Семинары

Проблемная группа по теории грамматики

Проблемная группа по теории грамматики под руководством В. А. Плунгяна была создана при Институте языкознания РАН в 2001 г. В неё вошли как сотрудники различных подразделений Института языкознания, так и специалисты из других институтов РАН и вузов Москвы и Санкт-Петербурга (в том числе Института востоковедения РАН, Института славяноведения РАН, Института русского языка РАН, Института лингвистических исследований РАН, МГУ, РГГУ, СПбГУ).

Для обсуждения актуальных проблем теории грамматики группа организует открытые неформальные рабочие совещания с широким российским и международным участием, в ходе которых доклады, как правило, сопровождаются интенсивной и заинтересованной дискуссией. По материалам совещаний в большинстве случаев издаются сборники статей.

Под эгидой или при активном участии Проблемной группы был опубликован ряд сборников и монографий. 

Более подробную информацию см. по этой ссылке. См. также новости о заседаниях семинара Проблемной группы.

 

Cеминар Рабочей группы по семиотическим аспектам происхождения языка

Семинар посвящен проблемам глоттогенеза. Организатор и руководитель семинара — старший научный сотрудник сектора компаративистики Института языкознания РАН к. ф. н. А. Н. Барулин.

Ознакомиться с отчётами о прошедших заседаниях вы можете на страничке семинара.

 

Проблемная группа «Лингвокультурологические исследования»

Руководитель: д.ф.н. М. Л. Ковшова.

Семинары Проблемной группы «Лингвокультурологические исследования» проводятся в Институте языкознания РАН (сектор теоретического языкознания, к. 34).

Ближайшее заседание прошло 3 марта.

В ноябре 2015 г. проблемная группа провела Международную научную конференцию «Язык лингвокультурологии: теория vs. эмпирия».

Отчёты о некоторых из прошедших семинаров

28 апреля 2011 г. темой заседания был доклад П. С. Дронова «Метаязыковые модификации идиом в русском, английском и немецком языках» (ознакомиться с отчётом о семинаре).
31 марта 2011 г. темой заседания был доклад докторанта сектора теоретического языкознания И.В. Зыковой «О понятии “концептосфера культуры”» (ознакомиться с отчётом о семинаре). 
См. также архив новостей о семинаре.

Задать вопросы руководителю семинара Ковшовой Марии Львовне можно по адресу:
mlk@iling-ran.ru

 

Семинар «Мировые поэтические практики»

Семинар проходит при Центре лингвистических исследований мировой поэзии. Основная задача семинара — расширить представление теоретиков и практиков, ученых и поэтов, критиков и переводчиков о формах и форматах, особенностях стиха в различных мировых поэтических практиках.

Ближайшее заседание пройдёт 24 мая.

Семинар проходит раз в месяц.

Место проведения семинара: Институт языкознания РАН, Б. Кисловский пер., д.1. Конференц-зал (2 этаж). 

Отчёты о прошедших семинарах

(см. также полный список объявлений о заседаниях семинара)

  

Кельто-анатолийский семинар

Семинар действует при секторе кельто-анатолийских языков. Семинар становится основной площадкой для выступления с докладами по анатолийским и кельтским языкам. В нём принимают участие не только сотрудники сектора, но и коллеги из ведущих ВУЗов Москвы, а также студенты и аспиранты, специализирующиеся в области анатолистики и кельтологии. 

С архивом новостей о заседаниях семинара можно ознакомиться по этой ссылке

 

Семинар «Язык. Сознание. Культура: Детерминационная зависимость»

Семинар работает при отделе психолингвистики уже 11 лет.
С начала 90-х годов в московской психолингвистической школе начинает формироваться новая методологическая база для этнопсихолингвистических исследований: центральной проблемой становится исследование этнокультурной специфики языкового сознания, а главной причиной непонимания при межкультурном общении признается различие национальных сознаний коммуникантов.
Теоретической основой исследований служит обоснованное в психологии представление о том, что явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в структуре деятельности общения, отображаются в его сознании таким образом, что это отображение фиксирует причинные и пространственные связи явлений и эмоций, вызываемых восприятием этих явлений, и образ мира меняется от одной культуры к другой.

Поиск новых путей исследования привел к формированию представлений о межкультурной онтологии анализа этнических сознаний, когда образы сознания одной этнической культуры анализируются в процессе контрастивного сопоставления с образами сознания другой культуры. В связи с этим возникла проблема формирования методики таких контрастивных исследований, когда язык и культура рассматриваются как формы существования общественного сознания, которое бытует как "образ себя" (образ мира своего этноса) и "образ другого".
Этническая культура, понимаемая как исторически выработанный способ деятельности, предполагает, что всем явлениям культуры присуща общая функция — служить средством человеческой деятельности. Следовательно, быть культурным — значит уметь пользоваться множеством вещей, владеть системой средств, благодаря которой осуществляется коллективная и индивидуальная деятельность (Э.С.Маркарян). В понятие "способ деятельности" включаются не только умения и навыки, но и весь спектр объективных средств осуществления активности людей. Его элементами являются внебиологически выработанные средства, с помощью которых действия людей стимулируются, программируются, воспроизводятся (Лурье 1997).
Центральным объектом исследования становится образ мира, существующий в сознании носителей данной культуры, который рассматривается как основополагающая компонента культуры этноса. Именно образ мира является универсальным механизмом адаптации этноса к окружающему миру, поскольку им задается та система координат, в которых будет действовать представитель данной этнической культуры.

В процессе развития этноса образ мира может меняться, но неизменными остаются принадлежащие коллективному бессознательному структурообразующие элементы этнического бессознательного — этнические константы (С.В.Лурье 1997).
Работа семинара показала, что современный уровень исследовании языкового сознания позволяет осуществлять не только описание особенностей образа мира носителей различных культур, но ставить и решать сложные методологические и теоретические проблемы в этой области психолингвистических исследований.

28-29 октября 2011 г. в рамках семинара прошёл круглый стол «Межэтническое общение: контакты и конфликты».