Языковое сознание и образ мира
Онтогенез языкового сознания

Е.А. Сергиенко, А.С. Герасимова

Развитие жеста указывания у близнецов и одиночно рождённых младенцев 1

Первые жесты — важный аспект начального взаимодействия младенца со средой

Движение руки в сторону внешних объектов является существенным шагом во взаимодействии ребенка с его окружающем миром. Мануальные движения особенно интенсивно развиваются в первый год жизни младенца. Движения рук новорожденного направлены на зрительно представленный объект, но их траектория зрительно не корректируется. Дотягивание по направления к объекту носит баллистический характер: запускаемые зрительной целью, но неуправляемые в процессе движения. Поэтому первые движения рук к объекту плохо координированы, неточны и совпадают с объектом только по направлению Они сегментарны, медленны и характеризуются сменой ритма: то быстро, то медленно. Частота движений руки возрастает от 7 до 10 недель. Начиная с 10-й недели, наблюдается скачок частоты движений дотягивания, но в большинстве случаев рука остается сжатой, она раскрывается только тогда, когда достигает цели. Движения становятся более структурированными, более произвольными. В дотягивании выделяют две фазы: первая, когда рука тянется по направлению к объекту, вторая фаза, когда рука медленно опускается. Однако эти фазы не интегрированы как у взрослого. Около 15-18 недель движения дотягивания руки до объекта начинают сопровождаться фазой настройки пальцев на величину объектов, наблюдаются также замедления движения при попытке схватывания. Однако этот контроль при захвате осуществляется еще очень медленно, и желаемый объект часто исчезает из зоны досягаемости до завершения акта. Около 19-36 недель контроль за рукой улучшается, появляются удачные, ловкие движения, но они чередуются и с неудачными, неуклюжими движениями. Постепенно траектории становятся более прямыми. Наконец, в организации движений дотягивания и схватывания программируются расстояние, отделяющее ребенка от объекта и пространственные характеристики объекта (его ориентация). Подобная адаптация руки присутствует уже в 4-х месячном возрасте, но в рудиментарной форме [Von Hofsten 1982, 1984, 1993]. Постепенно регуляция движений кисти становится все более и более совершенной. Кисть руки при дотягивании и схватывании начинает изменяться не только в зависимости от положения объекта (вертикального или горизонтального), но и от его размеров.

Коммуникативная функция жеста указывания

Постепенно движения рук как средство взаимодействия с внешним миром приобретают большие функции и значения. Не переставая быть средством непосредственного транспортировки и изучения объекта, они приобретают функцию опосредствованного взаимодействия с внешним миром, через коммуникативные интенции.

В движениях по направлению к объектам постепенно четко выделяются две формы: дотягивание и указывание. Жест указывания, в отличие от других движений рук, постепенно используется ребенком все более и более сложным и развитым образом. Фактически этот жест, родившийся в прямой связи с контекстом и используемый по отношению к объекту, событию или свойству, впоследствии начинает производиться в различных комбинациях с другими жестами и словами. Самой важной функцией жеста указывания постепенно становится коммуникативная. Эту же функцию приобретают и другие поведенческие акты, существующие еще с момента рождения такие, как гримасы, улыбки, различные виды плача, гуление.

