Ассоциативным тезаурусом ребенка будем считать массив реакций, полученных в ходе проведения свободного ассоциативного эксперимента с детьми дошкольного возраста следующим образом: отобранные восемнадцать стимулов (МЯЧ, ГУЛЯТЬ, КРАСНЫЙ, БЫСТРО, ИГРУШКА, ГОВОРИТЬ, ТИХАЯ, ВКУСНО. КНИГА, ПЕТЬ, ОЧЕНЬ, ЧЕЛОВЕК, РИСОВАТЬ, ПЛОХОЙ, СЛОВО, ДОМ, СИЛЬНЫЙ, ЗВЕРЬ 1) предъявлялись детям четырех возрастных групп — от трех до шести лет (полного исчисления). База данных составляет 23225 реакций (RR). Объем выборки 1297 детей (623 мальчиков, 674 девочки). Реакции детей дифференцированы по возрасту и полу, организованы согласно частотно-семантемному принципу.
Понятийной и структурной доминантой ассоциативного тезауруса определена семантема — «объективный элемент представления», «языковой элемент, выражающий идею» [Вандриес 1937]. Семантема, эксплицируя ведущую форму познания в детском возрасте — представление, способна, с одной стороны, выражать концепт мировидения ребенка, с другой стороны, представлять процесс, картину формирования языковой — семантической и грамматической — компетенции. Более того, семантемный принцип построения тезауруса способствует дифференциации энциклопедической и языковой компетенции, где первая репрезентируется количеством семантемных гнезд, или комплектом семантем (=концептов), вторая — объемом семантемного гнезда, составом входящих в него словоупотреблений, то есть массивом выданных реакций, — когда все формы экспликации концептов представляют языковую способность в реализации (правда, в искусственных условиях — свободного ассоциативного эксперимента). Семантема — класс позиционно чередующихся однокорневых образований, объединенных в семантемное гнездо, структуру которого составляют:
Из вышесказанного очевидно, что семантема в лингвистическом смысле — абстрактная единица, или единица эмическая. Семантемная репрезентация ассоциативного тезауруса ребенка представляет лингвистику языка ребенка — с выходом из глубинного уровня его организации на поверхностный, уровень всех форм экспликации единицы энциклопедического знания, что способствует описанию «содержания, развития и измерения (разрядка моя) языковой компетенции» [Божович 1997,34].
Общеизвестно, что ассоциативные словари бывают двух типов: прямые — от стимула к реакции и обратные — от реакции к стимулу. Основная база данных настоящего исследования представлена в «Ассоциативном словаре ребенка» [Соколова 1996а] — прямом ассоциативном словаре. Приведем пример словарной статьи по стимулу МЯЧ, ее начальную и конечную части:
МЯЧ: 3–4 43 21 12 играть 8 22 2 играют 3 будем играть 1 1 игра игрушка 5 2 игрушки 2 1 играть в футбол 1 1 играть на улице в футбол 1 1 играть, пинать 1 играть, я поддену его ногой играть, красный 1 38 18 15 круглый 19 20 1 круг 1 кружок круглый, играть 1 1 кругло будет 30 15 красный 15 8 большой 11 15 9 6 мяч 5 6 2 мячик 1 мячиком играют 1 20 10/10+30 14/16+26/200+250 120/130
Завершается словарная статья числовым анализом (квантитативным комментарием) ассоциативного распределения, где:
Таким образом, цифровая статья включает четыре параметра: 20 10/10 (=отказы, или молчание) + 30 14/16 (=единичные реакции) + 26/200 (=число семантемных гнезд в статье/количество детей, давших частотные реакции) + 250 120/130 (=общее число испытуемых, мальчики/девочки).
Помимо этих данных в конце словарной статьи, в ее структуре имеются цифровые показатели, которые дифференцируют реакции по частотности и полу ребенка.
Таково построение словарной статьи в прямом ассоциативном словаре: реакции объединены в семантемные гнезда, дифференцированы по полу; возрастная дифференциация представлена в общей структуре словаря, где восемнадцать стимулов повторяются по четырем возрастным группам (3–4, 4–5, 5–6, 6–7 лет) — всего 72 статьи.
Словарная статья как совокупность реакций, выданных выборкой испытуемых на полученный вербальный стимул, называется ассоциативным полем, ассоциативным распределением, ассоциативно-вербальной сетью [Леонтьев 1977; Залевская 1977 1990; Уфимцева 1991; Караулов 1993, 1994].
Каким образом организовано ассоциативное распределение — в связи с семантемой — новой единицей вербального ассоциирования, какова его структура как совокупность устойчивых отношений между этими единицами — то, что обеспечивает сохранение системы, то, что остается «относительно постоянным в изменчивом бытии вещи» [Тулдава 1987]?
