ведущий научный сотрудник
Отдел экспериментальных исследований речи
В Институте языкознания с 1978 г.
E-mail: n.yurieva@iling-ran.ru
Юрьева Н.М. (род. 25.02.1950 г. в г. Москве) окончила в 1975 г. Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза (ныне МГЛУ). С 1980 по 1983 гг. обучалась в аспирантуре Института языкознания РАН. Работает в Институте языкознания с 1978 г., является членом Диссертационного совета Д 002.006.03 Института языкознания РАН (специальность 10.02.19 – Теория языка).
В 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию «Функционирование производного слова в онтогенезе», которую выполнила под руководством профессора, доктора фил. наук А.М. Шахнаровича и защитила в специализированном совете Института языкознания РАН. В 2006 г. защитила докторскую диссертацию «Речевой онтогенез в теории и эксперименте» по специальности 10.02.19 – теория языка. Опыт научной работы – 40 лет.
Специалист в области теории языка, психолингвистики и онтолингвистики. Научные интересы связаны с разработкой экспериментальных методов исследования онтогенеза речи, языковой и коммуникативной способности, с проблемами теории дискурса, диалога и нарратива.
Профиль РИНЦ
Основные публикации
Опубликовано около 110 научных работ, в том числе 6 монографий. Полный список трудов доступен по этой ссылке.
Список публикаций за период с 2008 г. по февраль 2021 г. включает 48 публикаций, среди них:
Научные монографии
- Метод эксперимента и его применение в речевых исследованиях. (в соавт.) М., 2009. Отв. ред. чл.-корр. РАН В.А. Виноградов. – М., ИЯЗ РАН, ИД «Ключ-С», 2009. 240 с., 16 п.л.;
- Очерки по синтаксису связной речи. (в соавт.) М., 2013, ИД «Ключ-С»; 9 п.л.;
- Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. (в соавт.) М., 2014, ИД «Ключ-С». 341с.;
- Устное повествование в онтогенезе речи. Экспериментальное исследование. М., 2020. Отв. ред. – д.ф.н. К.Я. Сигал. – М., ИЯЗ РАН, – М. – Ярославль: Издательство Канцлер. 192 с.
Научные публикации в изданиях, внесенных в российские и международные системы научного цитирования
WOS
- Interactive component in Oral Narrative of Preschool Children: on the formulation of hypothesis // Psycholinguistics. Психолiнгвiстика. Психолингвистика. Vol. 25 № 2, 2019. pp. 390-406. DOI 10.3147-012309-1797-2019-25-2-390-406.
- Посреднические речевые действия взрослого в рассказывании истории ребенком: к гипотезе об интерактивной природе повествования в речевой деятельности ребенка // Научный диалог. 2020. № 11. С. 132-152. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-11-132-152.
РИНЦ + ВАК
- Ролевые диалоги в сюжетно-ролевых играх детей-сверстников дошкольного возраста // Вопросы филологии, №1 (31), 2009, с. 52-62;
- К проблеме становления повествования в детской речи// Вопросы психолингвистики, № 1, 2010 г., с. 100 -114;
- Памяти А.М. Шахнаровича (в соавт.) / Вопросы психолингвистики, № 1 (13), 2011, с. 182–190;
- Устное повествование в детской речи (по материалам эксперимента)// Вопросы психолингвистики, 2013, №2, с. 114 – 121;
- Соотношение игры и диалога в совместных играх детей-сверстников дошкольного возраста// Вопросы психолингвистики, 2014, № 3 (21). С. 60–77;
- Устное повествование в онтогенезе речи: к нарративу в диалоге со взрослым // Вопросы психолингвистики, 2015, № 2. С. 288–301;
- Механизмы устного нарратива в детской речи: когнитивный подход // Вопросы психолингвистики. 2016. № 3, с. 285 – 298;
- International studies in narrative development: towards the basis of cognitive approach – from L.S. Vygotsky to A. Applebee // Journal of Psycholinguistics. 2016. № 27. С. 284–295.
- Интерактивный подход в изучении становления нарратива в онтогенезе речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-2 (78). С. 178–181.
- Юрьева Н.М. Интерактивный компонент в механизме порождения нарратива детьми // Вопросы психолингвистики. 2018. № 1 (35). С. 115–125. DOI: 10.30982/2077-5911-2018-35-1-115-125.
- Вклад взрослого в порождение устного нарратива детьми-дошкольниками // Когнитивные исследования языка. Вып. XXXIII. Когнитивные исследования языка в гуманитарных науках. М., ИЯЗ РАН – Тамбов. 2018. № 33. С. 852–855.
- К построению модели порождения устной истории детьми // Когнитивные исследования языка. Вып. ХХХYI. Понимание. Интерпретация. Когнитивное моделирование. Сборник научных трудов в честь 70-летия В.З. Демьянкова. Москва-Тамбов, 2019. С. 276–283.