Все это изначально служило некими коммуникативными сигналами, однако говорить об интенсивной, интенциональной коммуникации у младенца с использованием невербальных средств коммуникации можно, по-видимому, начиная с девятимесячного возраста. Конечно, общение идет и до этого времени. Младенец плачет, тянется к своей цели, а взрослый интерпретирует желания ребенка и выступает в качестве посредника, удовлетворяя их. Но осознает ли ребенок, когда он производит сигналы, что они послужат целям коммуникации? Адресованы ли звуки плача и движения дотягивания взрослому или они направлены на сам объект? Если исходить из филогенетической перспективы, то, очевидно, что плач младенца используется для целей коммуникации. Однако есть все основания считать, что в течение первых 9 месяцев жизни этот вид поведение ребенка является просто выражением определенных внутренних состояний посредством врожденных форм поведения. Другими словами, до 9 месяцев, по мнению Э. Бейтс, общение сущностно-обусловлено, но не целе-обусловлено в аристотелевском смысле понимания причинности. Для иллюстрации принципиальных изменений в девятимесячном возрасте, она приводит следующий эксперимент. Ребенок помещается в точке А так, что он видит цель, находящуюся вне пределов досягаемости в точке В. Взрослый, который может достать этот объект для ребенка, находится в точке С; и объект и взрослый расположены под прямым углом, так что последний не загораживает для ребенка объект. Ребенок в возрасте до 8-9 месяцев будет тянуться по направлению к В, проявлять беспокойство, возможно, плакать. Если его попытки совсем безуспешны, то он может вообще их прекратить и повернуться за утешением к взрослому. Но обычно он не поворачивается к взрослому, когда тянется к цели. Около 9 месяцев подобный тип поведения меняется в трех аспектах. Во-первых, производя сигнал неудовольствия из-за невозможности достать объект, ребенок смотрит то на цель (В), то на взрослого (С). Кажется, что ребенок ищет какую-то связь между целью, взрослым и своим желанием достать объект, о чем свидетельствовал его сигнал неудовольствия (плач, или недовольные интонации). Это не означает, что все интенциональное общение сводится к смещению направления взора. В действительности, чередование направления взора нередко становится менее частым в последующие несколько недель, по мере того как ребенок все больше убеждается, что его сигналы работают. В ходе дальнейшего коммуникативного развития ребенок склонен проверять обратную связь со взрослым, главным образом, в тех случаях, когда его сигналы не выполнили своего назначения или когда их судьба оказывается в каком-то смысле неясной. Все это говорит о том, что ребенок осознает действие своих сигналов, когда он их производит.

Второе изменение в поведении ребенка связано с явлением организации последовательности сигналов и их замещением. До 9-месячного возраста любые изменения характера плача, дотягивания, выражения беспокойства и т.д., по-видимому, зависят от изменений доступности самой цели. После 9 месяцев ребенок будет изменять свои сигналы, добавлять к ним другие или замещать их другими, в зависимости от изменений в поведении взрослого по отношению к цели. Отсюда Э. Бейтс делает вывод, что эти формы поведения направлены скорее на взрослого человека, чем на объект.

Третье изменение связано с формой индивидуальных сигналов. Например, движение типа «дотянуться и схватить» может превратиться в короткое интенциональное сжимание–разжимание пальцев руки, которое явно направлено, скорее на взрослого, чем на цель. Точно так же кряхтение, звуки, издаваемые при совершении усилия, и другие шумы, выражающие беспокойство, могут «ритуализироваться» и стать более короткими регулярными звуками, изменяющимися по силе в зависимости от действий взрослого. Постепенно жесты становятся все более абстрактными и конвенциональными в процессе употребления, сохраняя только минимум признаков, необходимых для недвусмысленного общения с членами своей группы (в отличие от чужих) [Bates 1979].

К концу первого года жизни, когда ребенок начинает понимать значение указывающего жеста и действовать в соответствии с ним, развивается механизм обращения (reference) к другому человеку. Указывающий жест можно назвать одним из важных показателей развития этого механизма, запускающего процесс невербального взаимодействия. Его цель — выделение определенного объекта в окружающем мире, необходимого как для самого себя, так и для партнера по общению. Умение выделять предмет с помощью указывающего жеста является уникальной человеческой способностью. Даже шимпанзе не способны производить такие движения, как умение вытянуть руку и показать пальцем на какой-либо предмет [Баттерворт Харрис 2000].

Указывающий жест позволяет вызвать достаточно специфические реакции взрослого человека. Так, в исследовании Е. Мазур [Masur 1982] обнаружено, что при первых указывающих жестах значительно возрастает скорость реакции со стороны матери. Особенно важно, что большая часть ответов матери связана с обозначением предмета, на который показывает ребенок.