Анализ ассоциативного распределения предоставляет возможность выявить характерные особенности в построении языковой общностью представления о полученном вербальном стимуле, а также этапы его становления в онтогенезе.
Логично было бы предположить, что среднее значение ассоциативного распределения можно получить, разделив сводные данные по исследуемому тезаурусу [Соколова 1996б] на общее число статей. Однако, данное среднее значение не отражает действительного положения вещей: в каждом из семидесяти двух ассоциативных полей общее количество единичных и частотных единиц, а также их соотношение не соответствует сводному среднему значению, т.к. сводные данные представляют не однородный массив реакций, а совокупность возрастных верификаций ассоциативного словаря.
В силу этого среднее значение ассоциативного распределения рассчитано:
Среднеарифметическая числовая статья по возрасту представляет, таким образом, стандарт ассоциативного распределения по любому из полученных стимулов, который, в свою очередь, может быть назван «ассоциативным профилем» [Леонтьев 1977: 14]. Всякого рода отклонения от заданного стандарта представляют специфическую картину освоенности стимула. «Ассоциативный профиль» стимула представлен средним значением заданных параметров по всем 18 словарным статьям; его абсолютное выражение:
42 21 /21 + 66 32/34 + 34/245 +323155/168;
относительное выражение:
0,13 + 0,21 + 6,5/0,67 + 1 (0,48/0,52)
Речевая стратегия в экспликации представления о полученном вербальном стимуле такова:
Особого разговора заслуживает третий параметр, обозначающий отношение числа частотных семантем к числу испытуемых, их давших.
Индексированное значение первой части частотного параметра — 6,5 — есть отношение числа ии, выдавших частотные реакции, к числу частотных семантем (245/34) — может быть интерпретирован следующим образом:
Значение второй части частотного параметра — индекс 0,67 — есть отношение числа ии, выдавших частотные реакции, к общему числу испытуемых, или объему выборки по данному стимулу (245/323) — служит ответом на следующий вопрос: Каков коэффициент социализации исследуемой языковой выборки?
Третий параметр представляет, таким образом, две стороны ассоциативного распределения: стереотипность представления и социализацию выборки.
С возрастом происходит трансформация ассоциативного распределения за счет:
Сензитивным периодом в формировании ассоциативного распределения является возраст 4 года, когда происходит:
Возможная интерпретация данных фактов: в этот возрастной период идет явное накопление знаний о мире, словарный «взрыв»: с одной стороны, количество детей, использующих общие для языковой общности единицы, остается на прежнем уровне; с другой стороны, эти дети используют более широкий набор единиц при ассоциировании. Другими словами, в 4 года наблюдается более редкое, менее частое, менее охотное использование «общих», социально отмеченных, единиц.
Таким образом, стандартизованный «ассоциативный профиль» помогает считывать происходящие в выборке испытуемых процессы.
Кроме того, подобное структурирование ассоциативного распределения предоставляет возможность интерпретировать его, распределение, в двух аспектах:
Ассоциативное распределение реакций на стимул МЯЧ с позиции «поведение выборки»:
Ассоциативное распределение реакций на стимул МЯЧ с позиции «знание о стимуле»:
Можно говорить о том, что «ассоциативный профиль» ребенка дошкольного возраста имеет статичный характер (исключая возраст 4 года): в структуре ассоциативного распределения у языковой общности, которую составляют дети 3-х лет, завышен индекс молчания; соотношение единичных и стереотипных параметров — можно считать нормативным: объем единиц стереотипного содержания близок к норме; занижено представительство единичных реакций; соотношение между единичными и частотными единицами составляет 1,7 против 1,9 в шесть лет, т.е. значимым не может быть названо.
Нельзя вести речь о том, что ассоциативное распределение формируется с возрастом, что мы смогли пронаблюдать возрастную динамику в становлении его параметров. Структура ассоциативного распределения как сеть устойчивых отношений эксплицируется в совокупности ответов — с 3-х лет. Речь можно вести о незначительной деформации структуры в 4 года — сензитивного возраста в структурировании знаний о мире.
Небезынтересно проверить, каким образом трансформируется отмеченное соотношение у испытуемых, чей возраст выше исследуемого, чьи ответы составляют «Ассоциативный тезаурус современного русского языка» (РАС), т.е. у взрослых носителей языка.
Для того чтобы ответить на вопрос, какие факторы изменяют структуру ассоциативного распределения как соотношения частотных семантем и единичных реакций в составе «ассоциативного профиля», проводился сопоставительный анализ ассоциативного распределения по двум словарям — по «Ассоциативному словарю ребенка» (АСР) и «Русскому ассоциативному словарю» (РАС) [Караулов и др. 1994].
