Никитина Елена Сергеевна

 

Должность: 
ведущий научный сотрудник
Ученая степень и ученое звание: 
кандидат филологических наук

 

Е. С. Никитина работает в Институте языкознания с 1975 года и прошла все ступени от стажера-исследователя до ведущего научного сотрудника. Имеет в общей сложности более 170 опубликованных работ. Ею написаны 7 учебных пособий по теории коммуникации, семиотике, социология языка, психолингвистике, методам текстового анализа и проблемам понимания текста. Изданы 5 монографий: 

  • Историко-критический обзор концепций внутренней речи. М.: ИНИОН, 1987.
  • Психолингвистическая модель языковой способности. М.: 1998.
  • Коммуникативный подход в анализе диалога. М.: Институт языкознания РАН, 2010.
  • Введение в диалогику (совм. С Шамликашвили Ц.А.).- М.: ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2011.
  • Смысловой анализ текста: Психосемиотический подход. М.: ЛЕНАНД, 2016. – 200 с.

Учебные пособия:

  • Семиотика. Учебное пособие. Институт языкознания РАН. – М.: «Академический проект», 2006.
  • Методы анализа текста. Учебное пособие для студентов психологов. МПГУ, 2011.
  • Социология коммуникации. Хрестоматия. Lap Lambert Academic Publishing GmbH&Co.KG, Germany, 2012.

Никитина Е.С. участник многочисленных конференций и симпозиумов, как в нашей стране, так и за рубежом по проблемам психолингвистических исследований. Организатор круглых столов на международных конференциях.

  • В 1994-1996 гг. Никитина Е.С. получила грант Международного Фонда "Культурная инициатива" по итогам конкурса инновационных проектов, проведенного в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России» (проект N 181).
  • В 1996 – 1997 гг. получила грант от фонда РГНФ по теме "Психолингвистическая модель языковой способности". Монография депонирована в ИНИОН.
  • В 2007-2008 гг. получила грант РФФИ (проект № 07-06-00482) по исследовательской теме: «Сознание как текст: к построению семиотического метода анализа сознания».

Никитина Е.С. является экспертом ЕГЭ по английскому языку.
Состоит рецензентом журнала Вестник РКА (Российская коммуникативная ассоциация) со дня его основания. Член редколлегии журнала практического психолога (ЖПП).
Лауреат книжных конкурсов: «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию»
2011-2012 гг. – 3 место в номинации Теория коммуникации за книгу Никитина Е.С., Шамликашвили Ц.А. Введение в диалогику.- М.: ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2011 –240 с.
Лауреат конкурса на лучшую книгу 2006 г. среди преподавателей высших учебных заведений Фонда развития отечественного образования по направлению гуманитарных наук за учебное пособие «Семиотика». Академический проект, 2006.

  • Никитиной Е.С. подготовлены отзывы на десяток диссертационных работ, написаны более 30 рецензий на книги, представляемые на ежегодные конкурсы РКА по секции «Социально-культурная антропология».
  • Начиная с 1980 г. Никитина Е.С. постоянно преподает в вузах по приглашению следующие курсы:
    • Как делать текст или риторика для психологов
    • Психосемиотика
    • Психолингвистика
    • Психология общения
    • Методы разрешения конфликтов. Медиация.
    • Семиотика
    • Социология языка
    • Психология языка и мышления
    • Психологическая герменевтика: понимание текста
    • Мифотехнологии в рекламе
    • Методы преподавания в вузе
    • Деловой этикет.

Под руководством Никитиной Е.С. написаны несколько десятков дипломных проектов и защищены в разных вузах Москвы (РГСУ, МПГУ, Московский региональный социально-экономический институт, Институт деловых коммуникаций, Институт бизнеса и политики). Несколько лет работала в должности декана факультета психологии в МРСЭИ г. Видное (1994-1997).
Никитина Е.С. вела курс «Социология коммуникации» на социологическом факультете МГУ. Итогом стала хрестоматия по социологии коммуникации, изданная в Германии (Социология коммуникации. Хрестоматия. Lap Lambert Academic Publishing GmbH&Co.KG, Germany, 2012. 630 с.).
Читает спецкурс по выбору «Основы психолингвистики» в магистратуре психологического факультета МГУ.
Участник рабочей группы при Минобрнауки по обсуждению возврата сочинения в школу. Никитина Е.С. ведет направлением в работе отдела «Психогерменевтика текста».