Значительный интерес также представляют исследования М. Казелли [Caselli 1995] посвященные изучению жестовой активности у детей. Она уделила большое внимания разнообразию жестов в начальном периоде коммуникативной активности. Она указала на то, что интенсивные коммуникации в начальной стадии выражаются в виде следующих жестов: ритуальное протягивание руки (ребенок тянется к объекту, открывает и закрывает ладонь, смотря попеременно на взрослого), передача объектов (ребенок дает какой-нибудь объект взрослому), показывание (ребенок поднимает объект, чтобы взрослый посмотрел на него) и указывание (ребенок показывает указательным пальцем на объекты и людей и смотрит попеременно на взрослого и объект интереса). Выделяются три фундаментальных характеристики, которые объединяют вербальные и невербальные средства:

Влияние жестовой активности на вербальное развитие

Интерес представляет динамика, отмеченная Казелли в развитии жеста указывания. На первом этапе жест указывания сопровождается звуками удовольствия и возбуждения и интерпретируется матерью как форма прото-утверждения, на которые она реагирует ответом-подтверждением (Например: «Да, это мяч»). Обмены такого рода между взрослым и ребенком наблюдаются и в последующие периоды. В возрасте 10 месяцев ребенок указывает на какой-нибудь объект, и мать называет этот объект. Подобные взаимодействия являются очень ценными, стимулируя расширение коммуникативных ситуаций, которые служат фундаментом для развития структуры диалога. Подобные взаимодействия предшествуют появлению детской способности к называнию объектов словами. Позднее с появлением первых слов указывание на объекты и фигуры будет использоваться матерью для стимуляции и укрепления детской способности называть предметы и события. При этом роли в коммуникативной ситуации меняются, таким образом, что уже мать задает вопросы ребенку: «Что это такое?», сопровождая их указыванием, добиваясь от него вербального ответа, например, «Мяу» (кошка).

Эту взаимосвязь жеста указывания как невербального акта с вербальными проявлениями отмечали и другие авторы. Было установлено, что существует зависимость между способностью ребенка указывать на нужный ему предмет (привлекать внимание к проблеме) и уровнем развития речи. Р. Фолвен, Дж. Бонвилиан и М. Орланский [Folven, Bonvilian et Orlansky 1984/1985] обнаружили интересную закономерность: частота, с которой дети обращаются в возрасте 9-12,5 месяцев к коммуникативному указывающему жесту положительно коррелирует с количеством символов и слов, которыми они пользуются в течение второго года жизни.

Д. Болдуин и Е. Мэркман [Baldvin et Markman 1989] изучали роль указывающего жеста в процессе овладения новыми словами. Они показали, что дети в возрасте 10 месяцев могут гораздо дольше разглядывать новые предметы в том случае, если указали на них сами, чем тогда, когда эти предметы предлагались ребенку взрослым. Ребенок задерживает свой взгляд на предмете, который указал он сам и который обозначен при этом каким-либо словом.

Э. Бейтс с коллегами [Bates 1995] пришла к выводу, что овладение умением предлагать предмет и указывать на него, являются показателями речевого развития. В данном случае, имеется в виду коммуникативное указание, которое следует после проверки ребенком направлено ли внимание в его сторону.

Бейтс в своем исследовании поведения младенцев рассматривает интенциональную коммуникацию как процесс, который предшествует и тесно связан с возникновением вербальных символов. Так, некоторые из первых актов номинации встречаются уже в рамках сформированных императивов (все еще сопровождаемых указанием, дотягиванием и пр.) или в декларативных, выражающих притязание на общее со взрослым внимание к предметам (также сопровождающиеся ранее усвоенными декларативными жестами). Однако номинация имела место и тогда, когда ребенок играет один, а объекты замечались и узнавались до их использования в какой-нибудь дальнейшей деятельности.

В коротком, но чрезвычайно важном периоде онтогенеза, от 9 до 13 месяцев, Бейтс выделяла два решающих момента для речевого развития:

  1. возникновение коммуникативных интенций и конвенциональных сигналов;
  2. появление символов и открытие того факта, что у вещей есть имена.

Можно сказать, что в последние годы в исследованиях речевого развития все большее внимание уделяется периоду, предшествующему освоению вербальными средствами. Во многих работах отмечается фундаментальная роль жестов, используемых детьми, в развитии коммуникативной активности, в том числе и вербальной.

Особенности жестовой активности в условиях патологии

Исследования начального периода коммуникативной активности проводятся и у детей с различными нарушениями.

Известно, что при раннем детском аутизме — особой аномалии психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром, существенно нарушается формирование всех форм довербального и вербального общения. На всех этапах развития ребенок с аутизмом в общении с окружающими не обращается к языку мимики и жестов, как это делают дети первого года жизни, а также дети с нарушениями слуха и речи.