Цель анализа: просмотреть, влияет ли на структуру ассоциативного распределения уровень «сформированности» языковой личности, или возрастной фактор, и каким образом. В РАС «испытуемыми в ассоциативном эксперименте являлись студенты первых – третьих курсов различных вузов (в возрасте 17–25 лет)...» [Там же: 5]. Квантитативный комментарий здесь отражает иначе и несколько иные параметры ассоциативного распределения — в связи с единицей построения словарной статьи: ею является реакция, словоупотребление: «в конце словарной статьи приводятся количественные показатели: ЛЕС... 549+186+0+119; ЛЕЖАТЬ... 534+155+3+101. Первая цифра указывает общее число реакций на слово-стимул, вторая — на число разных реакций [разрядка — Т.С.], третья — на число отказов испытуемых и четвертая — на число единичных реакций, т.е. на число ответов с частотой 1» [Там же].
Словарные статьи, совпадающие в обоих словарях (всего 9): ГУЛЯТЬ, СЛОВО, СИЛЬНЫЙ, БЫСТРО, ПЛОХОЙ, ПЕТЬ, ОЧЕНЬ, ЧЕЛОВЕК, ГОВОРИТЬ — трансформировались нами по частотно-семантемному принципу, количественные показатели унифицировались согласно квантитативному комментарию в АСР: молчание + единичные RR + частотные семантемы / количество ИИ , их давших + общая выборка по стимулу (табл. 3, 4, 5). Сравним среднеарифметическое значение ассоциативного распределения в семантемном выражении:
молчание | ЕR | ЧR | Всего3 | |
---|---|---|---|---|
ребенок | 55 | 67 | 32/198 | 320 |
взрослый | 5 | 99 | 54/417 | 522 |
молчание | ЕR | ЧК | |
---|---|---|---|
ребенок | 17,2 | 21,3 | 61,9 |
взрослый | 1 | 19 | 79,9 |
Ассоциативное распределение с позиции «поведение выборки взрослых ИИ»:
Ассоциативное распределение с позиции «знание о стимуле» — представлено общим числом семантем — 153, в котором:
Сравнивая структуру ассоциативного распределения у ребенка и взрослого, можно отметить следующее:
Обращает на себя внимание константность отношений между:
Обнаруживают динамику:
Полагаем, что столь яркая картина ассоциативного распределения может быть использована в диагностических целях. Карта параметров ассоциативного распределения выглядит следующим образом:
Параметры константные (constant) | Числовое значение | |
---|---|---|
1. | Объем выборки/единицы знания | 3 |
2. | Объем выборки/единицы субъективного знания | 5 |
3. | Объем выборки/единицы социально обязательного знания | 10 |
4. | Единицы субъективного знания/единицы социально обязательного знания | 2 |
Динамические (nonconstant) | Ребёнок | Взрослый | |
---|---|---|---|
1. | Коэффициент силенции | 13 | 1 |
2. | Коэффициент социализации выборки: число ии, использующих частотные семантемы/объем выборки |
0,67 | 0,79 |
3. | Индекс стереотипности представления число ии, выдавших частотные реакции/число частотных семантем |
6,5 | 7,7 |
Попробуем описать структуру ассоциативного распределения метафорически.
Получив тему для общения (=получив некий вербальный S), языковая общность, коллектив представит две стратегии языкового поведения:
В массиве языковых средств, используемых большей частью (4/5 выборки), собственно знание, знание по теме будет представлено в доле, равной одной трети; одна пятая языковой общности представляет две трети массива знаний по теме.
Вышеизложенное располагает сделать достаточно пессимистический вывод о том, что языковая общность (=языковая личность как среднестатистическое образование) накапливает тезаурус лишь путем трансформации содержания концептов по причине «возрастания», «взросления» — т.е. в целях «саморегуляции» [Пиаже], когда концепты играть, хороший, большой, мяч и др. сменятся на значимые во взрослой жизни, прагматически отмеченные — не прибавляя знаний о мире, а лишь набирая количественно языковые стереотипные клишированные формы репрезентации уже имеющихся знаний. Проверим это следующим образом.
В таблице 3 представлены данные сопоставительного анализа по совпадающим в РАС и АСР словарным статьям. Условно выбраны первые десять наиболее частотных семантемы в структуре распределения. Как видно из таблицы, ассоциативное распределение трансформируется за счет сокращения сектора молчания и активизации выборки по накоплению и использованию «культурного» вербального пласта, который, кстати, представлен более всего клишированными формами: так, на ЧЕЛОВЕК в реакциях взрослых людей обнаруживаются легко воспроизводимые: амфибия, разумный, невидимка, земля, дело; на СЛОВО выдаются реакции: о полку (Игореве), дело, не воробей, веское; СИЛЬНЫЙ: дух, пол, характер; ПЛОХОЙ: сон, урок — т.е. идет штампованное, клишированное воспроизведение больших языковых единиц, в составе которых данный стимул «существует» в языке. Об этом же ведется речь в [Караулов 1997]. Что неожиданного в данном факте? Ожидалось, что с возрастом человек накапливает идиолектную часть словаря, все более делая стереотипное ассоциативное представление собственно своим, неповторимым, непохожим. Однако этого не происходит: количественный состав единичных реакций в структуре ассоциативного распределения остается прежним.
