Соколова Ольга Викторовна

Должность: 
старший научный сотрудник, учёный секретарь
Ученая степень и ученое звание: 
доктор филологических наук

работает в Институте языкознания с 2017 г.

E-mail: faustus3000 [at] gmail [dot] com

Специализируется в области лингвистической поэтики, теории дискурса, когнитивной лингвистики, языка авангардных, политических, PR- и рекламных текстов.

В 2003 году окончила филологический факультет Томского государственного университета. В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Неоавангардная поэзия Г. Айги и В. Сосноры (эстетическое самоопределение и поэтика)». В 2016 году в Институте языкознания защитила докторскую диссертацию «Дискурсы активного воздействия: теория и типология».
 

Публикации: 

Монографии:

  1. Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR. М.: Гнозис, 2014. 304 с. 

Коллективные монографии:

  1. Гибридизация дискурсов: теоретические основания и типы междискурсивного взаимодействия // Глава в коллективной монографии «Лингвистика и семиотика культурных трансферов: методы, принципы, технологии» / Отв. ред. В.В. Фещенко. М.: Культурная революция, 2016. С. 308 – 333.

Научные статьи в периодических изданиях, входящих в БД Scopus и WoS:

  1. Неснимаемое противоречие как способ организации художественных систем Геннадия Айги и Виктора Сосноры // Russian Literature. 2016. № 79–80. С. 147–160.
  2. Когнитивный механизм и коммуникативные стратегии дискурсов активного воздействия // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. № 3. С. 19–30.
  3. (в соавторстве с В.В. Фещенко) «Революция языка» Юджина Джоласа: от «вертикальной» поэзии к «вертигральной» коммуникации // Сибирский филологический журнал. 2017. № 4 (в печати).

Научные статьи в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

  1. Мортальный дискурс в неоавангарде второй половины ХХ века («Разговор на расстоянии» Г. Айги и «Девять книг» В. Сосноры) // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300 (III). С. 17 – 19.
  2. К проблеме межуровневого взаимодействия в различных типах текстов (на примере поэтических и рекламных текстов) // Вестник Поморского университета. Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 11. С. 218—220.
  3. Грамматика воздействия: «инфинитивная температура» в поэтических, рекламных и PR-текстах // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 2(5). С. 1301—1308.
  4. Стратегии именования современных текстов: озаглавливание в поэзии и нейминг в рекламе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2012. Т. 12. Вып. 4. C. 25–30.
  5. Цветообозначение в искусстве авангарда: супрематизм в творчестве К. Малевича и Г. Айги // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2012. Вып. 3, № 21. С. 224–—231.
  6. Минус-прием в поэтических, рекламных и PR-текстах: в аспекте межуровневого взаимодействия // ФИЛОLOGOS. Елец. — 2013. — № 16 (1). — С. 70—75. 
  7. Рекламные, агитационные и авангардные поэтические тексты, адресованные детям: коммуникативно-прагматический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. 2013. Ч. 1, № 5 (23). С. 171—177.
  8. Современная поэзия в мире рекламы: дейктическая организация поэтического и рекламного текстов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2013. № 1. С. 28—36.
  9. Тенденции к билингвизму и полилингвизму в поэтических и рекламных текстах: коммуникативно-прагматический аспект // Русский язык за рубежом. Учебно-методический иллюстрированный журнал. 2013. № 6 (241). С. 45—54.
  10. Средства создания лексической экспрессивности в рекламных и PR-текстах (на материале русских и англо-американских текстов) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. 2014. № 3. C. 379—382.
  11. Визуальная организация текстовой структуры в авангардной поэзии, рекламе и PR (типологическое сходство и взаимодействие) // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2014. Т. 1, № 34. С. 51–62. URL: http://tverlingua.ru/archive/034/07_34.pdf.
  12. Функционирование дискурсивных слов, связанных с идеей «реальности», в рекламных и PR-текстах // Армия и общество. Научно-информационный журнал. 2014. — № 2 (39). С. 138—142.
  13. Концепт «авангард» в современных рекламных и PR-текстах // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 3. С. 66—71.
  14. Концепт реклама в авангардных поэтических текстах // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2 (24). C. 300—302.
  15. Типологическое сходство и взаимодействие авангардного поэтического, рекламного и PR-дискурсов (к постановке проблемы) // Когнитивные исследования языка. Языковое сознание и когнитивное моделирование. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: ТГУ. — 2014. — Вып. XVI. — С. 405—413.
  16. «Авангардный PR-дискурс»: стратегия дисфемизации в агитационно-пропагандистских текстах 1920-х гг. // Сибирский филологический журнал.  2014. № 2. С. 247–255.
  17. К. Чуковский. «Муха-Цокотуха» // Русский язык в школе. 2014. № 9. С. 46—50.
  18. Макароническая реклама: способы организации текста и принципы функционирования // Вопросы филологии. 2015. № 2. с. 17—29.

