Семинары

Проблемная группа по теории грамматики

Проблемная группа по теории грамматики под руководством В. А. Плунгяна была создана при Институте языкознания РАН в 2001 г. В неё вошли как сотрудники различных подразделений Института языкознания, так и специалисты из других институтов РАН и вузов Москвы и Санкт-Петербурга (в том числе Института востоковедения РАН, Института славяноведения РАН, Института русского языка РАН, Института лингвистических исследований РАН, МГУ, РГГУ, СПбГУ).

Для обсуждения актуальных проблем теории грамматики группа организует открытые неформальные рабочие совещания с широким российским и международным участием, в ходе которых доклады, как правило, сопровождаются интенсивной и заинтересованной дискуссией. По материалам совещаний в большинстве случаев издаются сборники статей.

Под эгидой или при активном участии Проблемной группы был опубликован ряд сборников и монографий. 

Более подробную информацию см. по этой ссылке. См. также новости о заседаниях семинара Проблемной группы.

 

Cеминар Рабочей группы по семиотическим аспектам происхождения языка

Семинар посвящен проблемам глоттогенеза. Организатор и руководитель семинара — старший научный сотрудник сектора компаративистики Института языкознания РАН к. ф. н. А. Н. Барулин.

Ознакомиться с отчётами о прошедших заседаниях вы можете на страничке семинара.

 

Проблемная группа «Лингвокультурологические исследования»

Руководитель: д.ф.н. М. Л. Ковшова.

Семинары Проблемной группы «Лингвокультурологические исследования» проводятся в Институте языкознания РАН (сектор теоретического языкознания, к. 34).

В сентябре 2017 г. проблемная группа провела Международную научную конференцию «Понятие веры в разных языках и культурах».

В ноябре 2015 г. проблемная группа провела Международную научную конференцию «Язык лингвокультурологии: теория vs. эмпирия».

Отчёты о некоторых из прошедших семинаров

28 апреля 2011 г. темой заседания был доклад П. С. Дронова «Метаязыковые модификации идиом в русском, английском и немецком языках» (ознакомиться с отчётом о семинаре).
31 марта 2011 г. темой заседания был доклад докторанта сектора теоретического языкознания И.В. Зыковой «О понятии “концептосфера культуры”» (ознакомиться с отчётом о семинаре). 
См. также архив новостей о семинаре.

Задать вопросы руководителю семинара Ковшовой Марии Львовне можно по адресу:
mlk@iling-ran.ru

 

Семинар «Мировые поэтические практики»

Семинар проходит при Центре лингвистических исследований мировой поэзии. Основная задача семинара — расширить представление теоретиков и практиков, ученых и поэтов, критиков и переводчиков о формах и форматах, особенностях стиха в различных мировых поэтических практиках.

Семинар проходит раз в месяц. Объявления о заседаниях доступны в ленте новостей.

Место проведения семинара: Институт языкознания РАН, Б. Кисловский пер., д.1. Конференц-зал (2 этаж). 

Отчёты о прошедших семинарах

(см. также полный список объявлений о заседаниях семинара)

  

Кельто-анатолийский семинар

Семинар действует при секторе кельто-анатолийских языков. Семинар становится основной площадкой для выступления с докладами по анатолийским и кельтским языкам. В нём принимают участие не только сотрудники сектора, но и коллеги из ведущих ВУЗов Москвы, а также студенты и аспиранты, специализирующиеся в области анатолистики и кельтологии. 

С архивом новостей о заседаниях семинара можно ознакомиться по этой ссылке

 

Семинар по сравнительно-историческому языкознанию и древним языкам

Семинар по сравнительно-историческому языкознанию и древним языкам (руководители: д.ф.н. Алексей Касьян и Ольга Попова, PhD) посвящен широкому спектру тем современной лингвистической компаративистики, ее методологии (от классических методов до наиболее инновационных) и практической работе с языковым материалом. Древние языки по праву занимают особо важное место в сравнительно-историческом языкознании и в рамках семинара рассматриваются в разных аспектах: от собственно языковедческого до антропологического и культурологического.

С архивом новостей о заседаниях семинара можно ознакомиться по этой ссылке.