Публикации: 

(курсивом выделены статьи в журналах из списка ВАК)

2008

  • О джентльменском наборе коммуникативной компетентности// Альманах «Коммуникативные практики в современном обществе». СПб, 2008, № 1. С. 240-252.
  • О мифологической функции сознания//Языковое сознание: парадигмы исследования. Сборник статей/Под ред. Н.В.Уфимцевой, Н.Ушаковой.- М.- Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Издательство «Эйдос»), 2007. С.40-49.
  • К континуальной природе смысла//Вестник Тверского государственного университета. № 29 (57), 2007 – Серия "Филология" - Вып. 11 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - С. 168-173.
  • Значение против смысла: полюсы анализа текста//Мир психологии. 2008, № 2. C. 60-71.
  • Слово в защиту эклектики российской коммуникативистики// III Всероссийский социологический конгресс. Программа. Тезисы докладов. Публикации. Организаторы. Москва, 2008. Электронное издание.
  • Человек и язык//Сб. Лингводидактика. Социолингвистика. Языки мира. К 90-летию со дня рождения академика И.Ф. Протченко. Учреждение РАН Институт языкознания. М., Сов. Писатель, 2008

2009

  • Игры с телом// Журавлев И.В., Никитина Е.С., Сорокин Ю.А., Реут Д.В., Тхостов А.Ш. Психосемиотика телесности. Изд. 2. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.С. 31-51
  • Психосемиотика. Методологический подход и методы анализа//Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. Москва, 2009.С.380-381.
  • Классификация диалогов per se// Научный журнал «Культура народов Причерноморья» № 168, т. 2, 2009, С. 125-127.
  • Психосемиотика как методологический подход//Язык и сознание: психолингвистические аспекты. Сб. статей. Москва-Калуга, «Эйдос», 2009. С. 52 – 61
  • О диалогической природе сознания//Актуальные проблемы коммуникации и культуры//Сборник научных трудов российских и зарубежных ученых. 10-й Юбилейный выпуск. Москва-Пятигорск, 2009. С.198-207.

2010

  • Порождение-понимание высказывания в ракурсе коммуникативной парадигмы//ж. Вопросы психолингвистики №1 (11), 2010. С. 65-75.
  • Предисловие к книге Н.Я Соловей. О творчестве А.С. Пушкина. Очерки/Сост. Г.Ф. Благова. – М: ТЕЗАУРУС, 2010. - 300 с. С. 10-11.
  • Конференция как игра//Научный журнал «Функциональная лингвистика». Язык и мир. № 1, т. 2, 2010. Крымский республиканский Институт последипломного педагогического образования. С. 121-124.
  • Коммуникативный подход в анализе диалога// Никитина Е.С.; Институт языкознания РАН.- М., 2010. - 187 с. – Библиогр.:с. 184-187. Деп. в ИНИОН РАН № 60951 28.12.2010. Монография.

