Румянцева Ирина Михайловна

Должность: 
главный научный сотрудник
Ученая степень и ученое звание: 
доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор

работает в Институте языкознания с 1987 г.
E-mail: irina.m.rumyantseva@gmail.com

Является специалистом в ряде областей языкознания (теории языка, прикладной лингвистики, психолингвистики, речеведения, онтолингвистики), а также психологии и педагогики в сфере создания новых технологий обучения иностранным языкам.

На основе исследования механизмов речи разработала новое «онтогенетическое» и «психотерапевтическое» направление в обучении иноязычной речи, в частности – Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ), при помощи которого за последние 25 лет было обучено свыше полутысячи взрослых людей.

Владеет языками: английским, немецким, хинди, пали, санскритом.

Родилась 28 февраля 1956 г. в г. Москве в семье учёного-языковеда.

В 1979 г. окончила индийское отделение Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Восточные языки и литература».

В 1977-1978 гг. проходила учебно-научную стажировку в Делийском университете (Индия).

В 1979-1983 гг. обучалась в очной аспирантуре Института востоковедения АН СССР.

В 1984 г. защитила в ИВ АН СССР диссертацию кандидата филологических наук на тему «Вокализм и ритмическая структура слова в хинди (опыт синтеза)» по специальности 10.02.22 – Языки народов зарубежных стран Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии.

В 1984 – 1987 гг. являлась младшим, а затем научным сотрудником ИВ АН СССР,

Одновременно с научной работой занималась преподаванием восточных языков стажёрам и аспирантам ИВ АН СССР (1984-1987 гг.).

В 1987 г. перешла в ИЯ АН СССР (ныне Институт языкознания РАН) на должность научного сотрудника и руководителя Лаборатории экспериментальной фонетики, организатором которой являлась.

С 1997 г. по настоящее время – последовательно: старший, ведущий (с 2002 г.) и главный (с 2005 г.) научный сотрудник Института языкознания РАН.

В 2001 г. присуждена учёная степень доктора филологических наук по диссертации «Психолингвистические механизмы и методы формирования речи», защищенной в ИЯ РАН по специальности 10.02.19 – Теория языка

В 2005 г. присуждена учёная степень доктора психологических наук за диссертацию «Психология обучения иноязычной речи (психотерапевтический подход)», защищённую в МГОПУ им. М.А. Шолохова по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология.

В 2008 г. утверждена в научном звании профессора.

С 2004 г. – профессор кафедры английского языка Госакадемии. С 2010 г. – профессор ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова.

Читала лекции в университетах: Сан-Франциско (США, 1991 г.), Оксфорда (Англия, 1994 г.), Гейдельберга (Германия, 1996 г.), Бордо (Франция, 1998 г.), Утрехта (Нидерланды, 2000 г.), Иллинойса (США, 2001).

Выступает с лекциями и мастер-классами в различных Университетах стран СНГ.

Было председателем ГАК РГГУ, МГЛУ, Международного славянского института.

Руководит аспирантами и докторантами; ей подготовлены 2 кандидата и 1 доктор наук.

С 2001 по 2014 гг. являлась членом Учёного диссертационного совета. Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина.

Принимала участие в работе многих международных и всероссийских научно-практических конференций, в том числе: Международного конгресса востоковедов (1990 г., Чехословакия), международного научного конгресса «Современные языки мира» (1991 г., США), регулярной международной конференции «Глобальные прения по языку и образованию» (1994, 1996, 1998, 2000 гг., Великобритания, Германия, Франция, Голландия), Международной конференции по когнитивной науке (2006, 2008 гг. Россия) и др. Неоднократно была руководителем и членом Оргкомитетов конференций.

Член редколлегий журналов и сборников научно-методических трудов.

Автор 153 опубликованных научных работ, в том числе 5 монографий, 2 учебников, 1 словаря и 7 учебно-методических пособий. Полный список публикаций доступен по этой ссылке.
 

ЗА ПЕРИОД С 2008 г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Публикации: 

С 2008 г. по 2016 г. всего опубликованы 52 научные работы.

Монографии и словари:

  1. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2012. 2-е издание. Электронная версия. 319 с. - 21 п.л. (ЭБС IPRbooks).
  2. Румянцева И.М. Русские и английские пословицы и поговорки. Учебный словарь фразеологических соответствий М.: Филоматис, 2008. – 400 c.