В исследованиях Мервис и Бертана [Mervis and Bertran 1998] изучались частные особенности жестовой коммуникации у детей с синдромом Вильямса и синдромом Дауна.

Синдром Вильямса (ВС) является специфическим нарушением, возникающим в результате уничтожения генетического материала в хромосоме 7р11.23. Характеристики ВС включают лицевую дизморфологию, сердечные аномалии, недостаток постнатального роста, бедные визуально-пространственные конструктивные способности. В личностном плане больные могут отличаться болтливостью и дружелюбностью. Синдром Дауна характеризуется хромосомными изменениями: трисомия по 21 хромосоме, а также «транслокацией» и «мозаичностью». Наблюдаются ярко выраженные физические отклонения: уменьшенные размеры головы, уплощенный и скошенный затылок, узкие глазные щели. Во многих случаях отмечаются эндокринные нарушения. Все двигательные навыки развиваются с выраженной задержкой. Нарушения интеллекта варьируют от самых тяжелых степеней умственной отсталости до умеренных и более легких.

В исследованиях Ж. Мервис и К. Бертан [Mervis and Bertran 1998] нашли, что дети с ВС начинают использовать жесты указывания после того, как они начали использовать первые слова. Такая последовательность освоения средств коммуникаций вступает в противоречие с результатами большого количества исследований, показавших, что невербальные средства коммуникации, в том числе и указывающие жесты, опережают вербальное развитие у нормально детей и у детей с синдромом Дауна (ДС).

В дальнейшей работе Ж. Бертан с коллегами [Bertrand, Mervis, Neustat 1998] была сделана попытка подтвердить и уточнить прежде полученные данные.

Испытуемые были дети, участвующие в лонгитюдном исследовании речевого и когнитивного развития. 8 детей с ВС (5 девочек, 3 мальчика) и 7 детей с ДС (3 девочки, 4 мальчика). Возраст детей, участвующих в исследовании варьировал от 12 месяцев до 60 месяцев.

В ходе лонгитюдного исследования испытуемые снимались в 30-минутных диадических игровых сессиях примерно каждые 4 недели и стандартизированное тестирование психического развития проводилось примерно каждые 6 месяцев. Для анализа видеозаписи просматривались и кодировались в соответствии с использованием ребенком коммуникативных жестов. Каждый коммуникативный жест был определен в одну из семи категорий: указывание (pointing), дотягивание руки (reaching), показывание (showing), жест давания (giving), касание (touching), социальные (social) и другие (other). Были получены следующие результаты:

Жесты ВС ДС
Указывание 1,45 2,94
Дотягивание руки 1,89 1,64
Показывание 1,36 1,11
Давание 5,34 2,68
Касание 2,44 2,47
Социальные 2,48 2,56
Другие 0,83 1,14

Полученные данные подтвердили ранее полученные результаты [Mervis and Bertrand 1997]:

  1. Самые ранние появления жеста указывания наблюдаются с 18 месяцев у детей с ВС, тогда как дети с ДС начинали производить этот жест с 12 месяцев.
    Средний же возраст появления жеста указывания равен 36 месяцам для детей с ВС и 12 месяцем для детей с ДС.
  2. Дети с ВС производят значительно больше жестов давания, чем дети с ДС (после 18 месяцев).

Авторы пришли к следующим заключениям, что во-первых, дети с синдромом Вильямса больше полагаются на вербальные умения, чем на другие коммуникативные средства, например, такие как жесты, в том числе указывание. Во-вторых, социальные характеристики синдрома Вильямса могут влиять на использование жеста давания особенно после 18 месяцев.

Исследования жеста указывания у близнецов и одиночно рожденных детей

В нашем исследовании изучались особенности жеста указывания (pointing) у близнецов и одиночно рожденных детей на раннем этапе развития (от 9 до 14 месяцев). Мы исходили из предположения о том, что жест указывания является важным аспектом в развитии процесса символизации начального периода коммуникативной активности человека и рассматривается как один из предикторов речевого развития [Bates et al. 1995; Caselli, Volterra 1995]. Целью данной работы было сравнение появления указывающего жеста у близнецов и одиночно рожденных детей, так как близнецы отстают в когнитивном и речевом развитии от одиночно рожденных детей, что может сказаться на развитии указывания как показателе становления символической функции в раннем возрасте.

