаграмма

Диаграмма

Контексты

Бегемот —

1) Продукты, аналогичные оптической библиотеке M2522

Когда-то шумные, размером со шкаф и массивные, как бегемоты, нынче продукты, аналогичные оптической библиотеке M2522 компании Fujitsu, с легкостью залезают под обычный стол и ведут себя очень тихо.

(LAN Magazine, №3, 1995, Том Хендерсон, Взгляд сквозь зеркало)

2) Фирма Microsoft

При упоминании о монополизации или антимонопольном законе на ум сразу приходит «бегемот» компьютерной индустрии по имени Microsoft.

(Мир ПК, №6, 1998, Билл Снайдер, Intel Celeron: вторжение в нишу дешевых ПК?)

Верблюд —

Программный продукт

... WebView работает в фоновом режиме, «выплевывая» продукт целиком.

(Софт Маркет, №31, 3 августа 1998, с. 9, «На волю, в пампасы!»)

Лошадь —

1) Пакет HoloDozo 1.0

Пакет HoloDozo 1.0 компании M.M.M. Software (http://www.mmmsoft.com) — это «лошадь другой масти».

(Мир ПК, №6, 1997, Джим Хейд, Все звезды)

2) Программный продукт

Обе программы тестировались на компьютерах с Widows95 и Windows98, обе в «упряжке» с Internet Explorer4.0.

(Софт Маркет, №31, 3 августа 1998, с.8, «На волю, в пампасы!»)

3) Технология АТМ

Однако она поставила не на ту лошадь, так как ATM не приобрел большой популярности в локальных сетях.

(LAN Magazine, №3, 1998, Ник Липпис, Поставщики крупных систем — сократите сетевые дивизионы!)

4) Центральный процессор

Представьте себе, что центральные процессоры — это лошади.

(Мир ПК, №1, 1997, Система, которая всегда успевает)

Обезьяна —

Текстовый редактор

Если Microsoft Word можно сравнить с 800-фунтовой гориллой, то Yeah Write — с маленькой обезьянкой.

(Мир ПК, №5, 1998, Гарри Маккрэкен, Линкольн Спектор, Мэтт Лей, Лучшие бесплатные ресурсы сети)

КОМПЛЕКТУЮЩИЕ

Метафорическая модель

Комплектующие
Кабель Путь(1)
Комплектующие Начинка(3)
Набор микросхем и ПО Ингредиенты(1)
Рынок наборов микросхем Арена цирка(1)
Системная плата Транспортное средство(2),
Кузов автомобиля(1),
Человек спящий(1)
Интегральные схемы
Микросхемы Костюм(1)
Ресурсы (память и процессор) Пища(1)
Шина AGP (набор микросхем) Скоростная автострада(1)
Интегральные схемы (память)
Микросхема ПЗУ Ткань(1)
Модуль памяти Монстр(1)
ОЗУ Растение(2),
Пространство(1)
Оперативная память Колеса(1)
Память Кристалл(2)
Интегральные схемы (микропроцессоры)
Процессор Кристалл(11),
Автомобиль(2),
Цирковой артист(1),
Транспортное средство(1),
Пациент(1),
Начинка(1),
Двигатель(1)
Процессор в картридже Пирог с начинкой(1)
Процессор Pentium Транспортное средство(1)
Процессор PowerPC 604e Сердце(1)
Центральный процессор Мозг(1),
Лошадь(1)
100-MHz RISC-процессор VR4300 Пламенный мотор(1)

Диаграмма

Диаграмма

Характеристика метафорических моделей

Исследование метафор проводилось на статьях «компьютерных» журналов: Мир ПК, Сети, Софт Маркет, Открытые системы, СУБД, Computer World, LAN Magazine и др.

Метафорическая модель предметной области построена на основе анализа 420 журнальных статей, Общее число метафор, включенных в анализ, представлено в 500 контекстах, Распределение в процентах числа использованных метафорических переносов по дескрипторам следующее: человек (21,06), животное (7,87), война (5,53), пища (5,11), транспортное средство (5,11), объект (4,68), религия (4,68), организм (4,47), одежда (3,83), вещество (3,83), сверхестественное существо (3,83), строение (2,77), растение (2,55), государство (2,34), водоем (2,13), пространство (1,7), погода (1,7), болезнь (1,5), птицы (1,28), музыка (1,0), спорт (1,0), железная дорога (0,85), волна (0,85), механизм (0,64).

Наиболее часто использующейся является модель «Человек». Помимо очевидного «Человек — мера всех вещей», возможной причиной использования этой модели в данной предметной области является то, что компьютер изначально создавался для автоматизации всех сфер человеческой деятельности. Он наиболее часто рассматривается в качестве «помощника» человека и поэтому наделяется человеческими качествами: компьютер «думает», «засыпает», «заболевает» и т.д.

Следующая по частоте использования модель — «Животное». Данной моделью описывается в первую очередь программное обеспечение. В большинстве случаев программному обеспечению присваивалось свойство «прожорливости» по отношению к системным ресурсам. Области терминов, которые описывает эта модель, следующие: программное обеспечение (54,0), услуги (13,51), периферия (10,81), компьютеры (10,81), производство и сборка (5,41), комплектующие (2,7), носители информации (2,7).

Еще одной часто употребляемой моделью является «Война». Эта модель присутствует в описании конкуренции между фирмами-производителями компьютерного оборудования (например, фирма завоевала рынок), между различными видами компьютерных технологий (используются такие метафоры, как одержать победу, атаковать). Модель также используется для описания большого количества каких-либо объектов (например, армия процессоров), а также при сравнительном анализе программных продуктов, аппаратного обеспечения. Часто программные продукты, а иногда и аппаратное обеспечение называют оружием.

