Румянцева Ирина Михайловна

Должность: 
главный научный сотрудник
Ученая степень и ученое звание: 
доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор

работает в Институте языкознания с 1987 г.
E-mail: irina.m.rumyantseva@gmail.com

Является специалистом в ряде областей языкознания (теории языка, прикладной лингвистики, психолингвистики, речеведения, онтолингвистики), а также психологии и педагогики в сфере создания новых технологий обучения иностранным языкам.

На основе исследования механизмов речи разработала новое «онтогенетическое» и «психотерапевтическое» направление в обучении иноязычной речи, в частности – Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ), при помощи которого за последние 30 лет было обучено свыше полутысячи взрослых людей.

Владеет языками: английским, немецким, хинди, пали, санскритом.

Родилась 28 февраля 1956 г. в г. Москве в семье учёного-языковеда.

В 1979 г. окончила индийское отделение Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1977-1978 гг. проходила учебно-научную стажировку в Делийском университете (Индия).

В 1979-1983 гг. обучалась в очной аспирантуре Института востоковедения АН СССР.

В 1984 г. защитила в ИВ АН СССР диссертацию кандидата филологических наук на тему «Вокализм и ритмическая структура слова в хинди (опыт синтеза)» по специальности 10.02.22 – Языки народов зарубежных стран Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии.

В 2001 г. присуждена учёная степень доктора филологических наук по диссертации «Психолингвистические механизмы и методы формирования речи», защищенной в ИЯ РАН по специальности 10.02.19 – Теория языка

В 2005 г. присуждена учёная степень доктора психологических наук за диссертацию «Психология обучения иноязычной речи (психотерапевтический подход)», защищённую в МГОПУ им. М.А. Шолохова по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология.

В 2008 г. утверждена в научном звании профессора.

С 2010 г. – профессор ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова.

Читала лекции и проводила семинары в университетах: Сан-Франциско (США, 1991 г.), Оксфорда (Англия, 1994 г.), Гейдельберга (Германия, 1996 г.), Бордо (Франция, 1998 г.), Утрехта (Нидерланды, 2000 г.), Иллинойса (США, 2001).

Выступала с лекциями и мастер-классами в различных Университетах стран СНГ.

Была председателем ГАК РГГУ, МГЛУ, Международного славянского института.

Руководит аспирантами и докторантами; ей подготовлены 2 кандидата и 1 доктор наук.

С 2001 по 2014 гг. являлась членом Учёного диссертационного совета. Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина.

Принимала участие в работе многих международных научно-практических конференций, в том числе: Международного конгресса востоковедов (1990 г., Чехословакия), международного научного конгресса «Современные языки мира» (1991 г., США), регулярной международной конференции «Глобальные прения по языку и образованию» (1994, 1996, 1998, 2000 гг., Великобритания, Германия, Франция, Голландия), Международной конференции по когнитивной науке (2006, 2008 гг. Россия) и др. Неоднократно была руководителем и членом Оргкомитетов конференций.

Член редколлегий журналов и сборников научно-методических трудов.

Принимала участие в создании научно-популярного фильма «Психолингвистика» в программе «Наука: большой скачок» на общероссийском канале Россия-2.

Автор более 200 опубликованных научных работ, в том числе 5 монографий, 2 учебников, 1 словаря и 7 учебно-методических пособий.
 

Список основных публикаций:

Монографии, учебники, словари, учебно-методические пособия

  • Ритмическая структура слова в хинди: Анализ. Монография М.: Наука, ГРВЛ, 1985. – 60 с.
  • Ритмическая структура слова в хинди: Синтез. Монография М.: Наука, ГРВЛ, 1985. – 60 с.
  • Unbelievable Adventures of Foreigners in Moscow: Intensive Course of English. Учебник и лингафонный курс. М., 1991. – 150 с., 9 аудио-кассет.
  • Психолингвистические механизмы и методы формирования речи. Монография М.: ИЯ РАН, 2000. – 134 с.
  • Психология речи и лингвопедагогическая психология. Монография М.: Per Se, 2004. – 319 с., 16 с. ил.
  • Краткая грамматика английского языка в таблицах. Учебное пособие М., 2007. – 39 с.
  • Психотерапевтический метод обучения иностранным языкам: Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ). Курс лекций М., 2007. – 38 с.
  • Русские и английские пословицы и поговорки. Учебный словарь фразеологических соответствий М.: Филоматис, 2008. – 400 c.
  • Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2012. 2-е издание. Электронная версия. 319 с. (ЭБС IPRbooks)