Таким образом, сопоставительный анализ «ребенок – взрослый» подтвердил факт жесткой структурированности ассоциативного распределения, позволил описать его константную и динамичную стороны.
Не менее интересным представляется сопоставительный анализ ассоциативного распределения в аспекте «норма – аномалия». Проведена серия экспериментов с детьми, имеющими аномалии речевого развития, — с тем же стимульным рядом. Возраст испытуемых — 6 лет; объем выборки (всего, мальчики / девочки) — 83, 51/32; банк данных (всего реакций, мальчики/девочки) — 1494, 918/576.
Структура ассоциативного распределения у испытуемых с аномалиями речевого развития представлена в абсолютном выражении:
73/3 + 23 12/11 + 10/53 + 83 51/23
в относительном выражении:
0,08 + 0,28 + 5,3/0,64 + 1
Сравнивая полученные результаты со структурой ассоциативного распределения у ребенка с нормальным развитием следует отметить ряд специфических характеристик (таблицы 1а, 2а):
Какого рода комментарии возможны в данном случае? По-видимому, у ребенка с аномалиями речевого развития менее сформирована та часть ассоциативного представления, которая обеспечивает стереотипное знание о полученном стимуле. Как это возможно интерпретировать? Может быть, аномалия «раскачивает» структурный фрейм представления, наполняя его единичными реакциями, которые, возможно, отражают тактики и стратегии до-семантического ассоциирования? Проверим это предположение.
Анализ реакций детей с аномалиями речевого развития по модели до-семантического ассоциирования показал следующее (таблица 3 — см. «аномалия»):
Итак, анализ структуры ассоциативною распределения (избыточность единичных и недостаточность стереотипных) и модели до-семантического ассоциирования (сокращение общего индекса до-семантического ассоциирования и местоименного сектора) свидетельствует не о недостаточности смысловою ассоциирования у детей с аномалиями речевого развития, а как раз, наоборот — о его большем удельном весе в механизме ассоциирования. Число единичных реакций в данном случае — свидетельство осмысленного использования не стереотипных, клишированных форм, а подбор, комплектование ассоциатов из смыслового поля.
Ассоциативное распределение с позиции «поведение выборки»:
Ассоциативное распределение с позиции «знание о стимуле»:
Таким образом, сопоставление структуры ассоциативного распределения по параметру «норма-аномалия» в идентичном стимульном режиме показало, что значимых изменений в структуре ассоциативного распределения — не обнаружено, ее деформации не произошло. Аномалии речевого развития не деформируют структуру ассоциативного распределения в моделях «знание о мире», «поведение выборки», «механизм ассоциирования».
Какое место в семантической системе ребенка занимает исследуемый банк данных? Тот факт, что двенадцать из восемнадцати стимулов вошли в число наиболее частотных единиц тезауруса, несомненно, позволяет признать, что нами описывается ядро лексикона ребенка. Тогда следует предположить, что структура ассоциативного распределения вне ядра каким-то образом изменится. Каким? Для решения этого вопроса нами анализировались данные, полученные и любезно предоставленные Пахомовой А.С. (СПб, Институт физиологии имени И.М. Сеченова, Лаборатория функциональной асимметрии мозга).
Стимульный ряд насчитывает 27 слов:
МОРЕ, ОСЕЛ, НОГА, ЦВЕТОК, ВЕДЬМА, БЕЛКА, ВАННА, ТЮРЬМА, БАРСУК, УТРО, ЯРОСТЬ, ОВЦА, ШУТКА, КАРЛИК, ПЕРО, СЕСТРА, КЛИЗМА, ПАСТУХ, СОЛНЦЕ, КОЗЕЛ, БЛЮДЦЕ, ОТЕЦ, ПОНОС, КРЫЛО, ПРЕЛЕСТЬ, КРЫСА, НЕБО.
Объем выборки — 13 человек, 9 мальчиков, 4 девочки; возраст ии — 5 лет; база данных — 351 241/110).
