32-е заседание семинара «Мировые поэтические практики» (28 февраля 2019 г.)

Дорогие коллеги!
 

Приглашаем вас на семинар «Мировые поэтические практики» при Центре лингвистических исследований мировой поэзии (Институт языкознания РАН), который состоится 28 февраля в 16.00.

С докладом «Метрическая (или музыкальная?) структура полинезийских песен» выступит Евгения Коровина, младший научный сотрудник сектора анатолийских и кельтских языков.
 

Аннотация
 

Стихи, то есть нечто, определенным образом записанное и исполняемое без музыки, как представляется, сравнительно позднее явление. Так, очевидно, что объект, описываемый классическим определением М.Л. Гаспарова "стих — это прежде всего речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется “стихом” и на письме обычно выделяется в отдельную строку", не мог возникнуть ранее, чем люди изобрели способ передавать речь на письме. Иначе говоря, такого рода объект немыслим в культурах бесписьменных. В то же время песенная культура существует, как представляется, если не у всех народов, то у подавляющего большинства. Поэтому кажется интересным посмотреть на один из примеров подобной традиции с точки зрения формального стиховедения.

В этом смысле полинезийские песни представляются крайне интересными - это довольно неплохо описанная неевразийская традиция, с большим количеством региональных вариантов. А.В. Козьминым была собрана внушительная коллекция произведений подобного рода. Однако, как кажется, их формальная структура исследована недостаточно. Причина этого заключается отчасти в недостаточно точной фиксации, так как для большей части песен известны только сами тексты, но отсутствует их нотная запись, что оставляет возможность только для стиховедческого, а не музыковедческого анализа. В докладе предполагается, во-первых, короткое введение в основные жанры традиционных полинезийских песен, а, во-вторых, оценка потенциальной возможности формального метрического анализа анализа такого материала без или с минимальным учетов их музыкальной структуры, в частности, возможности уточнения деления на строки в существующих публикациях. Как кажется, подобная работа полезна в типологический перспективе для исследования собственно стиховых традиций с неустоявшимся или не зафиксированным делением на строки.