В работе изучалась специфика условий указывания для двух выборок, а также явления предшествующие и сопровождающие указывание. В исследовании также ставилась задача проследить латеральность использования руки при первом указывании и сравнить предпочтение рук в последующем развитии.

Испытуемые

Всего в исследовании изучалось 39 детей: 13 пар близнецов (26 детей), 13 одиночно рожденных детей. Группа близнецов, так же как и группа одиночно рожденных детей формировались случайным образом, по возрастному критерию. Опросник, разработанный Дж. Баттервортом, предназначен для родителей детей от 9 до 14 месяцев. Среди 13 одиночно рожденных детей было 7 мальчиков и 6 девочек. В 13 близнецовых пар входили 3 дизиготные и разнополые пары, 2 дизиготные пары девочек, 3 дизиготные пары мальчиков, 2 монозиготные пары девочек и 3 монозиготные пары мальчиков.

Информация получалась от родителей. Родителям близнецов рассылались анкеты по почте, родителям одиночно рожденных детей анкеты раздавались. Каждая анкета, помимо вопросов, содержала еще и письменную инструкцию, в которой объяснялось, что понимается под жестом указывания, а также содержалась просьба, внимательно понаблюдать за ребенком и ответить на вопросы.

После получения анкет проводилось уточнение данных с родителями по телефону, что было необходимо, так как порой вопросы пропускались или давались неясные ответы.

Методика

Использовался опросник Дж. Баттерворта «Questionnaire on pointing and handedness in twins», разработанный им для изучения жеста указывания и рукости у близнецов [Butterworth 1996]. По аналогии с данным опросником был составлен аналогичный для одиночно рожденных детей, проведена коррекция вопросов в соответствии с культурными традициями.

Первая часть каждой опросника содержит инструкцию и вопросы о близнецах (одиночно рожденных детях): имя, возраст, пол, вес; порядок рождения, зиготность (для близнецов). Во второй части анкеты «Начало указывание вытянутой рукой» содержатся вопросы, непосредственно относящиеся к проблеме изучения указывания, особенностей этого жеста и условий его проявления. Например, такие вопросы: «Какая рука была использована при самом первом указывании?», «Какой вид объектов вызвал указывание?», «Смотрел ли ребенок и вокализировал в процессе указывания?». Третья часть анкеты «Предшественники указывания» касается форм действий, предшествующих указыванию рукой. К ним относятся указывание пальцем, пальцевое изучение объектов. Четвертая (и последняя) часть анкеты «Семейная история рукости» направлена на сбор информации о семейной истории доминантности руки, (родители и бабушки с дедушками).

Результаты исследования

Возраст возникновения указывания

На основе анализа материала были получены следующие результаты. Средний возраст появления жеста указывания одиночно рожденных детей равен 7 месяцам, тогда как для близнецов он составил 10,3 мес.

Причем самый ранний случай указывания одиночно рожденных детей зафиксирован в возрасте 6 меся­цев, а самый поздний — 11 месяцев 15 дней. В близнецовой выборке тем же самым показателям соответствуют 7 месяцев и 14 месяцев соответственно. Это отставание может опре­де­лять­ся факторами биологического и психологического рис­ка как прена­таль­­ного, так и пост­на­тального разви­тия близнецов [Сер­ги­енко и др. 1996; Сергиенко, Ряза­нова 1999]. В настоя­щее время мож­но считать уста­нов­лен­ным, что близне­цы как популя­­ция, составляющая 1% от общей, от­­ли­­­чаются специфич­ностью развития, что эффект близне­цо­вости имеет не­га­тивное влияния на пси­хо­мо­торное, когнитивное, интел­лек­туаль­ное и лич­­ност­ное развитие. Все близнецы имеют задержки вер­баль­но­го развития, общих когнитив­ных способ­ностей, пси­­хо­моторного развития [Сер­ги­ен­ко, Рязанова 1999].

средний вес при рождении Средний возраст появления указания

Имеется определенная корреляция между низким весом при рождении и отставанием в физическом и психическом развитии детей.

Близнецы по сравнению с одиночно рожденными начинают позже сидеть и ходить, запаздывает появление первой улыбки, хватание игрушки.