Остальные статьи:

  1. В. В. Хлебников в рецепции постмодернизма // Наука. Техника. Инновации. Материалы докладов региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных в 5-ти частях. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. Часть 5. С. 186 – 187.
  2. Диалог формализма / футуризма. В. Хлебников как теоретик авангарда // Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и журналистики. Материалы научно-методической конференции молодых учёных 12 – 13 апреля 2002 г. Часть 1. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – С. 140 – 141.
  3. Гипер-текст в ХХ в.. В. Хлебников – В. Соснора // Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и журналистики. Материалы научно-методической конференции молодых учёных 12-13 апреля 2002 г. Часть 1. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. С. 141-143.
  4. Авангард и постмодернизм. Мотив автопортрета в творчестве В. Хлебникова и Г. Айги // Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и журналистики. Материалы научно-методической конференции молодых учёных 11-12 апреля 2003 г. Часть 1. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – С. 170-173.
  5. Метатекст собственного текста как эстетика саморефлексии поэтического неоавангарда // Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и журналистики. Материалы научно-методической конференции молодых учёных. Вып. 5. Часть 1. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. С. 147 – 150.
  6. Современный поэтический неоавангард: эстетическая философия и поэтика («Девять книг» В. Сосноры) // Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Выпуск 12. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 307 – 308.
  7. Поэтика метатекста в современном неоавангарде. «Девять книг» В. Сосноры // Русская литература ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 6: Формы саморефлексии литературы ХХ века: метатексты и метатекстовые структуры. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. С. 115 – 128.
  8. Категория сна в эстетике Г. Айги. Традиции восточной философии (эссе «Сон-и-Поэзия») // Русская литература в современном культурном пространстве: Материалы III международной научной конференции (4-5 ноября 2004). В 3 ч. Ч. 2. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 228 – 235.
  9. Деонтологическая модель творчества как смерти в «Девяти книгах» В. Сосноры // Русская литература ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 8: Деонтологические аспекты художественной словесности. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 57 – 78.
  10. Следы национальной субкультуры в современной поэзии неоавангарда (В. Соснора) // Русскоязычная литература в контексте восточнославянской культуры: Сб. статей по материалам Международной Интернет-конференции «Проблемы развития русскоязычной литературы и судьба восточнославянского культурного сообщества» (15 – 19 декабря 2006 года). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. С. 142 – 158.
  11. Элементы поэтики драмы в поэзии В. Сосноры // Русская литература ХХ в.: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 10: Поэтика драмы в литературе ХХ века. Томск. Изд-во Том. ун-та. 2009. С. 163–181.
  12. Витальный потенциал мортального. Концепция «второго рождения» Б. Пастернака и принцип «первозданности» Г. Айги // Творчество Геннадия Айги: литературно-художественная традиция и неоавангард. Материалы международной конференции: Тезисы, статьи, эссе. Чебоксары. 2009. С. 92–96.