Материалы свободного ассоциативного эксперимента, проведенного Пахомовой А.С., обработаны по методике создания АСР: согласно семантемному и частотному принципам, дифференцированы по полу и возрасту; по модели до-семантического ассоциирования
Абсолютное выражение структуры ассоциативного распределения:
11 7/4 + 157 113/44 + 59/194 + 351 241/110
относительное выражение:
0,03 + 0,45 0,47/0,4 + 3,3/0,55 + 1
Индекс молчания ниже в четыре раза — ввиду того, что время на реакцию не регламентировалось. Индекс единичных реакций выше более чем в два раза — ребенок ассоциирует на периферии лексикона, стереотипность не связывает его представления. Подтверждением тому служат коэффициенты третьего (частотного) параметра:
Подобное «языковое поведение» выборки вполне объяснимо: полученные стимулы ребенок использует в своем опыте не столь часто, представление о данных стимулах у ребенка носит «размытый» характер: каждый из ИИ толкует полученный стимул своим опытом — что отражается на числе единичных реакций — оно достаточно высокое и превышает число частотных единиц в 2,6 раза. Тем не менее, стоит отметить, что общее понимание явления (= социально обязательное знание) эксплицируется более чем половиной ИИ: данный коэффициент ниже нормы в два раза (3,3 против 6,5).
Анализ реакций на стимульный ряд иного содержания по модели до-семантического ассоциирования показал следующее:
В условиях ассоциирования на периферии семантической системы идет снижение значения модели до-семантического ассоциирования, хотя «до-семантический профиль» не искажен: снижение по стратегиям не носит принципиального характера, оно статистически невыразительно. Отметить стоит, конечно, сокращение молчания (причины изложены выше), сокращение стратегии редупликации и повышения стратегии звукоокказионального ассоциирования.
Ассоциативное распределение с позиции «поведение выборки»:
Ассоциативное распределение с позиции «знание о стимуле»:
Сопоставительный анализ позиций «ядро-периферия» позволил рассмотреть в структуре ассоциативного распределения возможную амплитуду каждого из входящих в структуру параметров.
Будем считать ассоциативный тезаурус системой знаний о мире, сокровищницей и хранилищем знаний.
Если принять за единицу ассоциативного тезауруса семантему как класс однокорневых образований, присвоив этой единице статус концепта исследуемой системы, тогда характер использования данной единицы (субъективная — социально обязательная) суть параметры структуры ассоциативного распределения, структуры знания о фрагменте действительности.
Структура ассоциативного распределения описана в моделях — «поведение выборки», «знание о мире», «механизм ассоциирования (до-семантическая модель)».
Структура ассоциативного распределения в модели «знание о мире» представлена совокупностью устойчивых отношений между:
Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1.
Проблемы организации внутреннего лексикона человека. -Калинин: ЮГУ, 1977.-83 с.
Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование -Воронеж: Изд-во Ворон, ун-та, 1990.
Ассоциативная грамматика. М., 1993
Русский язык и языковая личность. М., 1987.
Коммуникативные тактики/УХП Международный симпозиум по психолингвистике. М., 1997.
, , и др. Русский ассоциативный словарь. М., 1994
С.Г. Бархударов. М., 1980. Частотный словарь семантических множителей русского языка / Отв. ред.
Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1977.
Ассоциативный словарь ребенка. Вербальные реакции детей 3-7 лет. Ч.1: от стимула к реакции. Архангельск, 1996.
Ассоциативный словарь ребенка. Частотный словарь корней в ассоциативном тезаурусе ребенка дошкольного возраста. Ч. II: От реакции к стимулу. Архангельск, 1996.
Ассоциации ребенка. Ч.1: Модель досемантического ассоциирования. Архангельск, 1997а.
О единице вербального ассоциирования // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира». Москва, 2–4 июня 1997 г. М., 1997.
О единице тезауруса, или глубинный уровень ассоциативного распределения: технология организации, квантитативное описание (на материале ассоциативного тезауруса ребенка). 2000 (в печати)
Проблемы и методы квантитативно-системного исследования лексики. Таллин, 1987.
Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981.