В проведенном исследовании были обнаружены сходные тенденции. Так близнецовая группа, позже начавшая указывать, чем группа одиночно рожденных детей, отличалась и более низким средним весом. Он составлял 2460 грамм, тогда как средний вес одиночно рожденных детей составил 3450 грамм, что вполне соответствует средним показателям по популяции: 2500–3500 — для близнецов и 3500–4000 — для одиночно рожденных детей.

Кроме того, неврологический статус детей с меньшим весом также менее благополучен, чем у крупного ребенка в паре: возможны проблемы с координацией, моторикой, зрительно-моторной координацией [Липовецкая, Пивоварова 1977]. Наиболее отстающими в этом отношении оказываются партнеры разнополых пар и дизиготных пар мальчиков [Там же]. В проведенном исследовании тоже оказалась пара Сергей и Андрей Б. (13.11.95) со значительной разницей в весе: Сергей — 2750, Андрей — 3150, при этом у Сергея вообще не возникло указывание до 14 месяцев (возраст заполнения и отправки анкеты), тогда как Андрей начал указывать в семь месяцев.

Возможно также, что задержка в начале указывания у близнецов по сравнению с одиночно рожденными детьми обуславливается не только задержкой и своеобразием развития познавательной сферы, но и недостаточным социальным развитием. З. Зазо отмечает, что логика внутрипарных отношений по принципу обратной связи укрепляет внутрипарное единство и отрицательные явления внутри пары [Заззо 1960].

Условия появления указывания

Условия появления указывания можно разделить на три группы:

  1. Дети указывают на интересные для них факты или события. Жест возникает как непроизвольная реакция на что-то занимательное, яркое, громкое, новое или, наоборот, хорошо знакомое. Так, были зафиксированы указывания на людей, двигающуюся кошку, собаку, молоко в бутылочке, изображение детей по телевизору, картину на стене, телефон, выключатели, яркую игрушку, куклу. Характерно, что значимого доминирования указывания на социальные объекты, по сравнению с объектами физическими, в нашем исследовании не обнаружено.
  2. Жест возникает в ответ на вопрос близких (взрослых) людей, типа: «Где у Маши нос? Где зубки?» или «Где папа? Где мама?».
  3. Жест возникает, как просьба заполучить тот или иной объект, который либо находится на недосягаемом расстоянии, либо изначально запрещен.

Казелли [Casseli 1995] в своем лонгитюдном исследовании жестовой активности у собственного сына, прослеживая динамику развития жеста указывания, тоже выделяла два вида этого жеста, в нашем исследовании им соответствуют описанные жесты, однако она полагала, что эти виды жестов относятся к двум стадиям развития. В нашем исследовании мы выделяем их как две формы, проявляющиеся одновременно или с небольшим опережением. В ряде случаев вначале возникает первая из обозначенных форм, в ряде случаев вначале возникает вторая из обозначенных форм, кроме того, эти формы могут появляться одновременно.

Однако, характерно, что первый из видов жестового указывания (на объекты или события) является самым распространенным для обеих выборок, тогда как второй (ответ на вопрос близких) больше свойственен поведению близнецов, а третий (просьба) — поведению одиночно рожденных детей.

Особенности проявления указывания у близнецов и одиночно рожденных детей (% от общего числа случаев)
Вид жестов Одиночные Близнецы
Указывание на объекты или события 46 61
Указывание в ответ на вопрос 22 30
Указывание как просьба 32 9
Наличие предшественников указывания 36 88

Преобладающий у близнецов тип указывания (непроизвольный) свидетельствует о доминировании при коммуникации реактивного поведения: близнецы не сами начинают взаимодействие, а реагируют на чью-то активность, в отличие от этого одиночно рожденные дети демонстрируют способность сами начинать взаимодействие, указывая на объекты удовлетворения их потребностей. Другие факты также подтверждают данное предположение, что жест указывания у близнецов несет меньшую коммуникативную функцию, чем у одиночно рожденных детей. Так, например, на вопрос анкеты «Ребенок указывает для себя или для других людей?» родители одиночно рожденных детей в 12 из 13 случаев ответили: «Для других», тогда как родители, наблюдающие за поведением близнецов, ответили так только в 9 случаях из 26, и в основном по этому вопросу в этой группе доминировал ответ: «Когда как».

