Дорогие коллеги!
Приглашаем Вас на семинар «Мировые поэтические практики» при Центре лингвистических исследований мировой поэзии (Институт языкознания РАН), который состоится 19 сентября в 16.00. С докладом «Классический китайский стих люйши» выступит Юлия Дрейзис. |
Место проведения семинара: Институт языкознания РАН, Б. Кисловский пер., д.1. Конференц-зал (2 этаж).
Аннотация
Для большинства европейских читателей классическая китайская поэзия – это, прежде всего, так называемая уставная поэзия люйши, чьё содержательное разнообразие сделало её более интересной для переводчика, чем поэзию других, более строгих традиционных форм (оды фу, городского романса цы, арии цюй и т.п.). Пожалуй, теоретику и практику поэзии будет любопытнее всего узнать, какую степень свободы предоставляла традиционная метрическая система поэту и какова была природа налагаемых ограничений.
Базовой особенностью стиха люйши является его следование жёстким правилам во многом искусственной рифмовки, соблюдение заданной длины строки и чередования тонов. Из всех трёх характеристик наиболее сложной для понимания европейского читателя является именно тональная природа китайского классического стиха, которая начинает проявляться не раньше конца V – начала VI вв., вслед за эволюцией самого языка. История китайского стихосложения на протяжении первых пяти столетий его существования – это, по существу, история открытия, сначала в очень простой форме, рифмы и метра и их разработки и эксплуатации для поэзии на языке, в котором сама симметричная форма слов обеспечивает поэта естественными слоговыми блоками для чисто силлабического стиха. С «открытием» теоретиком Шэнь Юэ (441–513) четырёх тонов (отличных от современных четырёх тонов стандартного путунхуа) и восьми болезней стиха начинается эпоха тонального стихосложения. Сложные метрические схемы регулируют чередование тонов внутри строки пятисложного и семисложного стиха, задавая тем самым его жёсткую тональную структуру.
Существует три типа регулярного стиха люйши: собственно восьмистрочный люйши, четверостишие цзюэцзюй (букв. «оборванные строки») и «поэма» пайлюй с неограниченным количеством стихотворных строк, сгруппированных в четверостишия. Все чётные строки в регулярном стихе заканчиваются рифмующимися слогами. Необходимым элементом является также семантический и тональный параллелизм: тенденция к выстраиванию тонов в виде антитетических соответствий, особенно в последней части стихотворных строк; склонность к группировке слогов сходного тона внутри строки парами, но не тройками; наконец, допустимость использования троек сходного тона в случае, если они разделены цезурой.