t' | Молчание | Единичные (ЕR) | Частотные (ЧR) | ЕR + ЧR (индекс) | Всего реакций | ЕR / ЧR |
---|---|---|---|---|---|---|
4 | 38 | 82 | 38 | 120 (0,38) | 319 | 2,2 |
5 | 34 | 61 | 33 | 94 (0,29) | 322 | 1,8 |
6 | 28 | 67 | 35 | 102 (0,30) | 339 | 1,9 |
Сред. | 42 | 66 | 34 | 100 | 323 | 1,9 |
t' | Молчание | Единичные реакции / число ИИ их давших | Частот. RR / число ИИ их давших | Всего ответов (мальч./девоч.) | ||
---|---|---|---|---|---|---|
3 | 0,22 | 0,23/0,2 | 0,16 | 0,16/0,16 | 6,6/0,63 | 0,52/0,48 |
4 | 0,12 | 0,13/0,11 | 0,26 | 0,27/0,25 | 5,3/0,62 | 0,47/0,53 |
5 | 0,11 | 0,1/0,12 | 0,19 | 0,18/0,2 | 7,0/0,7 | 0,46/0,54 |
6 | 0,08 | 0,07/0,1 | 0,2 | 0,22/0,18 | 7,0/0,72 | 0,48/0,52 |
сред. | 0,13 | 0,21 | 0,21/0,2 | 6,5/0,67 | 0,48/0,52 |
Тип выборки | Молчание | Един. | Частот. | ЕR+ЧR | Всего RR | ЕR/ЧR |
---|---|---|---|---|---|---|
ребенок - норма (ядро) | 42 | 66 | 34 | 100 | 323 | 1,9 |
ребенок - норма (периферия) | 11 | 157 | 59 | 216 | 351 | 2,71 |
ребенок - аномал. | 7 | 23 | 10 | 33 | 83 | 2,3 |
взрослый | 6 | 101 | 54 | 155 | 524 | 1,9 |
t' | Молчание | Единичные RR | Частотные RR | М/Д | ||
---|---|---|---|---|---|---|
н 3 | 0,22 | 0,23/0,2 | 0,16 | 0,16/0,16 | 6,6/0,63 | 0,52/0,48 |
о 4 | 0,12 | 0,13/0,11 | 0,26 | 0,27/0,25 | 5,3/0,62 | 0,47/0,53 |
р 5 | 0,11 | 0,1/0,12 | 0,19 | 0,18/0,2 | 7/0,7 | 0,46/0,54 |
м 6 | 0,08 | 0,07/0,1 | 0,2 | 0,22/0,18 | 7/0,72 | 0,48/0,52 |
периф. | 0,03 | 0,45 | 0,47/0,4 | 3,3/0,55 | 1 | |
аном. | 0,08 | 0,28 | 5,3/0,64 | 1 | ||
взрос. | 0,01 | 0,19 | 7,7/0,79 | 1 |
Возраст | 3 | 4 | 5 | 6 | взрослый | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стимул | семантема с указанием частоты | |||||||||
ЧЕЛОВЕК | большой | 32 | человек | 25 | ходить | 17 | человек | 36 | разумный | 40 |
человек | 17 | ходить | 14 | человек | 16 | идти | 30 | добрый | 22 | |
дядя | 16 | идти | 10 | большой | 5 | большой | 21 | невидимка | 22 | |
идти | 13 | большой | 8 | добрый | 1 | ходить | 16 | хороший | 22 | |
маленький | 7 | бежать | 7 | хороший | 12 | хороший | 14 | амфибия | 17 | |
ходить | 7 | играть | 7 | идти | 11 | красивый | 7 | земля | 16 | |
я | 7 | говорить | 6 | красивый | 11 | играть | 6 | человек | 15 | |
мама | 6 | мальчик | 6 | играть | 8 | добрый | 5 | зверь | 13 | |
не знаю | 6 | хороший | 6 | бегать | 7 | зверь | 5 | дело | 11 | |
солдат | 6 | девочка | 5 | дядя | 6 | мальчик | 5 | большой | 9 | |
хороший | 4 | красивый | 5 | |||||||
ОЧЕНЬ | очень | 22 | очень | 34 | хорошо | 33 | хорошо | 39 | хорошо | 96 |
любить | 19 | хорошо | 16 | очень | 26 | очень | 38 | многого | 29 | |
быстро | 7 | вкусно | 10 | вкусно | 17 | вкусно | 28 | хотеть | 47 | |
хорошо | 7 | красиво | 7 | красиво | 15 | любить | 13 | сильно | 32 | |
вкусно | 6 | много | 6 | плохо | 11 | хотеть | 12 | плохо | 26 | |
много | 4 | любить | 6 | любить | 10 | быстро | 8 | красиво | 19 | |
играть | 3 | хотеть | 6 | быстро | 9 | красиво | 8 | любить | 13 | |
хотеть | 3 | плохо | 4 | хотеть | 9 | громко | 7 | нужен | 12 | |
весело | 2 | сильно | 4 | сладко | 7 | сильно | 6 | быстро | 9 | |
не знаю | 2 | быстро | 3 | большой | 6 | плохо | 4 | слишком | 8 | |