  13. Метатекстовые структуры как способ саморефлексии в творчестве В. Сосноры // Активные процессы в различных типах дискурсов: функционирование единиц языка, социолекты, современные речевые жанры. Материалы международной конференции 19–21 июня 2009 года. М. Ярославль, 2009. С. 449–459.
  14. Функционирование диминутивов в языке современной поэзии // Структура и семантика языковых единиц. М. Ярославль. 2010. С. 190–195.
  15. Авангардная партитура онтологического мифа: Геннадий и Алексей Айги // КИЛ. № 1–2 (9–10). 2011. С. 82–103.
  16. Л. В. Зубова. Языки современной поэзии // Русский язык в школе. № 11. 2011. С. 81–85.
  17. «Непрочитанная» поэзия В. Сосноры: историко-лингвистический контекст // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сб. науч. ст. Вып. 10. В 3 т. Т. 2. М.: МГПИ. 2011. С. 99–107.
  18. Стратегии автокоммуникации как поиск лица: В. Хлебников и неоавангард // Велимир Хлебников в новом тысячелетии. М.: ИМЛИ РАН. 2012. С. 342–352.
  19. Коммуникативные стратегии в агитационных, PR и авангардных поэтических текстах, адресованных детям // Языковые параметры современной цивилизации. Сборник трудов первой научной конференции памяти академика РАН Ю.С. Степанова. М., Калуга: Эйдос. 2013. С. 421–430.
  20. Wechselwirkung von Diskursen als Form der interdiskursiven Beziehungen (am Beispiel avantgardistischer, poetischer, Werbe- und PR-Diskurse) // Slawistisches zu Sprache, Literatur und Kultur. Band 2. Neue slawistische Horizonte. Hamburg: Verlag Dr. Kovač, 2014. С. 201–223.
  21. Влияние супрематизма и конструктивизма на структуру плаката в рекламе и PR // Критика и семиотика. 2014. № 21. С. 202–219.
  22. Мортальный код в рекламных и PR-текстах: анализ поликодовой структуры // Мортальность в литературе и культуре: сб. науч. тр. М.: Новое лит. обозрение. 2015. С. 103–115.
  23. Концепции «вселенского» и «универсального» языка в русском и американском авангарде // Критика и семиотика. 2015. № 22. С. 268–283.
  24. «“ЛЕФ” или “блеф”?»: преодоление референциального разрыва в авангардных агитационно-пропагандистских текстах // Творчество В. В. Маяковского. Вып. 3. Текст и биография. Слово и изображение . М.: ИМЛИ РАН, 2015. С. 118–128.
  25. Дискурсивные слова в идиостилях современных поэтов // Подробности словесности. Сборник статей к юбилею Людмилы Владимировны Зубовой. СПб.: Свое издательство, 2016. С. 330-338.
  26. Фоносемантические средства в авангардных манифестах 1910-20х гг. // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. Вып. 57. М.: МАКС-Пресс, 2017. С. 256–264.

В печати:

  1. Образы языка в манифестах итальянского, русского и американского авангарда // Критика и семиотика. 2017 (в печати).
  2. Потенциальные возможности «скрытой памяти» языка: частицы, «блуждающие» в текстах Наталии Азаровой // Подарок Наталии Азаровой. М., 2017. С. 161–163 (в печати).
  3.  «Кто же изласкает золотые руки, вывеской заломленные у витрин Аванцо?»: Особенности авангардной референции // Когнитивные исследования языка: Юбилейный сборник памяти Е. С. Кубряковой. 2017 (в печати).
  4. «Футуристическая кухня» Ф. Т. Маринетти и Филлиа — гастробомба ускоренного действия // Маринетти Ф. Т. «Футуристическая кухня»: Комментированное издание / Сост., вступит. ст., коммент. О. В. Соколовой, пер. с итал. О. В. Соколовой и А. Ди Санто.  СПБ.: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2018 (в печати).