 

Центр межкультурных исследований имени А.А. Леонтьева

Цель: разработка проблем взаимоотношения языка, сознания и культуры.

Задачи:

  1. фиксация и системное описание национально-культурной специфики языкового сознания носителей разных культур в синхронии и диахронии;
  2. разработка методов «межкультурного обучения» для профилактики коммуникативных конфликтов в межкультурном взаимодействии;
  3. изучение содержания этнокультурных авто- и гетеростереотипов и способов их языковой (речевой) объективации;
  4. исследование форм межкультурной (межъязыковой) лакунарности как причины непонимания/неполного понимания в различных ситуациях межкультурного взаимодействия;
  5. исследование взаимовлияния языкового сознания носителей русской культуры и носителей других этнических культур;
  6. изучение влияния окружающей этнокультурной среды на формирование образов языкового сознания русских;
  7. выявление потенциально конфликтных зон в языковом сознании контактирующих этносов и описание форм языкового выражения межкультурных конфликтов.

Центр межкультурных исследований будет выполнять координирующие функции в рамках заявленной проблематики через проведение ежемесячных научных семинаров, разработку программ конкретных исследований, обучение слушателей курсов повышения квалификации, а также через публикацию научных трудов Центра.

Руководитель Центра – доктор филологических наук, зав. сектором этнопсихолингвистики Института языкознания РАН, профессор Наталья Владимировна Уфимцева

С анонсами заседаний и архивом новостей о деятельности Центра можно ознакомиться по этой ссылке.

 

Семинар «Коренные языки и песенная культура»

Семинар организован по инициативе Совета молодых учёных ИЯз РАН и Научно-образовательного центра теории и практики современной коммуникации им. акад. Ю. С. Степанова. Семинар является межсекторским и приглашает к участию представителей всех подразделений Института, а также всех интересующихся и специалистов по автохтонным языкам (России и мира) и музыкально-песенной культуре на них.

В основе проведения семинара заложена резолюция ООН, объявившая 2019 год Международным годом языков коренных народов. Настоящая проблема является особенно актуальной для Института языкознания РАН, сотрудники которого занимаются всесторонним изучением, поддержкой и сохранением языков малых и коренных народов. Учитывая различные лингвистические, географические, культурные и национальные аспекты, связанные с изучением малых языков, предлагается выделить определенный ракурс, который позволит выявить их особенности, ранее неизвестные либо оставшиеся незамеченными. В основе проблематики семинара лежит изучение возможных закономерностей и типологического сходства между развитием языковых явлений и национальных музыкальных культур. Такой подход, совмещающий достижения лингвистической типологии, лингвистической географии и сравнительно-исторического языкознания с методами культурологии, искусствознания и музыковедения, позволит дать более разностороннее представление как о лингвистических, так и о сходных с ними музыкальных диахронических и синхронических процессах.

Организационная группа семинара: О.В. Соколова, В.В. Фещенко, С.Е. Никитина, А.В. Сидельцев, М.К. Амелина.

Структура семинара

Семинар носит научно-популярный характер и совмещает в своем формате теоретический, практический и просветительский аспекты.
Первая часть – лингвистическая. Лектор, специалист по конкретному языку (преимущественно, сотрудники Института языкознания), дает краткое описание типологических особенностей того коренного языка, к анализу которого он обращается; специфики музыкальной культуры этого народа (доминирующий музыкальный субстрат, включение музыкальных систем других культур и др.); возможного влияния языковой системы (прежде всего, фонетической) на формирование музыкальной традиции на данном языке.
Вторая часть – музыкальная. Исполнение лектором или приглашенным музыкантом (певцом) образцов данной музыкальной культуры, либо аудио-видео воспроизведение таких образцов.
Третья часть – вопросы публики и дискуссия.

Аудитория: научные сотрудники Института, молодые ученые и аспиранты, приглашенные коллеги из других организаций, все интересующиеся.

Регулярность проведения семинара: 1 раз в два месяца, начиная с апреля 2019 года.

На сайте Института будет вестись хроника семинара.

 

Интердисциплинарный семинар «Коммуникация. Вербальный процесс. Кризис языковой модели»

Руководители: А.В. Вдовиченко, Е.Ф. Тарасов, И.В. Журавлев.