Статьи в рецензируемых журналах и изданиях

  • Чистые гласные и дифтонги хинди (опыт синтеза). // Вестник МГУ. – 1982. – № 2. – С. 53-62
  • Hindi Word Prosody (Experimental Research). // Indian Journal of Linguistics. – Calcutta, 1988, April. – Pp. 395-435
  • From Heart to Mind: How Some Russian Adolescents Enter the World of English. // «KAMLE Karavan», Journal of the Kansas Association for Middle Level Education, USA. – 1997. – Vol. 10. – Pp. 30-33
  • Язык и речь в свете обучения: лингво-психологический подход. // Вопросы филологии. – 2000. – № 1. – С. 33-41
  • Психолингвистика: новое время, новый взгляд. // Вопросы филологии. – 2002. – № 1(10). – С. 23-30
  • Память и ее развитие в обучении иноязычной речи методом Интегративного лингво-психологического тренинга (на материале РКИ). // Вестник ЦМО МГУ, № 5. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Методика». – М., 2005. – С. 150-156
  • Учебный текст в свете онтогенетической и психотерапевтической модели интенсивного обучения взрослых людей иноязычной речи. // Вестник ЦМО МГУ, № 6. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Методика». – М., 2006. – С. 67-73
  • Актуальные проблемы национальной безопасности в сфере образования России. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 4 (13). – С. 52-58
  • Коррекция и направленное формирование психических состояний в процессе обучения иностранным языкам. // Вестник МГОУ. Сер. психол. науки. – 2007. – № 2. – С. 2-17
  • О психологических составляющих аудитивного анализа речи в криминалистической экспертизе звукозаписей. // Теория и практика судебной экспертизы / Научно-практический журнал МИНЮСТа РФ и РФЦ Судебной экспертизы. – М.: Наука, 2007. – № 3. – С. 141-144
  • Расширение каналов восприятия как технология обучения иностранным языкам. // Вестник ЦМО МГУ, № 7. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Методика». – М., 2007. – С. 90-96
  • О принципе «погружения» в методах обучения иностранным языкам Г. Лозанова и интегративном лингво-психологическом тренинге (ИЛПТ). // Вестник ЦМО МГУ. №8. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Методика». – М., 2008. – С. 286-290
  • Новые парадигмы психолингвистики: интегративная теория речи. // Гуманитарный вестник Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета им. Г. Сковороды. – Украина, – 2008. – Вып.15. – С. 113-115
  • Психолингвистические механизмы формирования речи при обучении иностранным языкам по модели онтогенеза. // Психолингвистика. - Украина, 2009. – Т.2. – С.57-65
  • Внимание и его развитие в обучении иноязычной речи методом ИЛПТ. // Вестник ЦМО МГУ, № 2. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Педагогика. Методика». – М., 2010. – С. 47-50.
  • Психическая природа языка и речи. // Филологические науки. – № 5-6. – 2010. – С. 3-12.
  • О раннем естественном билингвизме: психологические и психофизиоло-гические основания // Психолингвистика. – Украина. – 9/2011 – С. 126-129.  
  • Психотерапия на стыке наук: интегративный лингво-психологический тренинг в обучении иноязычной речи // Психологiчнi перспективи. Выпуск 18. Волинський нацiональный унiверситет iменi Лесi Украiнки, 2012. С. 220-228.
  • О природе естественного билингвизма и его судьбе на территории бывшего СССР // Вопросы филологии, № 1, 2013. – С. 37-47.
  • На перекрестке наук: психотерапия в обучении иноязычной речи. // Высшее образование сегодня. – № 8 – 2015. – С. 43-45.
  • Речевая деятельность: психолингвистическая теория А.А. Леонтьева // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А.Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Когито-центр, 2015. – 672 с. - С. 56.
  • Интегративная теория речи // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. -  С. 329-330.
  • Интегративный лингвопсихологический тренинг // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. – С. 330.
  • Механизмы формирования родной и иноязычной речи в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. – С. 344-345.
  • Общение на иностранном языке // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. – С. 352.
  • Онтогенез речи как путь к овладению иностранным языком. – Высшее образование сегодня. – № 3 – 2016. – С. 61-63.
  • Психотерапия как здоровьесберегающая технология обучения иностранным языком. – Высшее образование сегодня. – № 10 – 2017. – С. 60-62.