Например, следующий контекст содержит в себе сразу две метафоры: «Microsoft начала новое наступление на фронте систем управлением сетью, и ее главным оружием стал сервер управления системами (Systems Management Server, SMS. [Сети №4, 1997, Кристин Бернс, SMS займется управлением сетью]. Основные понятия, свойства которых переносятся на модель «Война»: программное обеспечение (69.23), производство и сборка (11.54), услуги (7.69), компьютеры (7.69), оборудование (3.25).

Следующей моделью, которая часто встречается в статьях, является «Транспортное средство». При ее использовании свойство «производительность» компьютеров и комплектующих переносится на свойство «скорость» транспортного средства. «Всем хорошо известно, что „разгонять“ процессоры не рекомендуется.» [Софт Маркет №31, август,  1998, с. 13, «Холодный компресс для горячих процессоров»]. «Новейший процессор Pentium II — самый быстрый из процессоров Pentium». [КомпьюТерра 10 ноября 1997г. «Новое предложение от „Клондайк“»]. Понятия, которые описывает модель «Транспортное средство»: комплектующие (33.33), программное обеспечение (25.0), компьютеры (25.0), периферия (12.5), оборудование (4.17).

Метафорическая модель «Пища» также входит в число часто используемых для данной предметной области. В качестве «пищи» в основном выступают аппаратные ресурсы компьютера (их «пожирают» программные ресурсы, описанные выше в модели «Животное»). «Подчиненные проанализировали все операции, буквально пожирающие ресурсы, такие как необязательная модернизация аппаратуры и программ, использование программного обеспечения без должных полномочий, — и затем подготовили список рекомендаций.» [Computer World, №2, 1998, Тао Аи Лей, Internet на службе печати].

Объекты, имеющие сложное внутреннее строение, такие как компьютер, описываются метафорой «пирог», используя неотъемлемое свойство пирога — начинку. Метафора «блюдо» употребляется для указания на сложность объекта или процесса, зависимость от начальных условий его создания («ингредиентов»), степени его завершенности. Однако Java и связанные с ней технологии, такие как JavaBeans и IIOP (Internet-версия CORBA для Java) еще не устоялись — они «полупрожарены» и неадекватны тем реальным задачам, которые стоят перед разработчиками. [Открытые системы №6, 1997, Тед Льюис, О Java по Гамбургскому счету]. Основные понятия, описываемые метафорической моделью «Пища»: программное обеспечение (54.17), комплектующие (29.17), периферия (8.33), носители информации (8.33).

Заключение

Информационные технологии на основе компьютерной техники в настоящее время являются основой практической деятельности большого количества людей различных профессий. Успех любой профессиональной деятельности основан на знаниях, навыках и эффективном инструментарии. При этом все большее значение в профессионализме приобретает «творческий элемент», как необходимая составляющая субъектной деятельности на основе интеллектуальных орудий труда. Изучение метафорики, как творчества субъекта — это шаги в направлении повышения эффективности инструментария информационных технологий. Выделим две обобщенные задачи в данном направлении: а) системная инвентаризация метафоры, б) создание электронного инструментария метафоризации.

Под системной инвентаризацией метафоры понимается динамическая спецификация широкого класса языковых явлений (тропов) в применениях информационных технологий в конкретных предметных областях. Практически это может быть реализовано как перманентное исследование использования метафоры в различных областях профессиональной деятельности людей.

Электронный инструментарий метафоризации — это комплекс словарно-тезаурусных метафорических описаний разных предметных областей в виде баз данных и информационных систем различного типа, а также «метафорических процессоров», моделирующих «распознавание» и «генерацию» метафорических образов.

Теоретические исследования и практические разработки в рамках указанных задач позволят существенно повысить эффективность использования информационных технологий в различных предметных областях широким кругом пользователей.

Литература

А.Н.Баранов, Ю.Н.Караулов. Словарь русских политических метафор. М., 1994.

Н.В.Давыдова. Система автоматизированного построения словаря метафор — FineStyle / Дипломный проект. МГТУ им. Н.Э.Баумана, каф. АСОИУ. Рук. Ю.Н. Филиппович. М., 1999.

Каталог «Кто есть кто на компьютерном рынке России». Осень 95 / Зима 96. Том 1, 2. М., 1995.

Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. М., 1988, с. 291-292.

РАС — Русский ассоциативный словарь. Кн.1-6 / Ю.Н.Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова. М., 1994-1998.

Г.Н.Скляревская. Метафора в системе языка. СПб., 1993.

ТСРЯ — С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка: 72500 фразеол. выражений.  М., 1992.

Ю.Н.Филиппович. Интеграция предмета, образа и субъекта в концептуальном проектировании информационных технологий и систем // Интеллектуальные технологии и системы. Вып.1 / Сост. и ред. Ю.Н.Филиппович. М., 1998. С. 9-33.

Ю.Н.Филиппович. Метафорическое проектирование информационных технологий и систем // Интеллектуальные технологии и системы. Сборник статей аспирантов и студентов. Вып. 2 / Сост. и ред. Ю.Н.Филиппович. М., 1999. С. 7-30.

Ю.Филиппович. Информационные технологии в зеркале метафор // Компьютерра. Компьютерный еженедельник. № 26 (355), август 2000 г. С.25-27.