Коллективная монография – словарь:

Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А.Бодалева.2-е изд., испр. и доп.  – М.: Когито-центр, 2015. –672 с. ISBN 978-5-89353-411-5, тираж 1000 экз.,
e-mail: cogito@bk.ru

Словарные статьи:

  1. Румянцева И.М. Речевая деятельность: психолингвистическая теория А.А. Леонтьева // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. - С. 56.
  2. Румянцева И.М. Интегративная теория речи // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015.  -  С. 329-330.
  3. Румянцева И.М. Интегративный лингвопсихологический тренинг // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015.  – С. 330.
  4. Румянцева И.М. Механизмы формирования родной и иноязычной речи в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. – С. 344-345.
  5. Румянцева И.М. Общение на иностранном языке // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-центр, 2015. – С. 352.

Публикации в изданиях, внесенных в РИНЦ:

  1. Румянцева И.М. Онтогенез речи как путь к овладению иностранным языком. – Высшее образование сегодня. – № 3 – 2016. – С. 61-63.
  2. Румянцева И.М. На перекрестке наук: психотерапия в обучении иноязычной речи. – Высшее образование сегодня. – № 8 – 2015. – С. 43-45.
  3. Румянцева И.М. "О природе естественного билингвизма и его судьбе на территории бывшего СССР" // Вопросы филологии, № 1, 2013. – С. 37-47.
  4. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. Учебное пособие. М., 2012.
  5. Румянцева И.М. Психическая природа языка и речи. – Филологические науки. – № 5-6. – 2010. – С. 3-12.
  6. Румянцева И.М. Внимание и его развитие в обучении иноязычной речи методом ИЛПТ. Вестник ЦМО МГУ, № 2. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Педагогика. Методика». – М., 2010. – С. 47-50.

Статьи в журналах из списка ВАК РФ:

  1. Румянцева И.М. Онтогенез речи как путь к овладению иностранным языком. – Высшее образование сегодня. – № 3 – 2016. – С. 61-63.
  2. Румянцева И.М. На перекрестке наук: психотерапия в обучении иноязычной речи. – Высшее образование сегодня. – № 8 – 2015. – С. 43-45.
  3. Румянцева И.М. "О природе естественного билингвизма и его судьбе на территории бывшего СССР" // Вопросы филологии, № 1, 2013. – С. 37-47.
  4. Румянцева И.М. Психическая природа языка и речи. – Филологические науки. – № 5-6. – 2010. – С. 3-12.
  5. Румянцева И.М. Внимание и его развитие в обучении иноязычной речи методом ИЛПТ. Вестник ЦМО МГУ, № 2. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Педагогика. Методика». – М., 2010. – С. 47-50.
  6. Румянцева И.М. О принципе «погружения» в методах обучения иностранным языкам Г. Лозанова и интегративном лингво-психологическом тренинге (ИЛПТ). Статья Вестник ЦМО МГУ. №8. Часть 1-2. «Филология. Культурология. Методика». – М., 2008. – С. 286-290.

Статьи в журналах из списка ВАК Украины (зарубежные статьи):

  1. Румянцева И.М. Психотерапия на стыке наук: интегративный лингво-психологический тренинг в обучении иноязычной речи // Психологiчнi перспективи. Выпуск 18. Волинський нацiональный унiверситет iменi Лесi Украiнки, 2012. С. 220-228.
  2. Румянцева И.М. О раннем естественном билингвизме: психологические и психофизиоло-гические основания // Психолингвистика. – Украина. – 9/2011 – С. 126-129.
  3. Румянцева И.М. Психолингвистика: взгляд нового времени // Психолингвистика. – Украина, 2009. – Т.1. – С. 27-40.
  4. Румянцева И.М. Психолингвистические механизмы формирования речи при обучении иностранным языкам по модели онтогенеза // Психолингвистика. – Украина, 2009. – Т.2. – С. 57-65.
  5. Румянцева И.М. К вопросу о психической сущности языка и речи. // Психолингвистика. – Украина, 2009. – Т.3. – С. 151-156.
  6. Румянцева И.М. Новые парадигмы психолингвистики: интегративная теория речи. Статья Гуманитарный вестник Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета им. Г. Сковороды. – Украина, – 2008. – Вып.15. – С. 113-115.

Опубликованные доклады на конференциях:

  1. Румянцева И.М. О вкладе онтолингвистики в общую теорию формирования речи. // «Проблемы онтолингвистики – 2016», 23-25 марта 2016 г., Институт детства РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург, - СПб.
  2. Румянцева И.М. Овладение иноязычной речью через развитие когнитивных процессов. // Материалы X Міжнародної науково-практичної конференції «ПСИХОЛІНГВІСТИКА В СУЧАСНОМУ СВІТІ – 2015», 22-23 жовтня 2015, ISBN 978-617-7009-00-0, Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університетімені Григорія Сковороди, Pereyaslav-Khmelnytskyi, Ukraine, 2015. – С. 98-99.
  3. Румянцева И.М. Быть ли билингвами детям в бывших советских республиках? // Материалы Международной научной конференции «Проблемы онтолингвистики – 2014: двуязычие», 3-5 марта 2014 г., Институт детства РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург, - СПб: Златоуст, 2015. – С. 188-192.
  4. Румянцева И.М. "О  русском языке как втором родном: к проблеме утраты естественного билингвизма на территории бывшего СССР" // Материалы V Международного конгресса исследователей русского языка "Русский язык: исторические судьбы и современность" (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет, 18–21 марта 2014 г.): Труды и материалы / Составители М.Л. Ремнёва, А.А. Поликарпов, О.В. Кукушкина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. – С. 597-598.
  5. Румянцева И.М. "О речевой способности человека: фоно-просодический уровень" // Научные труды конференции "Актуальные вопросы теоретической и прикладной фонетики – 2013", филфак МГУ им. Ломоносова. Сборник статей к юбилею О.Ф. Кривновой / Под ред. А.В. Архипова, И.М. Кобозевой (отв. ред.), Кс.П. Семёновой. – М.: ООО «Буки-Веди», 2014. – С. 343-350.
  6. Румянцева И.М. «О широком понятии онтогенеза речи и его прикладных возможностях» // Материалы конференции «Культура как текст». Сборник статей. Выпуск ХII. – М.: ИЯ РАН, Смоленский РГУ, 2014. – С. 3-8.
  7. Румянцева И.М. «Развитие речевой способности в комплексе «языкового» и «психического» // Сб. трудов к 70-летию В.Б. Касевича, Санкт-Петебург, 2013 . – С. 31-42.
  8. Румянцева И.М. «О фоно-просодичеком уровне речевой способности ребёнка». // Материалы Международной научно-практической конференции«Проблемы онтолингвистики – 2013», РПГУ им. Герцена, г. Санкт-Петебург, 2013 . – С. 43-47.
  9. Румянцева И.М. В защиту раннего билингвизма // Психолінгвістика в сучасному світі – 2013 : Матеріали VIII Міжнародної науково-практичної конференції (18-19 жовтня 2013, Переяслав-Хмельницький). – Украина, Переяслав-Хмельницький, 2013. – 128 с. – С. 64.
  10. Румянцева И.М. Ранний естественный билингвизм: психологические и психофизиологические основания. // Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы международной научной конференции к 80-летию А.В. Брушлинского, Москва, ИПРАН, октябрь 2013. Т. 3, с. 334-337.
  11. Румянцева И.М. К вопросу о когнитивной лингвистике, психологии и педагогике // Сборник материалов научной конференции Смоленского гуманитарного университета (СГУ) и ИЯ РАН «Культура как текст», Вып. 11, 2012. С. 111-113.
  12. Румянцева И.М. О когнитивной педагогике, акмеологии и педагогической психологии (на материале формирования иноязычной речи) // Научные труды 5-ой Международной конференции по когнитивным наукам, 2012. С. 604-606.
  13. Румянцева И.М., Каплун М.И. Михаил Кузьмич Румянцев – вехи большого пути // Материалы Х Международной конференции по языкам стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки, (Москва 21-22 ноября, 2012): сборник статей, МГУ им. М.В. Ломоносова, ИСАА, СПбГУ, М., 2012. – С. 245-254.
  14. Румянцева И.М. О моделировании речевого онтогенеза  при формировании иноязычной речи взрослых // Материалы конференции «Онтолингвистика – 2011», РГПУ им. А.И. Герцена, СПб.: 2011. – С. 3-5.
  15. Румянцева И.М. «О проблеме утраты естественного билингвизма на территории бывшего СССР». Материалы международной конференции «Язык и общество в современной России и других странах». – М.: ИЯ РАН, 2010. – С. 144-145.
  16. Румянцева И.М. Механизмы понимания устной речи (нейролингвистическая и психофизиологическая модель) и создание новых учебных технологий. Материалы международной междисциплинарной научно-практической конференции «Понимание в коммуникации – 4»: В 2-х т. – М.: МГПУ, 2010. – Т. 1. – С. 31-37.
  17. Румянцева И.М. «Инновационные технологии в обучении РКИ:Интегративный лингво-психологический тренинг (о роли психических процессов в развитии речи)». III Международная научно-практическая интернет-конференция «Русский язык@Литература@Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом». Ноябрь 2010г. (веб-портал «Русский язык для всех», раздел «Инернет-конференции»).
  18. Румянцева И.М. К понятию «интегративная теория речи». Статья Материалы 9-ой международной научной конференции «Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты». – М.: ИЯ РАН; Ульяновск: УлГУ, 2009. – С. 46-48
  19. Румянцева И.М. Механизмы овладения речью в онтогенезе: сознательное и бессознательное. Статья Материалы международной конференции «Проблемы онтолингвистики – 2009». – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2009. – С. 82-85
  20. Румянцева И.М. Нейроподход к механизмам понимания устной речи и созданию новых учебных технологий. Статья Культура как текст: Сб. науч. ст. Вып. 9. – М.: ИЯ РАН; Смоленск: СГУ, 2009. – С.216-223
  21. Румянцева И.М. О влиянии средств массовой информации на язык нации. Статья / соавтор Румянцев М.К. Материалы I международной конференции «Социальные коммуникации современного мира». – Запорожье (Украина), 2009. – С. 34-38
  22. Румянцева И.М. Обучение иноязычной речи на основе развития ощущений и восприятий. Статья I Междун. научно-практическая интернет-конференция «Русский язык@Литература@ Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом», 23-29 ноября 2009г. (веб-портал «Русский язык для всех», раздел «Инернет-конференции»)
  23. Румянцева И.М. Просодия слова в латышском языке: постановка проблемы. Статья / соавтор Симонова О.А. Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. – М.: ИЯ РАН, РУДН, 2009. – С. 350-351
  24. Румянцева И.М. Теория речевой деятельности в интегративной модели речи. Статья Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. – М.: ИЯ РАН, РУДН, 2009. – С. 89-90
  25. Румянцева И.М. Интеграция наук о человеке в целях создания инновационных учебных технологий (на примере обучения иностранным языкам) // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН: в 2-х ч. Ч. 2 / Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М., 2009. – С. 172-178.
  26. Румянцева И.М. О механизмах формирования родной и иноязычной речи в общении: общее и специфичное // Психология общения 21 век: 10 лет развития. Материалы международной конференции: в 2-х т. Т. 1. – М.: ПИ РАО, ИП РАН, МГУ, 2009. – С. 87-89.
  27. Румянцева И.М. Просодия слова в языке хинди: универсальное и специфичное. // Материалы 8-ой конференции по языкам Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки (LESEWA-8). – М.: ИНИОН РАН, 2009. – C. 155-156.
  28. Румянцева И.М. К понятию «психопросодика» речи. Статья Культура как текст: Сб. науч. ст. Вып. 8. – М.: ИЯ РАН; Смоленск: СГУ, 2008. – С. 360-365
  29. Румянцева И.М. К проблеме утраты естественного билингвизма на территории СНГ. Статья Материалы международной конференции «Проблемы онтолингвистики - 2008». – СПб.: Златоуст, 2008. – С. 154-156
  30. Румянцева И.М. Психологический тренинг в обучении взрослых иноязычной речи. Статья Обучение взрослых иностранным языкам в системе вузовского и послевузовского образования: формирование иноязычной коммуникативной компетенции: Материалы III Международной конференции. В 2-х ч. Ч.1. – Минск, 2008. – С. 12-15
  31. Румянцева И.М. Психология общения в обучении иноязычной речи: психотерапевтические технологии. Статья Познание в структуре общения / Под. ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. – М.: ИП РАН, 2008. – С. 357-364
  32. Румянцева И.М. Регуляция, коррекция и направленное формирование психических состояний в процессе обучения взрослых иностранным языкам. Статья Психология психических состояний: теория и практика: Материалы 1-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х ч. – Казань: КГУ, 2008. – Ч.2. С. 216-220
  33. Румянцева И.М. Psychological and neurophysiological foundations of early natural bilingualism. Тезисы доклада Третья международная конференции по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. – М., 2008. – Т. 1, С. 140-141
     