ПЕТЬ | песня | 98 | песня | 66 | песня | 93 | песня | 97 | песня | 76 |
громко | 13 | петух | 11 | громко | 16 | танцевать | 16 | громко | 47 | |
петух | 8 | пить | 11 | танцевать | 12 | громко | 13 | хор | 16 | |
весело | 6 | плясать | 11 | плясать | 11 | плясать | 13 | танцевать | 12 | |
музыка | 6 | играть | 8 | хорошо | 7 | музыка | 8 | играть | 10 | |
танцевать | 6 | танцевать | 7 | музыка | 6 | пианино | 8 | ария | 9 | |
зал | 5 | не знаю | 6 | молчать | 5 | хорошо | 7 | хорошо | 8 | |
играть | 3 | птица | 5 | красиво | 5 | говорить | 6 | красиво | 8 | |
плясать | 3 | громко | 4 | играть | 3 | учить | 5 | весело | 8 | |
хорошо | 3 | хорошо | 4 | пить | 3 | молчать | 4 | пить | 6 | |
пить | 4 | молчать | 4 | |||||||
СЛОВО | слово | 31 | говорить | 26 | говорить | 34 | слово | 32 | о полку | 43 |
говорить | 25 | слово | 18 | слово | 19 | говорить | 28 | дело | 42 | |
не знаю | 11 | знать | 10 | хорошо | 14 | хорошо | 11 | не | 35 | |
сказать | 6 | человек | 8 | буква | 8 | буква | 8 | слово | 35 | |
плохое | 5 | мама | 7 | книга | 8 | книга | 8 | предложение | 16 | |
слон | 6 | хорошо | 7 | сказать | 5 | сказать | 6 | сказать | 12 | |
буква | 3 | книга | 4 | большой | 4 | короткое | 5 | воробей | 11 | |
книга | 3 | плохой | 4 | мама | 4 | красивое | 5 | речь | 8 | |
мама | 3 | сказать | 4 | машина | 4 | машина | 5 | буква | 8 | |
машина | 3 | слон | 4 | мяч | 4 | слон | 2 | веское | 7 | |
СИЛЬНЫЙ | папа | 30 | человек | 25 | человек | 47 | слабый | 55 | мужчина | 65 |
дядя | 21 | сильный | 22 | слабый | 33 | человек | 41 | человек | 54 | |
я | 17 | папа | 19 | сильный | 28 | сильный | 40 | ветер | 49 | |
ветер | 13 | ДЯДЯ | 17 | дядя | 17 | ДЯДЯ | 26 | дух | 49 | |
сильный | 12 | слабый | 11 | мальчик | 11 | мальчик | 10 | слабый | 43 | |
человек | 12 | ветер | 9 | медведь | 10 | смелый | 7 | пол | 27 | |
мальчик | 8 | мальчик | 9 | папа | 9 | очень | 6 | характер | 18 | |
волк | 7 | медведь | 8 | смелый | 7 | боксер | 5 | парень | 15 | |
дождь | 7 | я | 8 | солдат | 7 | медведь | 5 | смелый | 12 | |
медведь | 7 | драться | 6 | большой | 6 | папа | 5 | дождь | 9 | |
ГОВОРИТЬ | говорить | 22 | говорить | 37 | говорить | 38 | слово | 37 | правда | 62 |
мама | 16 | слово | 15 | громко | 17 | говорить | 31 | громко | 33 | |
не знаю | 11 | мама | 11 | слово | 16 | молчать | 16 | молчать | 19 | |
слова | 11 | сказать | 11 | молчать | 11 | человек | 11 | быстро | 16 | |
громко | 10 | молчать | 9 | тихо | 10 | быстро | 10 | тихо | 15 | |
мяч | 6 | рот | 9 | играть | 8 | хорошо | 8 | не. . . | 13 | |
сказка | 6 | человек | 8 | рот | 7 | играть | 7 | о любви | 11 | |
тихо | 6 | не знаю | 7 | человек | 7 | учить | 7 | болтать | 11 | |
я | 5 | играть | 6 | хорошо | 6 | громко | 6 | глупость | 11 | |
дом | 5 | кричать | 5 | мама | 5 | мама | 6 | сказать | 9 | |
ГУЛЯТЬ | улица | 56 | улица | 27 | улица | 36 | улица | 39 | собака | 73 |
играть | 27 | играть | 25 | играть | 35 | играть | 30 | улица | 40 | |
гулять | 24 | гулять | 21 | гулять | 30 | гулять | 25 | парк | 29 | |
мама | 12 | дома | 10 | двор | 9 | идти | 13 | лес | 26 | |