2011

  • Коллоквиум «Семиотика XXI века: человек в мире знаков. Раздел IV (с.328 - 362 ) /Семиотика культуры: антропологический поворот. Коллективная монография. СПб.: Эйдос, 2011. - 362 с.
  • Как слушать, чтобы слышать (по мотивам брошюры Джона Энрайта «Позиция слушателя-терапевта»)// Журнал практического психолога № 2, 2011. С. 77 – 85. Юбилейный выпуск.
  • Слушать, чтобы быть свободным// Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: концепции и перспективы [Текст]: материалы Международной заочной научно-методической конференцию в трех частях. Ч. 1. – Волгоград: Изд-во ВолГу, 2011. С. 187- 197.
  • Текст в диалогах// Вопросы психолингвистики. 2011. №1(13). Москва, 2011. С. 140-151.
  • INTERCULTURAL DIALOGUE// Education and Interethnic Relations: Book of articles / Ed. by E. Khakimov, Izhevsk, Udmurt State University, 2011. C. 139-149.
  • Текст в коммуникативной парадигме// Вестник Тверского Государственного университета. Серия «Филология». 2011. Выпуск 1. C. 57- 64.
  • Анализ текста как научный способ понимания// Функциональная лингвистика: сб. научных работ/ Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования; науч. Ред. А.Н.Рудяков. - №2. Том 2. – Симферополь, 2011. С. 90-93
  • Введение в диалогику. Монография. (Совм. с Шамликашвили Ц.А.). – АНО «Научно-методический центр медиации и права», Учреждение Российской академии наук Институт языкознания РАН – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2011. 240 с.
  • О многообразии способов понимания//Богинские чтения, Тверь 2011.

2012

  • Текст - фокусы смысла – понимание//Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Филология» - 2012. - № 10.- Вып. 2 «Лингвистики и межкультурная коммуникация». С.102-109.
  • Текст как единица смыслогенеза// электронный журнал «Мир лингвистики и коммуникации» № 2 (27) 2012 зарегистрировано 20.08.2012 под номером 04201200038/0012.
  • Социология коммуникации. Хрестоматия. Lap Lambert Academic Publishing GmbH&Co.KG, Germany, 2012. 630 с.
  • Адресаты в автокоммуникации//Логический анализ языка. Адресация дискурса. – Изд. «ИНДРИК», Москва, 2012. С. 402 - 410.

2013

  • Авторство как коммуникативная роль// Автор и биография, письмо и чтение. Сборник докладов/Ред. и сост. Ю.П.Зарецкий; Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 11- 23.
  • Психолингвистические аспекты медиации// Материалы X международного конгресса международного общества по прикладной лингвистике. Москва, 2013. С. 456 – 457.
  • Городские нарративы как регуляторы способов жизни// Тезисы докладов X конгресса этнографов и антропологов России. «Современный город и социально-культурная модернизация России». М.: ИЭА РАН, 2013 – 302+ LII с. C.224
  • Психолингвистика в поисках смысла //ж. Вопросы психолингвистики 2013, №1 (17). С.124 – 1 35.
  • Типы интерпретаций. Психосемиотический подход к смыслу текста// «Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал». Т. 1 № 31 – 2013.
  • Текст – фокусы смысла – понимание// Журнал практического психолога. Специальный выпуск: текст как субъект понимания, № 3, 2013. С. 3 – 14.
  • Вариант истории развития нарратива в лицах и без сюжета// Журнал практического психолога. Специальный выпуск: текст как субъект понимания, № 3, 2013. С. 78 – 93

2014

  • Понимание и интерпретации на материале одного библейского сюжета//ж. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Выпуск 18 (704) Языкознание. Религиозная коммуникация и профессиональное образование. – Москва, ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. С.33-45. - 254 с.
  • Функции абсурда в коммуникации// VII Международная конференция РКА «Коммуникативные стратегии преобразования человека (Коммуникация – 2014). Тезисы выступления.
  • О нормативности понимания // Слово и текст: психолингвистический подход. Сборник научных трудов. Выпуск 14. – Тверь, 2014. С. 125 -130.
  • Виды смыслов текста как результат технологий понимания// Известия ЮЗГУ», Серия Лингвистика и педагогика. Курск, 2014, № 3, С. 14-22.
  • Математическое моделирование как научный способ понимания действительности//Бытие, уходящее в бесконечность. К столетию рождения Б.В. Раушенбаха. – М.: МФТИ, 2014. С. 233-251.
  • Диалогический подход в обучении: обратная связь в учебной коммуникации как механизм обретения доверия//Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: Вып. 3: Сборник научных трудов./ Под ред. Т.В. Скубневской. Барнаул: АЗБУКА, 2014. С.60-66.
  • Никитина Е. С. Диалог: когда третий не лишний или логика троичности//ж. Мир психологии, 2014, № 2, с. 272-280.