Подобная тенденция обнаруживается и при ответах на вопросы: «Взаимодействовал ли с кем-нибудь ребенок во время указывания?», «Смотрит ли ребенок на кого-нибудь во время указывания, вокализирует?». Почти в трети случаев на близнецовой выборке ребенок, указывая, не находился в ситуации взаимодействия, не был включен в социальный контекст, а просто непроизвольно реагировал на объекты, тогда как на выборке одиночно рожденных детей подобное реагирование зафиксировано лишь в пятой части всех указываний, т.е. в подавляющем большинстве случаев указывания ребенок находился во взаимодействии с окружающими и стремился своим жестом как-то повлиять на окружающих. В одной трети случаев на близнецовой выборке не был зафиксирован взгляд (важный компонент коммуникации) на другого человека во время указывания. Тогда как на выборке одиночно рожденных детей, ребенок ни на кого не смотрел и не вокализировал лишь в одной пятой случаев.

Предшественники указывания

Исследовалось не только само указывание, но и его предшественники (см. таблицу). Предшественники указывания считались:

  1. Вытягивание указательного пальца, независимо от вытягивания руки (предшественники первого рода).
  2. Предварительное изучение объектов (объектов, которые впоследствии вызывали указывание) при помощи указательного пальца (предшественники второго рода).

Согласно полученным данным, наличие предшественника указывания первого рода, на близнецовой выборке было зафиксировано в 88% случаев, тогда как на выборке одиночно рожденных детей только в 38% случаев. Подобные факты хорошо согласуются с результатами, полученными в нашем исследовании. Близнецы, как специфическая часть популяции, хуже социально адаптируются; жест указывания, как важное проявления начальной коммуникативной активности, появляется у них заметно позже, чем у одиночно рожденных детей, поэтому предшественники указывания занимают такое важное место — близнецам нужно больше переходных этапов, промежуточных действий от пассивного взаимодействия к активному.

Предшественник указывания второго рода в равной степени обнаружился как на близнецовой выборке, так и на выборке одиночно рожденных детей. Изучение объектов играет важную роль в познавательной и коммуникативной активности, что нашло свое выражение еще и в том, что ведущей формой указывания является указывание на интересные и значимые объекты.

Установление возможного правшества/левшества.

Изучение указывания может использоваться как один из показателей функциональной асимметрии мозга. Данные, полученные в нашем эксперименте, показывают, что та рука, которая использовалась впервые для указывания, в дальнейшем используется как ведущая. При этом среди выборки одиночно рожденных детей не оказалась ни одного потенциального левши, тогда как 4 ребенка из 13 пар близнецов оказались потенциальными левшами. Это соответствует данным о более частой леворукости среди близнецов, чем в целом по популяции.

Заключение

Жест указывания — одно из важнейших средств освоения среды ребенком. При помощи жеста указывания индивид обозначает значимые для него объекты и события, узнает новое, влияет на окружающих. Жест указывания — это не просто освоение физической среды, но также способ освоения среды социальной. Велика его значимость в построении коммуникации.

В проведенном исследовании были установлены различия в развитии жеста указывания у близнецов и одиночно рожденных детей. Было в частности показано, что одиночно рожденные дети в целом раньше начинают указывать, чем близнецы. У близнецов данный жест возникает позже не только из-за общей задержки психического развития, обусловленной биологическими и средовыми факторами, но и в силу того, что они в значительной мере задерживаются на стадии, предшествующей указыванию. В частности показано, что жест указывания одиночно рожденных детей содержит больше коммуникативных интенций, чем жест указывания у близнецов, для которых он в большинстве случаев является просто непроизвольной реакцией на значимый объект. Приведенные факты позволяют предположить, что развитие символической функций как составляющей когнитивного развития, задерживается у близнецов, что согласуется с полученными нами фактами о существенном отставании когнитивного развития у близнецов [Сергиенко, Рязанова 1999].