участок | 10 | мама | 10 | дом | 8 | дом | 11 | вечер | 25 | |
ребята | 6 | одевать | 9 | хорошо | 8 | бегать | 8 | долго | 25 | |
дом | 5 | спать | 7 | дети | 6 | хорошо | 7 | отдых | 20 | |
детский | 4 | девочка | 6 | собака | 6 | двор | 6 | вдвоем | 18 | |
дорога | 4 | участок | 6 | ходить | 6 | весело | 5 | поздно | 14 | |
мальчик | 4 | бегать | 5 | бегать | 5 | кататься | 5 | вместе | 12 | |
БЫСТРО | бегать | 71 | бегать | 55 | бегать | 81 | бегать | 102 | бегать | 106 |
не знаю | 14 | машина | 23 | тихо | 29 | тихо | 44 | идти | 53 | |
быстро | 12 | быстро | 14 | машина | 18 | медленно | 21 | медленно | 52 | |
машина | 12 | медленно | 10 | быстро | 17 | машина | 20 | ехать | 14 | |
идти | 9 | тихо | 9 | медленно | 17 | быстро | 18 | делать | 13 | |
мяч | 9 | мяч | 7 | ехать | 10 | ходить | 8 | думать | 12 | |
ходить | 9 | гонка | 5 | мяч | 7 | ехать | 6 | есть | 9 | |
одеваться | 7 | ноги | 5 | летать | 4 | легко | 6 | писать | 9 | |
ездить | 6 | одежда | 4 | говорить | 3 | мотоцикл | 4 | решать | 9 | |
я | 5 | ехать | 4 | гонка | 3 | говорить | 4 | скоро | 9 | |
ПЛОХОЙ | мальчик | 33 | хороший | 41 | хороший | 77 | хороший | 86 | человек | 82 |
дядя | 28 | человек | 21 | человек | 45 | мальчик | 37 | хороший | 59 | |
волк | 18 | мальчик | 20 | мальчик | 26 | плохой | 26 | товарищ | 23 | |
человек | 16 | плохой | 19 | плохой | 13 | человек | 25 | друг | 22 | |
не знаю | 15 | дядя | 17 | дядя | 8 | волк | 11 | мальчик | 17 | |
плохой | 10 | волк | 7 | волк | 7 | добрый | 9 | не | 15 | |
драться | 8 | кто | 6 | зверь | 5 | собака | 5 | нужен | 11 | |
злой | 9 | добрый | 4 | обидеться | 5 | все | 4 | ответ | 8 | |
хороший | 8 | не знаю | 4 | собака | 5 | злой | 4 | сон | 8 | |
красивый | 5 | Дима | 3 | драться | 4 | стул | 3 | урок | 8 |
Стимул | ребёнок | взрослый | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Молчание | ЕR | ЧR | Объём выборки | Молчание | ЕR | ЧR | Объём выборки | |
ГУЛЯТЬ | 32 | 67 | 36/216 | 315 | 4 | 104 | 47/428 | 536 |
СЛОВО | 92 | 78 | 32/154 | 324 | 10 | 102 | 58/379 | 491 |
СИЛЬНЫЙ | 43 | 64 | 28/213 | 320 | 7 | 83 | 40/422 | 512 |
БЫСТРО | 45 | 58 | 28/218 | 321 | 3 | 93 | 53/419 | 515 |
ПЛОХОЙ | 43 | 64 | 26/214 | 321 | 8 | 128 | 59/408 | 544 |
ПЕТЬ | 44 | 65 | 32/206 | 315 | – | 95 | 48/432 | 527 |
ОЧЕНЬ | 83 | 67 | 32/172 | 322 | 6 | 65 | 50/432 | 503 |
ЧЕЛОВЕК | 48 | 73 | 41/200 | 321 | 6 | 127 | 69/409 | 542 |
ГОВОРИТЬ | 67 | 69 | 36/189 | 325 | 2 | 96 | 66/427 | 525 |
Среднее значение | 55 | 67 | 32/198 | 320 | 5 | 99 | 54/417 | 522 |
Стимул | ребёнок | взрослый | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Молчание | ЕR | ЧR | Молчание | ЕR | ЧR4 | |
ГУЛЯТЬ | 10 | 22 | 69 | 0,75 | 9 | 80 |
СЛОВО | 28 | 24 | 48 | 2 | 20 | 76 |
СИЛЬНЫЙ | 13,5 | 20 | 67 | 1,4 | 16 | 83 |
БЫСТРО | 14 | 18 | 68 | 0,6 | 18 | 82 |
плохой | 13 | 20 | 67 | 1,5 | 23 | 75 |
ПЕТЬ | 14 | 20 | 66 | - | 20 | 80 |
ОЧЕНЬ | 24 | 21 | 54 | 1,2 | 13 | 86 |
ЧЕЛОВЕК | 15 | 23 | 63 | 1,1 | 23 | 75 |
ГОВОРИТЬ | 21 | 21 | 58 | 0,4 | 18 | 82 |
Среднее значение | 17,2 | 21,3 | 61,9 | 1 | 19 | 79,9 |
Коэффициент стереотипности | 6,2 | 7,7 |