- Действие интерактивного компонента в рассказывании истории детьми (по материалам эксперимента) // Когнитивные исследования языка. Когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике и смежных науках: современные проблемы и методология исследования. Материалы Х Международного конгресса по когнитивной лингвистике 17-20 сентября 2020 г. Вып. 2(41). М.: ИЯЗ РАН; Тамбов: ТГУ; Екатеринбург. 2020. С. 994–997.
- Посреднические речевые действия взрослого в рассказывании истории ребенком: к гипотезе об интерактивной природе повествования в речевой деятельности ребенка // Научный диалог. 2020. № 11. С. 132–152. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-11-132-152.
РИНЦ
- Когнитивный подход в исследованиях устного нарратива в онтогенезе // Вестник Самарского университете. История, педагогика, филология. 2016. № 3-2. С. 24–27.
- О вкладе А.М. Шахнаровича в теорию речевого онтогенеза // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. 2020. № 1(12). С. 255–274. DOI: 10.37892/2218-1393-2020-12-1-255-274.
Тезисы докладов
- Особенности ролевых диалогов в сюжетно-ролевых играх детей-сверстников дошкольного возраста // Текст. Структура и семантика. Доклады ХII международной конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова. М., 2009. О,4 п.л.;
- Ролевые диалоги в сюжетно-ролевых играх детей-сверстников дошкольного возраста // Психолингвистика в ХХI веке: результаты, проблемы, перспективы. ХУI Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Июнь, 2009, Москва, ИЯЗ РАН;
- Деятельностное направление и экспериментально-генетический метод в изучении онтогенеза речи // Проблемы онтолингвистики – 2009. Материалы международной конференции. СПб, Институт лингвистических исследований РАН, РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. О, 4 п.л.;
- К проблеме становления повествования в детской речи // Жизнь языка в культуре и социуме. Материалы конференции, посвященной 75-летию Е.Ф. Тарасова. Москва, 14-15 апреля 2010г. М., 2010, с. 229-230;
- Генезис повествования в детской речи (по материалам экспериментального исследования) / Онтолингвистика – наука ХХI века. Материалы международной конференции по онтолингвистике. СПб., Институт лингвистических исследований РАН, РГПУ им А.И. Герцена, 2011, с. 316-319;
- Cодействие взрослого в создании повествовательного текста детьми-дошкольниками / Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы. Материалы научной конференции, 17-18 ноября 2011 года. М., МГЛУ, 2011, с. 98-99;
- Повествование как явление речевой деятельности на разных этапах его возникновения у детей дошкольного возраста (по материалам эксперимента) // Проблемы онтолингвистики – 2012. Материалы Международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского и 120-летию со дня рождения А.Н. Гвоздева. 24-26 апреля 2012 г., Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, «Златоуст», 2012, с. 357-360;
- Oral narrative in child language // Proceedings of the X international congress of the international society of applied psycholinguistics. Moscow, 2013, p. 88-89;
- О многообразии речевых воплощений истории в устном повествовании детей дошкольного возраста // Тезисы для конференции по детской речи С-Пб, 2013, 5 с.;
- Игровая интеракция и коммуникативная сложность диалога в речевом онтогенезе // Жизнь языка в культуре и социуме – 4. Материалы международной научной конференции. М., 2014. ИЯЗ РАН – РУДН., с. 216-218;
- О множестве повествовательных воплощений истории в устном повествовательном дискурсе дошкольников // Международная конференция МГЛУ, 2014г. «Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы». Часть 1. 16-17 октября 2014, Москва, МГЛУ. С. 136-137.
- Интерактивный компонент в порождении устного нарратива детьми-дошкольниками // Материалы Всероссийской научной конференции. «Жизнь языка в культуре и социуме – 7». Москва. 1-2 июня 2018 года. М.: ИЯЗ РАН – РУДН, 2018. С. 164–165.
- Вклад взрослого в порождение устного нарратива детьми-дошкольниками // Материалы Всероссийской научной конференции 17-18 мая 2018 г. Тамбов. «Когнитивные исследования языка». Вып. XXXIII. Когнитивные исследования в гуманитарных науках. Москва, ИЯЗ РАН – Тамбов, 2018. С. 852–855.
- Методологические предпосылки моделирования процесса порождения устной истории ребенком // XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Теория речевой деятельности: вызовы современности. М. 6-8 июня. Издательство Канцлер», 2019 г. С. 280-281.
В грантах в отчетный период участия не принимала.
Участвует в рецензировании, обсуждениях кандидатских и докторских диссертаций, в написании отзывов ведущей организации на кандидатские и докторские работы, а также в качестве рецензента на научные публикации.
По популяризации лингвистической науки с 2008 по 2015 гг. вела совместную работу с педагогами в области лингвопедагогики в детском дошкольном учреждении Москвы.