2015

  • О понятии нулевого смысла текста // Культурно-историческая психология. 2015. Т.11. №2. С.108–117. doi:10.17759/chp.2015110211.
  • Память как текст в коммуникативных пространствах//Мир психологии 2015.№ 2 (82) С.49-58.
  • Креативность и понимание// ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 1 /Отв. ред. Богоявленская Д. Б. – М.: Когито-Центр, 2015. – 492 с. Т.1. С.306-308.
  • Никитина Е.С. Текст как механизм передачи смыслов в коммуникативном пространстве социума // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - №5, 2015.

2016

  • Никитина Е.С. Смысловой анализ текста: Психосемиотический подход. М.: ЛЕНАНД, 2016. 200 с. Монография.
  • Никитина Е.С. Диалогическая составляющая компетентностного подхода в образовании// Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сборник научных трудов, выпуск 2/ под ред. профессора М.В. Мельничук.- М.: Научные технологии, 2015. 0.9 п.л. Статья.
  • Никитина Е.С. Третий в диалоге// Понимание в коммуникации: материалы седьмой международной междисциплинарной научной конференции, 14 – 16 мая 2015 г., Москва – Коломна /Московский городской педагогический университет; Московский государственныйобластной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ. 2015. – 246 с. С.23-25. 0.1 п.л. Статья.
  • Никитина Е.С. Рассказы о еде: функции в коммуникации//Лингвистика без границ. Сборник статей памяти доктора филологических наук, профессора В.Б Кашкина / Под ред. К.М. Шилихиной, О.О. Борискиной.–Воронеж: НАУКА- ЮНИПРЕСС, 2016. С. 31- 43. Статья. 0.8. п.л. 
  • Никитина Е.С. Семиотический ракурс проблемы языка и мышления//Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты: Материалы XVI-й Международной научной конференции (Орехово-Зуево, 2016).ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно- технологический университет», 2016. – 207 с. Тезисы.0.05 п.л. 
  • Никитина Е.С. Механизмы понимания: смысловое чтение//Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам. Материалы международного конгресса, посвященного 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева. Часть 1. С. 313-314. 
  • Никитина Е.С. На пути к метатеории сознания как текста// Всероссийская научно-практическая конференция «Лингвистика XXI века: традиции и перспективы», посвящённая 75-летию факультета иностранных языков и международной коммуникации ТвГУ.г. Тверь, 2016 г.
  • Nikitina E.S. Text sense model /Тезисы докладов на седьмой международной конференции по когнитивной науке. Светлогорск, 20-24 июня 2016 г. Pp.55-56.
  • Nikitina E. Dialogue: When the Third is not Weird or the Logic of Trinity. - Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2016. P.151-161.

2017

  • Никитина Е.С. Понимание как вид автокоммуникации / Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты: Материалы XVII-й Международной научной конференции. Москва-Орехово-Зуево, ГОУ ВО МО ГГТУ, 2017. С.88-89.
  • Никитина Е.С. Текст в пространствах сознания//Когнитивные парадигмы языкового сознания в современной лингвистике. Материалы II Международной научной конференции. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2017. С.196-201. ISBN978-5-85108-311-2
  • Никитина Е.С. Текст как субъект в коммуникативном взаимодействии // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2017. № 2. С. 86–105. 
  • Никитина Е.С. «Режимы работы сознания – автокоммуникация – сновидения». Тезисы Международной научно-практической конференции НАУЧНАЯ ШКОЛА П.Я. ГАЛЬПЕРИНА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: сборник тезисов / Под ред. Карабановой О.А., Бурменской Г.В., Захаровой Е.И. – Москва, 2 - 3 октября 2017 г. – 374 с. ISBN 978-5-9909329-0-6 С. 155-162.
  • Никитина Е.С. Типологический смысл текста как продукт типологического понимания// Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2017. № 4.
  • Никитина Е.С. Функции абсурда в коммуникации. Введение к коллективной монографии «Абсурд в коммуникациях, или Общение без понимания». Под ред. Е.С.Никитиной. - М.: ЛЕНАНД, 2018. 160 с.
  • Никитина Е.С. Психология как междисциплинарная метанаука о сознании человека//"История российской психологии в лицах: Дайджест" (№ 6, 2017). Номер журнала с материалами конференции "500 лет использования понятия "Психология" доступен на сайте и в РИНЦ.