Преподавательская деятельность:

2016 г. Читает курс лекций «Методика преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе» аспирантам ИЯ РАН.

2010 г. – по настоящее время: профессор ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова (Лаборатория экспериментальной фонетики).

2004 г. – по настоящее время: профессор кафедры английского языка Госакадемии.

Председатель ГАК и ГЭК: РГГУ (2013-2014), МГЛУ (2014), Международного славянского института (2008-2012).
 

Подготовила к защите:

Л.Н. Котову с диссертацией на соискание ученой степени доктора филологических наук по теме «Прагматика нарратива (теоретико-экспериментальный аспект)». Диссертация защищена в 2012 г.

Е.А. Листопад с диссертацией на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Совершенствование методики обучения иностранному языку слушателей специализированных вузов на основе системы упражнений по развитию творческого мышления». Диссертация защищена в 2009 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова.
 

Деятельность по популяризации науки:

2012 г. Принимала участие в создании научно-популярного фильма «Психолингвистика» на общероссийском канале Россия-2 в цикле передач «Наука 2.0. Большой скачок».

Выступала с лекциями, семинарами и мастер-классами в Университетах стран СНГ:

2012, 2010, 2008 – в Переяслав-Хмельницком государственном педагогическом университете, Украина. 

2008 – в Минском лингвистическом университете, Беларусь.