В ходе развития жест указывания претерпевает изменения. Его становление происходит до года, когда он постепенно выделяется из общей системы движений непосредственного дотягивания в самостоятельный символический жест. Ребенок постепенно понимает, что для того, чтобы получить объект или обозначить свой интерес к чему-либо, часто более эффективным оказывается жест указывания, как способ социального (опосредствованного) взаимодействия, а не движение дотягивания, как метод физического (непосредственного) взаимодействия со средой. Жест указывания является первым уровнем абстракции, достижение которого во взаимодействии с внешним миром свойственно только человеку. Ребенок указывает и тем самым обозначает необходимое или интересное ему. На рубеже первого и второго года жест указывания находится на вершине своей функциональной значимости и ценности. Он так же интенсивно развивается и используется в период освоения речи. Ребенок указывает на интересующие его события и активно побуждает близких к взаимодействию. Затем, когда ведущей формой взаимодействия с миром становится вербальное общение, вместе со снижением значимости невербальной активности по сравнению с вербальной, наблюдается спад в интенсивности указывания. Жест указывания, как проявление символической функции, в значительной мере уступает место другой, более конкретной, точной, культурно специфичной форме — речи. Слова позволяют ребенку более успешно выражать свои желания и потребности, обозначать сферу своих интересов. Освоение речи — это более высокий уровень освоения символической функции.

С момента, когда ребенок вступает в круг представлений о социальных правилах поведения, родители и близкие перестают поощрять жест указывания, считая его признаком невоспитанного поведения. Но жест указывания не отмирает. Он остается в арсенале возможных человеческих актов и проявляется чаще всего ситуативно, как средство невербальной коммуникации, менее точное, менее культурно-специфичное, но понятное большинству людей.

Литература

Баттервот Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Перевод с англ., М., 2000.

Заззо Р. Близнецы, пара и личность. М., 1960.

Липовецкая Н.Г. Биологические аспекты многоплодия // Особенности развития близнецов. М., 1977. с. 9-50.

Липовецкая Н.Д., Пивоварова Г.Н. Постнатальное развитие близнецов // Особенности развития близнецов. М., 1977. с. 51-94.

Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б., Виленская Г.А., Дозорцева А.В. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М., 1996.

Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б. Младенческое лонгитюдное близнецовое исследование: специфика психического развития // Психол. журнал. 1999, Т. 20, № 2, с. 38–53.

Baldwin D.A., Markman E.M. Establishing word — object relations: A first step // Child Development, 1989, V. 60, p. 381–398.

Bates E. The emergence of symbols: Ontogeny and phylogeny // Children language and communication. Minnesota Symposia on Child Psychology, 1979, V. 12, p. 121-155.

Bates E., Dale P., Thal D. Individual differences and their implications for theories of language development // Handbook of child language. Fletcher P., MacWhinner B. (Eds.). Oxford, Basil Blackwell. 1995, p. 97–158.

Bertrand J., Mervis C.B. and Neustat I. Communicative gesture use by pre­schools with Williams syndrome: a longitudinal study // Poster at XI-th Biennial International Conference on Infant Studies (ICID), Atlanta GA, April, 1998.

Caselli M.C. Communicative gestures and first words // From Gesture to language in hearing and deaf children. Volterra V., Erting C. (Eds.), Washington, DC 20002, 1995, p. 56–67.

Caselli M.C., Volterra V. From communication to language in hearing and deaf children // From Gesture to language in hearing and deaf children. Volterra V., Erting C. (Eds.), Washington, DC 20002, 1995, p. 263–278.

Caselli M.C., Bates E., Casadio P., Fenson J., Fenson L., Sandrel L., Weir J. A cross – linguistic study of early lexical development // Cognitive Development, 1995, V. 10, p. 159–199.

Folven R.J., Bonvillian J.D., Orlansky M.D. Communicative gesture and early language acguisition // First Language, 1984/1985, V. 5, p. 129-144.

Masur E.F. Mother’s responses to infants’ object – related gestures: Influence on lexical development // Journ. Of Child Language, 1982, V. 9, p. 23-30.

Von Hofsten C. Eye – hand coordination in newborns // Developmental Psy­cho­logy, 1982, V. 18, p. 450–461.

Von Hofsten C. Developmental changes in the organization of pre–reaching movements // Developmental Psychology, 1984, V. 20, p. 378–388.

Von Hofsten C. Prospective control: A basic aspects of action development // Human Development, 1993, V. 36, p. 253–270.

1   Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 99-06-80081, грант № 99-06-00051а.