Опубликованные доклады:

  • Коммуникативный подход в изучении мышления//Современная психология мышления: смысл в познании. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Олега Константиновича Тихомирова. Москва, 17-18 октября 2008 г. С.192-194.
  • О парадоксах текстового сознания//Тезисы когнитивной конференции в Иваново.2008.
  • Текст в социокультурном пространстве: от высказывания до мифа и обратно. Тезисы. Международная научная конференция «Филология – искусствознание – культурология. Новые водоразделы и перспективы взаимодействия». Москва, 2009. С.62-64.
  • - Dialogics, paralogics, mythologics: there and back. Submission. Conference “Keywords in Communication.” Chicago, 2009.
  • Семиотическая личность. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Тезисы конференции. МГУ, 2009. С. 25-26.
  • Детектив как экспериментальный метод анализа повседневности//Жизнь языка в культуре и социуме. Материалы конференции, посвященной 75-летию доктора филологических наук, профессора Евгения Федоровича Тарасова. Москва 2010. С.53-55.
  • Вещи или деньги – «Свободный выбор свободных граждан» //Потребление как коммуникация -2010. Материалы VI международной конференции «Потребление как коммуникация -2010». Санкт-Петербург, 2010. С.244-245.
  • Анализ текста в коммуникативной парадигме// V Международная конференция РКА «Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности». Тверь, 7-11 сентября 2010. Электронное издание.
  • - Креативность и творчество – логики монолога и диалога // III Российский культурологический конгресс с международным участием. КРЕАТИВНОСТЬ В
  • ПРОСТРАНСТВЕ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ. Тезисы докладов. СПб.: Эйдос, 2010.C. 24.
  • Паралогика понимания//Материалы конференции «Понимание в коммуникации –5»/Сборник работ. М.: 2011. 268 с.
  • Текст-гипертекст или три подхода к смыслогенезу//Жизнь языка в культуре и социуме-2. Материалы международной научной конференции. Москва –Калуга: «Эйдос», 2011.С. 262-264.
  • Гипотеза лингвистической относительности и детерминизма как психологическая проблема//Научные материалы V Съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» тт. 1-3. Москва, 2012. Т. 1. С. 89-90.
  • Личность и текст: семиотический аспект// Тезисы международной научной конференции «Человек, субъект, личность в современной психологии» (к 80-летию со дня рождения А.В.Брушлинского). – Москва, 2013, Т.3. С. 328- 331.
  • Понимание и интерпретации на материале одного библейского сюжета// Тезисы докладов Межотраслевой научно-практической конференции 28-29 января 2014 года «Религиозная коммуникация в пространстве профессионального образования». С.69.
  • Диалогизм понимания//Психология третьего тысячелетия:II Международная научно-практическая конференция: сборник материалов (под общей ред. Б.Г.Мещерякова) – Дубна: Гос. Ун-т «Дубна», 2015. С.291-296.
  • Смысловой анализ текста// Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы Второй научнопрактической конференции (Москва, 24–25 апреля 2015 г.). Т. 1 / отв. ред. Д. А. Крячков ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) Министерства иностр. Дел Рос. Федерации - М.: МГИМО–Университет, 2015. С.93-99.
  • Никитина Е.С. Культура интеллектуального труда. Чтение. С.212-213// Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева, №№ 12–15. Психология, философия и педагогика чтения. / Материалы 18-й, 19-й и 20-й Международных научно-практических конференций по психологии, философии и
    педагогике чтения, посвященных 20-летию Международного института чтения им. А.А. Леонтьева./ Ред.-сост. И.В. Усачева. Издание 2-е, доп. в 4-х частях. — М.: НИЦ ИНЛОККС, 2016, — 272 с. УДК 371+378 ББК 88.4+88.8+74.200.585.00+60.56+78.39+74.202.5 ISBN 978-5-8429-1090-8