Семинар организован в рамках исследовательской работы по проекту РНФ «Разработка коммуникативной модели вербального процесса в условиях кризиса языковой модели», 2017-2019, рук. А.В. Вдовиченко.

Широкий спектр дисциплин, вовлекаемых в сферу интересов руководителей и участников семинара (теоретическая лингвистика, психология, семиотика, история лингвистических учений, философия языка), обусловлен необходимостью синтеза научных подходов и методов для объяснения смыслообразования в семиотическом процессе (в том числе таком, в котором присутствует вербальный компонент).

Общее направление работы семинара зеркально отражает ныне происходящее в сфере анализа и описания вербальных данных – современную тенденцию поглощения языковой модели комплексной коммуникативной моделью.

Семинар задуман как дискуссионная площадка для верификации более и менее устоявшихся воззрений на вербальные данные, и обращен к широкому гуманитарному сообществу специалистов и интересантов.

Тематику семинара представляет ряд оппозиций:

  • Статическая vs динамическая модель вербального процесса
  • Условность vs безусловность знака
  • Комплексность vs изолированность коммуникативных каналов
  • Автоматизированные клише vs коммуникативные процедуры
  • Индивидуальное vs коллективное сознание
  • Факторы детерминизма vs свободы когниции и семиозиса
  • Сознательное vs бессознательное в семиотическом процессе
  • Вербальность vs невербальность мышления
  • Акты сознания vs семиотические воздействия
  • Субъектные vs интерсубъектные источники смыслообразования
  • Техника vs этика коммуникации
  • Язык vs «Язык»

Отчеты о работе Семинара можно посмотреть по этой ссылке.

 

Семинар «Язык. Сознание. Культура: Детерминационная зависимость»

Семинар работает при отделе психолингвистики уже 11 лет.
С начала 90-х годов в московской психолингвистической школе начинает формироваться новая методологическая база для этнопсихолингвистических исследований: центральной проблемой становится исследование этнокультурной специфики языкового сознания, а главной причиной непонимания при межкультурном общении признается различие национальных сознаний коммуникантов.
Теоретической основой исследований служит обоснованное в психологии представление о том, что явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в структуре деятельности общения, отображаются в его сознании таким образом, что это отображение фиксирует причинные и пространственные связи явлений и эмоций, вызываемых восприятием этих явлений, и образ мира меняется от одной культуры к другой.

Поиск новых путей исследования привел к формированию представлений о межкультурной онтологии анализа этнических сознаний, когда образы сознания одной этнической культуры анализируются в процессе контрастивного сопоставления с образами сознания другой культуры. В связи с этим возникла проблема формирования методики таких контрастивных исследований, когда язык и культура рассматриваются как формы существования общественного сознания, которое бытует как "образ себя" (образ мира своего этноса) и "образ другого".
Этническая культура, понимаемая как исторически выработанный способ деятельности, предполагает, что всем явлениям культуры присуща общая функция — служить средством человеческой деятельности. Следовательно, быть культурным — значит уметь пользоваться множеством вещей, владеть системой средств, благодаря которой осуществляется коллективная и индивидуальная деятельность (Э.С.Маркарян). В понятие "способ деятельности" включаются не только умения и навыки, но и весь спектр объективных средств осуществления активности людей. Его элементами являются внебиологически выработанные средства, с помощью которых действия людей стимулируются, программируются, воспроизводятся (Лурье 1997).
Центральным объектом исследования становится образ мира, существующий в сознании носителей данной культуры, который рассматривается как основополагающая компонента культуры этноса. Именно образ мира является универсальным механизмом адаптации этноса к окружающему миру, поскольку им задается та система координат, в которых будет действовать представитель данной этнической культуры.

В процессе развития этноса образ мира может меняться, но неизменными остаются принадлежащие коллективному бессознательному структурообразующие элементы этнического бессознательного — этнические константы (С.В.Лурье 1997).
Работа семинара показала, что современный уровень исследовании языкового сознания позволяет осуществлять не только описание особенностей образа мира носителей различных культур, но ставить и решать сложные методологические и теоретические проблемы в этой области психолингвистических исследований.

28-29 октября 2011 г. в рамках семинара прошёл круглый стол «Межэтническое общение: контакты и конфликты».